44695.jpg

«НЕ БУДЕМ ИСКАТЬ ВИНОВАТЫХ»

Ведущий шоу сразу же предупредил: «Искать виноватых мы не будем». Действительно, пока правительственная комиссия не сделала выводы, не стоит тыкать пальцем в небо. Задача тех, кто собрался в студии ТНВ, попытаться эмоционально и нравственно осмыслить происшедшее.

Присутствовавший в студии политолог Руслан Айсин потерял в катастрофе друга.

— Узнал о трагедии из соцсетей, сердце екнуло, когда увидел список погибших, обнаружил в нем фамилию друга. Старался не верить, позвонил, но трубку он, конечно, не взял. Ночь прошла трудно, спать не мог. Как же это страшно, что для людей этот день оказался последним, — говорит Айсин.

Сил поехать в аэропорт он в себе не нашел.

Впрочем, были те, кто готов был выехать в аэропорт в любую минуту. Это казанские автолюбители и члены объединения таксистов.

— Мои друзья были в это время в аэропорту, я позвонил им, спросил, не нужно ли чем помочь. Сказали, что приезжать не нужно, но я понимал, что, возможно, моя помощь кому-то нужна, разместил свой номер телефона в соцсетях и передал его на «горячие линии». Я готов был возить людей столько, сколько понадобится, — рассказал казанец Тимур Рамаданов.

Так же поступили и многие казанские таксисты. Об этом рассказал председатель общества таксистов Марат Абдулов. По его словам, водители ездили целый день в понедельник по маршруту город — аэропорт, возили родственников на опознание, отвозили в гостиницы. Все это делалось безвозмездно.

Ведущий ток-шоу поинтересовался: «А не страшно впускать к себе в машину людей, которые едут с таким адом в душе?»

— Нет, не страшно, у нас уже есть опыт. Когда два года назад погибла «Булгария», мы возили родственников потерпевших, мы можем общаться с такими людьми, — ответил Абдулов.

44688.jpg

«У НАС ХОРОШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ»

Гости ток-шоу вспомнили: когда в одном из московских аэропортов произошел теракт, московские таксисты взвинтили цены в десятки раз, тогда как казанцы возили и возят людей, причастных к трагедии, бесплатно. В чем же дело?

Ответ дала психолог Элла Совитова:

— Живая душа всегда будет сочувствовать живой душе, этот случай с нашими таксистами показал, что в Казани просто хорошая социальная ситуация. Мы просто продемонстрировали, что в этой жизни не все продается и покупается.

Ее коллега, известный казанский психолог Сергей Петрушин рассказал, что узнал о трагедии в вагоне поезда «Москва-Казань», и с ним в купе по стечению обстоятельств оказался молодой человек, который опоздал на злополучный рейс и вынужден был ехать в Казань поездом.

— Когда он узнал, что самолет, в котором он должен был лететь, разбился, у него был шок. В Казани его встречала любимая девушка, и когда они встретились на перроне вокзала в Казани, то стояли, обнявшись, наверное, две-три минуты. В такие моменты я все-таки думаю, что есть судьба, — размышлял по этому поводу Петрушин.

Шок пережила и Маргарита Вовк, которая должна была лететь этим же самолетом в Ростов-на-Дону уже через несколько дней.

— Когда я распечатала билет и увидела, что это должен был быть тот самый самолет, у меня был шок. Шок был и у моих родителей. Я поняла, что это может случиться с каждым из нас, — рассказывает Маргарита.

Присутствующих в студии волновал вопрос: как помочь тем, кто реально потерял своих близких?

— Человек в горе переживет разные этапы. Первый — эмоциональный, он длится 9 - 10 дней. Потом проходит 40 дней, это период переосмысления, отрицания потери. Ритуалы, когда людей поминают в 9 и 40 дней, они помогают пережить горе, они эти переживании структурируют. Что делать людям, понесшим такую утрату? Просто пережить ее. Перетерпеть. Иного выхода нет. Обычно, через полгода бывает легче. Как быть, когда кто-то из друзей, из коллег понес утрату, чем им помочь? Просто быть рядом, сопереживать, поддерживать. Человек, как бы мы ни старались, он все равно один на один остается со своей утратой и болью. Верующим людям проще, они знают, что для Бога все живы, что смерть — это всего лишь переход из одного состояния в другое, — полагает психолог Петрушин.

Участники ток-шоу были единодушны: за два последних года, когда татарстанцы пережили два «черных воскресенья» — затонул теплоход «Булгария» и разбился самолет — люди сплотились, ведь сплачивает не только радость и гордость, например, как это было в дни Универсиады. Горе тоже может сплотить. Но не слишком ли дорогая цена, когда для сплочения людей, для того, чтобы мы почувствовали локоть ближнего, нужно испытание бедой?

Будет ли у людей развиваться аэрофобия? Петрушин полагает, что часть населения будет ей подвержена. Но сам он, когда ситуация от него не зависит, обращается к Богу и говорит про себя: «Да будет воля Твоя».