IMG_1558.JPG
 

ПОТРЕБИТЕЛИ НЕ ХОТЯТ ЖДАТЬ ДОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ СЕКУНД

Вчера в Казани информационно-аналитическое агентство TelecomDaily (Москва) провело круглый стол с топ-менеджерами ведущих сотовых операторов Татарстана. Тема — «Мобильный ШПД как драйвер роста». Обсуждался весь рынок сотовой связи, а также мировой опыт развертывания сетей третьего и четвертого поколений. До начала обсуждения с докладами выступили представители компании Ericsson, совместно с которыми и был проведен круглый стол. Компания исследовала 60 регионов и отметила, что в трафике у пользователей увеличивается мобильный интернет.

Генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков сообщил, что сеть 3G сегодня уже ни для кого не нова, и будет расти интерес к 4G. Этому поспособствует рост продаж мобильных устройств. Так, по данным агентства, по итогам этого года в России будет продано 18 млн. смартфонов и 6 млн. планшетов.

Руководитель службы аналитики компании Ericsson в странах Северной Европы и Центральной Азии Татьяна Ледовская привела данные по развитию передачи данных и тенденциям в телеком-отрасли. Она отметила, что Татарстан опережает некоторые регионы по интернет-развитию (по статистике минсвязи РТ, проникновение интернета в Татарстане — 169%, что выше, чем в среднем по России). Кроме того, по ее словам, Казань первой увидела LTE, пусть и не заработавшую сразу полноценно. Говоря о развитии интернета в целом, она сообщила, что к 2020 году в мире будут подсоединены к интернету 50 млрд. устройств, в России — примерно 50 млн. подключений. «Сегодня первичны, конечно, технологии. В первую очередь это GSM (большинство регионов к ней подключены). 3G скоро будет занимать такое же место, как GSM. По LTE лидер — США. Европа догоняет, за ней — Южная Корея и Япония», — рассказала представитель Ericsson.

«Интересно то, что в этом году смартфоны впервые превысили планшеты и ноутбуки в сети, — рассказала Ледовская. — А еще, наверное, все заметили, что люди избалованы и не хотят ждать. После 4 секунд ожидания 10 процентов абонентов разрывают соединение, а 40 процентов прекращают запрос». При выборе оператора потенциального абонента волнует не только стандартное соотношение «цена — качество». Например, для владельцев смартфонов сегодня важен не только «голос», но и качество передачи данных.

Андрей Бабий — директор департамента по разработке решений мобильного ШПД компании Ericsson, отметил, что для многих операторов сегодня мобильный ШПД — это синоним доступа 4G. «В сетях второго поколения самая популярная услуга — это голос. В третьем и четвертом поколении сотовых сетей качество работы сети зависит от приложений, которые использует абонент», — рассказал он. Бабий также отметил, что абоненты сегодня избалованы, а доминирующей технологией еще некоторое время будет сеть третьего поколения.

В качестве примеров-лидеров среди сотовых операторов спикер привел несколько зарубежных компаний, правда, без названий. Так, например, лидирующий австралийский оператор начал развертывание LTE в крупных городах и имеет 20% проникновения. Крупнейший американский оператор с самого начала развертывания сетей ориентировался на мобильные устройства, и поэтому 64% трафика идет через LTE. В Канаде на один кошелек используется несколько подключений.

IMG_1567.JPG
 

«РЕСУРС СЕТЕЙ ОГРАНИЧЕН»

На круглый стол собрались представители всех операторов, работающих в Казани. В ходе дискуссии они выразили свое видение из внутренних резервов работы компаний в Татарстане.

Директор компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников рассказал, что сегодня LTE запускается, уходя от центральных регионов, всего по стране покрыто больше 30%. Что касается Татарстана, то технологией 3G покрыто более 85%. 4G компания запустила в прошлом году в Казани и Татарстане. «Общее количество базовых станций — более 300. Количество абонентов увеличилось на 20 процентов относительно прошлого года. Компания обслуживает в Татарстане более 1,6 миллиона абонентов, и треть из них пользуется мобильным интернетом», — рассказал глава «МегаФона». По его словам, интерес к мобильному интернету связан с увеличением проникновения смартфонов. «Идет тренд на полную интернетизацию, и замена абонентских девайсов пройдет очень быстро. Все будущее сотовой сети в интернете», — считает он.

