Татарстанские парламентарии на заседании бюджетного комитета вчера за 20 минут приняли почти 300 поправок от кабмина и еще полтора часа рассматривали 50 предложений фракции КПРФ увеличить расходы бюджета на следующий год. В ответ на эмоциональные высказывания лидера коммунистов Хафиза Миргалимова минфин с завидной стабильностью парировал: нет денег. Спор мог бы закончиться пиар-победой КПРФ, если бы в дело не вмешался премьер-министр Ильдар Халиков. Он пояснил, что большинство «хотелок» коммунистов уже учтены, и пообещал, что больше перед депутатами секретов в бюджете не будет.
А ГДЕ ВЗЯТЬ ЕЩЕ 400 МЛН. РУБЛЕЙ?
Заседание Госсовета по бюджету, налогам и финансам, на котором рассматривались поправки в бюджет на 2014 год, можно смело назвать неординарным. Во-первых, потому что для коммунистов оно стало последним шансом в рабочем порядке «пробить» свои поправки, увеличив финансирование той или иной статьи. Уже 21 ноября на заседании Госсовета бюджет будет принят, скорее всего, во втором и третьем чтениях. Во-вторых, неожиданно прибыла тяжелая артиллерия в виде премьер-министра РТ Ильдара Халикова, который не часто бывает на парламентских комитетах. В-третьих, дефицит бюджета в 5,4 млрд. рублей (с доходами в 139 млрд. рублей и расходами в 144 млрд. рублей) на 2014 год обещал жаркие споры о расходах...
Однако начался комитет с сухого выступления министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина. Он представил 286 поправок от правительства РТ, которые депутаты согласовали за 20 с небольшим минут. К сожалению, из выступления было довольно сложно понять детали расходов (с текстом желающие могут ознакомиться здесь). Однако хорошую службу для правительства невольно сослужили коммунисты. Разбор представленных ими 53 поправок затянулся на полтора часа, но благодаря этому и дргуим депутатам стало более-менее ясно, на что в республике в следующем году планируется тратить деньги.
Лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, озвучивший четыре десятка предложений от коммунистов, предложил выделить 400 млн. рублей на создание в республике маневренного жилья, куда временно можно было бы переселять граждан в случае ЧП. Еще зарезервировать деньги на поддержку садоводам, ведь даже небогатая Ульяновская область, аргументировал он, выделяет на это 50 млн. рублей. С 26 млн. рублей до 46 млн. рублей надо увеличить финансирование ветеринарии в республике. Крайне маленькие субсидии республиканским производителям молока, а студентам на льготный проезд надо выделять не 227 млн., а 1 млрд. рублей. Миргалимов сыпал названиями населенных пунктов, где нет дорог, где в школах протекает крыша, где почти в предбанкротном состоянии работают фермеры.
Однако каждый раз минфин парировал: либо деньги на эти средства уже предусмотрены в изложенных Гайзатуллиным поправках кабмина, либо нет возможности. Характерным оказалось рассмотрение поправки от коммуниста Артема Прокофьева, который предложил увеличить на 400 млн. рублей расходы на капремонт социально-инженерной инфраструктуры госсобственности. То есть починить трубы в детсадах и больницах. Замминистра финансов РТ Алла Анфимова ответила, что на эти цели в бюджете РТ уже предусмотрено 9,6 млрд. рублей. Где взять еще 400 млн. рублей «автор поправки не обозначает».
«САМИ НАЧИНАЕМ КУСОЧНИЧАТЬ»
Однако Миргалимов не сдавался и почти час продолжал просить увеличить финансирование и в одном случае сократить (конечно же, на госнужды, с 20 до 14 млрд. рублей). В итоге председатель комитета Мурад Гадыльшин не сдержался и попросил коммунистов активнее работать с министерствами для включения их «хотелок» в различные программы.
— Нельзя такие точечные вещи делать. Мы говорим о бюджете — это программный продукт, а сами начинаем кусочничать, — заявил он.
— Проблема в том, что республика у нас большая и есть разные населенные пункты, — вступил в спор Халиков.
Хафиз Миргалимов |
И привел спорящим простейший математический пример. В одном населенном пункте живут 300 человек, в другом — 30. И в оба нет дороги. В первую очередь минтранс РТ будет строить дорогу туда, где живут 300 человек. Таково правило.
— Либо мы придерживаемся формул, либо оставляем 300 человек, тоже татарстанцев, с маленькими детьми, пенсионеров без дороги. Только потому, что кто-то из депутатов заявил: «Дорогу строим туда, где 30», — сказал Халиков. — А если населенные пункты имеют 125 человек и более и они до сих пор не вошли в программу 2014 - 2015 годов, то вот это безобразие. И его надо устранить.
Однако Миргалимов не хотел уходить побежденным.
