ПЕРВАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ «МАСКА»

Сегодня стало известно о том, что спектакль театра им. Камала «Однажды летним днем» номинирован на получение российской театральной премии «Золотая маска». Причем спектакль номинирован четырежды — за лучший спектакль малой формы, за лучшую режиссуру, за работу художника по свету и за лучшую женскую роль. Он практически сразу же вошел в список номинантов, но входящий в экспертный совет «Золотой маски» заведующий литературной частью театра им. Камала Нияз Игламов в голосовании не участвовал — такого этическое требование.

Если номинация перерастет в награду, камаловцы станут первыми в истории академического драматического театра Татарстана лауреатами «Золотой маски». До сих пор Татарстан главной театральной наградой не избалован. Две «Маски» есть в активе Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля. Их получили в разное время Ахмет Агади за лучшую мужскую партию в опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта» и Альбина Шагимуратова за партию Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти.

В середине 90-х годов за спектакль «Буря» получил «Золотую маску» и ТЮЗ, но его все-таки стоит отнести к разряду детских театров. Есть «Золотая маска» и в театре им. Камала, но она присуждена не за спектакль, а в номинации «Честь и достоинство» в 2000 году главному режиссеру театра в то время Марселю Салимжанову.

Как ляжет карта, пока сказать трудно. Но уже сейчас стоит настроиться, что исход борьбы может быть разным — конкуренция очень сильная. Например, рядом с фамилией Фарида Бикчантаева можно видеть имена Льва Додина, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова и других известнейших столичных режиссеров. Среди спектаклей малой формы в номинанты попали «Приют комедиантов» и брянцевский ТЮЗ из Санкт-Петербурга, «Школа современной пьесы». Евгению Гинзбургу придется помериться силами с коллегами из Вахтанговского театра и новосибирского «Красного факела» — продвинутого театра. Среди конкуренток Люции Хамитовой — такие звезды, как Елизавета Боярская и Ксения Раппопорт, и не только они.

Кстати, среди номинантов на «Золотую маску» есть еще один казанец. Это Алексей Тихомиров, ныне живущий в Москве, который в свое время закончил казанское музыкальное училища и один период учился в консерватории по классу вокала у Михаила Казакова. Затем Тихомиров перевелся в центр оперного пения Галины Вишневской. Он номинирован за парию Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского в театре Екатеринбурга.

ПРОРЫВ С ПОМОЩЬЮ «ВТОРОГО ИБСЕНА»

Пьеса норвежского драматурга Йона Фоссе, которую взял в работу главный режиссер театра им. Камала Бикчантаев, никогда не ставилась в России, хотя в Европе этот автор имеет популярность. Бикчантаев стал ее первооткрывателем в стране. Фоссе на родине называют «вторым Ибсеном», у себя в Норвегии он, кстати, был удостоен премии великого Генрика, а одно из британских аналитических агентств внесло Фоссе в сотню живущих ныне гениев.

Этот норвежский писатель и драматург сознательно отказывается от реализма, полагая, что в наше время — время «утраченной перспективы» — реализм просто невозможен. Для него важнее не то, что происходит, а как это происходит. Его язык — это язык ритмической прозы, несложной по конструкции, но трудной для проживания актерами. Бикчантаев поставил спектакль о «холоде вершин» человеческой памяти и подсознания, протянув, таким образом, еще одну связующую нить между Ибсеном и Фоссе.

Действие, как следует из названия пьесы, происходит летним днем, но публику не покидает ощущение холода. Холода от одиночества, от непонятости. На сцене все лаконично и четко, сценографического решения как такового нет. Мебель из IKEA, аксессуары из этого же магазина — все чисто, обезличено и усреднено.

Так же и с героями, у которых просто-напросто нет имен. Они зовутся Женщина, Женщина в молодости, Подруга и так далее. Автор принципиально не персонифицирует их. И история, которая рассказывается, не имеет ни начала, ни конца. Муж Женщины (Хамитова) внезапно пропал. Утонул, ушел? Теперь это уже не имеет значения.

Идут диалоги персонажей, полунамеки, кажется, все опутано невидимой паутиной нитей, тянущихся из памяти. Все полупрозрачно, недоговорено. В течение полутора часов нас изымают из реальности и дают возможность подумать и покопаться в себе, в своем подсознании. Мы видим дождь за окном, словно осязаем его длинные струи, мы находимся в этой ловушке времени, которое будто бы остановилось.

Вот тут следует сказать об одном важном элементе спектакля — свете. Бикчантаев пригласил для светового решения своего спектакля одного из лучших мастеров в этом жанре в России Евгения Ганзбурга из Санкт-Петербурга. И он сотворил настоящую световую палитру, придав действию одновременно реальность и тайну.

Взяв в работу сложную и для актеров, и для публики пьесу Фоссе, Бикчантаев, рискуя, тем не менее вывел свой театр на новый уровень, дав ощутимо понять, что и национальный театр — это далеко не музей, и у него есть вполне реальные подкрепленные амбиции.

«А МЫ И НЕ ПРОВИНЦИЯ!»

Насколько реально театру из провинции получить высшую театральную награду? Вот что по этому поводу думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Венера Ганеева — солистка Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля, народная артистка РФ, профессор:

— А мы и не провинция! И Татарский государственный академический театр имени Камала провинциальным назвать нельзя. В Москве театр имени Камала знают еще со времен Марселя Салимжанова, коллектив там часто гастролирует при аншлагах. Камаловский — это один из брендов Татарстана, это наша гордость. Так что получить «Золотую маску» для него вполне реально, спектакль «Однажды летним днем» очень актуален для современного человека, он об одиночестве. И вообще, Камаловский — мой любимый театр, я играла на его сцене в спектакле «Голубая шаль» в постановке Салимжанова.

Рашид Загидуллин — главный режиссер театра драмы и комедии им. Тинчурина:

— Думаю, что у спектакля Йона Фоссе есть шансы на «Золотую маску», спектакли из провинции ее получают, такие прецеденты в истории премии уже были.

Рамиль Тухватуллин — актер, режиссер, продюсер:

— Конечно, субъективный фактор присутствует, но мне кажется, что в жюри «Золотой маски» есть профессионалы, которые могут достойно оценить работы. Уверен, что работа Фарида Бикчантаева очень достойная, его спектакль говорит сам за себя. По-моему, шансы на получение награды у камаловцев большие.

Справка

«Золотая маска» — всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, кукольный театр. «Золотая Маска» проводится федеральным агентством по культуре и кинематографии, правительством Москвы, АНО Фестиваль «Золотая Маска». С 2002 года генеральным спонсором «Золотой Маски» является Сбербанк России. Президент «Золотой Маски» — народный артист России Георгий Тараторкин. Весной каждого года представляет в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Отбор спектаклей-участников фестиваля осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой Маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Кульминация фестиваля — церемония вручения премий «Золотая Маска». Церемония проходит в Москве и транслируется телеканалом «Россия».

Проведение ежегодного фестиваля и церемонии вручения премий — основное направление деятельности фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем «Золотая Маска» стала инициатором ряда крупных театральных мероприятий, среди которых — фестиваль современной пьесы «Новая драма», международная программа Russian Case, адресованная иностранным гостям «Золотой Маски», издание книги «Конец театральной эпохи», гастроли Большого, Мариинского, Малого драматического театров.