— Ильдар Шафкатович, протекает крыша, нужны деньги! — неожиданно громко заявил лидер фракции КПРФ. Все обратили свои взоры на потолок малого зала над Миргалимовым. Там действительно предательски сияло светло-серое пятно.
Радик Гайзатуллин |
— Вся спина уже мокрая, пока дебаты устраивали. В бюджете надо предусмотреть!
— Может, вы просто вспотели? — уточнил Гадыльшин.
— Это специально на коммунистов капает! — увидел скрытую угрозу сидящий рядом с Миргалимовым Леонид Иванов также из фракции КПРФ.
Халиков посмотрел на потолок, но ничего не сказал.
ХАЛИКОВ ПООБЕЩАЛ ПОЛНУЮ ОТКРЫТОСТЬ
Вообще в ответ на эмоциональные спичи Миргалимова премьер как-то уж спокойно и даже устало заявил, что правительству скрывать нечего: финансирование большинства программ складывается по формулам, которые открыты и не субъективны. «А не по принципу — построить дорогу в поселок, где живет троюродная бабушка министра», — сказал премьер. И пообещал, что правительство подготовит «некую систему», которая позволит информировать всех — а депутатов в первую очередь! — о том, какие именно программы имеются, как они разрабатываются, какие объекты в эти программы включены и получат финансирование. Министерства будут предоставлять депутатам полную информацию. В общем, пообещал полную открытость.
— Бюджет вот такой толщины! — показал после заседания корреспонденту «БИЗНЕС Online» Миргалимов ладонью огромный размер бюджета. — А расшифровки нет! Сказано, что выделяются деньги на строительство дорог с твердым покрытием. А где? А куда? Мы не знаем. Нам нужно приложение. Или в каких городах будет построено маневренное жилье? Или в каких городах запланировано строительство школ?
Миргалимов пояснил: в ответ на их обращения из министерств приходят зачастую такие ответы, что понять что-то конкретное невозможно.
— Думаю, в следующем году новый созыв будет работать в более тесном контакте с исполнительной властью. Особенно с минфином, чтобы понимать куда и сколько денег уходит, — даже несколько позавидовал Миргалимов.
Справка
Выступление министра финансов РТ Радика Гайзатуллина
Поправки Кабинета Министров РТ можно условно разделить на 4 блока. Первый блок поправок связан с отражением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Второй блок касается софинансирования федеральных программ и ассигнований на вводимые учреждения и проводимые мероприятия. Третий блок отражает вновь принятые в октябре текущего года государственные программы Республики Татарстан и содержит предложения по распределению отдельных расходов по разделам бюджетной классификации и получателям бюджетных средств. Четвертый блок — поправки, связанные с указаниями Министерства финансов РФ и рекомендациями Счетной палаты РТ.
Первый блок включает 47 поправок, отражающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета и ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Указанные средства зеркально отражаются в доходной и в расходной частях бюджета по соответствующим кодам бюджетной классификации. В первую очередь это единая субвенция на осуществление одиннадцати переданных республике федеральных полномочий: в области водных отношений — на сумму 38,3 млн.рублей; в области охраны здоровья граждан — в сумме 4,6 млн.рублей; по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения — в сумме 2,7 млн.рублей; по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования — в сумме 39,5 млн.рублей; государственная регистрация актов гражданского состояния — 158,8 млн.рублей; перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов — в сумме 0,4 млн.рублей; в области лесных отношений — в сумме 409,3 млн.рублей и др. "В целом объем единой субвенции на 2014 год составит 671,9 млн.рублей, на 2015 год — 679,8 млн.рублей, на 2016 год — 689,2 млн.рублей.
Также в первом блоке предлагается учесть в доходах и расходах бюджета средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 1 млрд. 652,5 млн.рублей на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Второй блок поправок — софинансирование федеральных программ и ассигнования по вводимым учреждениям и проводимым мероприятиям (25 поправок). Это следующие расходы: обеспечение жильем детей-сирот — 97,8 млн.рублей; вновь вводимые учреждения и проводимые мероприятия — 82,9 млн.рублей; реализация программы содействия занятости населения — 13,9 млн.рублей; гранты территориальным общественным самоуправлениям — 4 млн.рублей; расходы на обслуживание государственного долга в объеме 6,4 млн.рублей в связи с планируемым получением целевого кредита из федерального бюджета на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в сумме 156,1 млн.рублей. Также предлагается выделить отдельной строкой средства, направляемые на уплату процентов за рассрочку по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета и прошедшим реструктуризацию.
Третьим блоком поправок предлагается на базе принятых в первом чтении расходов включить в бюджет утвержденные в октябре текущего года государственные программы Республики Татарстан. Одновременно распределяются централизованные ассигнования по разделам бюджетной классификации и получателям бюджетных средств.
Все названные поправки носят объективный характер и основываются на вновь принятых нормативных правовых актах федерального и республиканского уровня.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.