Кусков отметил, что сегодня не все владельцы смартфонов пользуются интернетом и спросил у представителя «МегаФона», какие могут быть проблемы в проникновении интернета. Обыденников заявил, что проблем не видит и все зависит от устройств на рынке, ведь все они по умолчанию предполагают работу в интернете. «Возможно, есть возрастная категория, которая в этом не заинтересована или что-то не понимает, но мы им все объясняем», — заметил спикер.

Рустем Закиров — коммерческий директор МТС в Татарстане, проблему больше видит в менталитете. «Люди хотят получать неограниченный интернет за определенную сумму. Трафик растет очень стремительно, но выручка от передачи данных пока не соответствует этим темпам, при этом мы должны постоянно модернизировать и расширять емкость сети, чтобы обеспечивать эти растущие потребности, — рассказал он о проблемах всех операторов. — Передача данных — это основной драйвер роста. Пока операторы больше зарабатывают на голосе, но этот сегмент практически не растет». По его словам, компания продолжает строить в РТ сеть 3G, строит также и станции 4G. «В ближайшие пять лет выручка будет зависеть все-таки от 3G, ведь резервы этого сегмента еще не до конца исчерпаны. LTE — это будущее, и мы будем активно запускать сети в следующем году», — рассказал он.

Двум предыдущим спикерам возразила Юлия Бойцова — руководитель отдела маркетинга казанского филиала ОАО «Вымпелком». «К LTE мы относимся с настороженностью. Конечно, по Татарстану есть планы, но пока мы будем наблюдать, как будет появляться количество устройств, поддерживающих сеть, у наших абонентов. У нас несколько аккуратный подход, так как даже инвестиции в 3G не везде отбились», — объяснила он причину отсутствия у оператора услуг 4G. Бойцова также признает, что число пользователей мобильного интернета растет, но, например, пожилая часть населения пока пользуется дома фиксированным интернетом. Этот сегмент она назвала растущим.

Директор филиала ЗАО «НСС» в РТ Сергей Метелкин напомнил, что в апреле этого года компания запустила в коммерческую эксплуатацию сеть 3G+ (сеть построена по принципу LTE Ready). По его данным, в настоящее время каждый четвертый абонент мобильной связи «Ростелеком» активно пользуется услугами мобильного интернета. По его словам, на сегодня наблюдается стабильный рост пользователей и объема трафика, который вырос более чем в пять раз. Метелкин выразил надежду, что компания в короткое время развернет и сети четвертого поколения в Татарстане.

IMG_1565.JPG
 

ПИКОВОЕ ВРЕМЯ

Кусков заметил, что даже в Москве сегодня есть проблемы с подведением оптики к сетям. Говоря о мобильных устройствах, он сообщил, что вендоры к концу этого года обещают выпустить ряд моделей с поддержкой LTE за 10 - 12 тыс. рублей. Уже сегодня, по данным агентства, средняя стоимость смартфона в России невысока — 10 тыс. рублей. По мнению Ледовской, если раньше люди покупали много SIM-карт, чтобы сэкономить на связи, то теперь делают это для разделения личного и рабочего телефонов. При этом голосовые вызовы становятся не основной, как раньше, а лишь дополнительной опцией тарифов.

Операторы обсудили и жалобы абонентов, например, на качество связи. Ледовская заметила, что абоненты винят во всем операторов, сеть 3G, но не задумываются о том, что причина может быть в их дешевых пользовательских устройствах. В связи с этим она спросила у татарстанских представителей сотовых операторов, как они решают эту проблему и показывают качественную связь. Обыденников сообщил, что компания стремится к информированию и своевременно доносит ее. Проводится и работа в районных центрах. По словам Бойцовой, операторы мало могут влиять на то, как выглядит реклама. «Будем показывать, чем отличается одно от другого, скорость от других показателей», — привела она пример. Закиров сообщил, что у компании есть горячая линия по приему жалоб от абонентов на качество связи.

Присутствовавших на круглом столе интересовало, как реагируют операторы при наибольшей нагрузке сети. Кусков отметил, что пик нагрузки в сотовых сетях в регионах наблюдается с 19 до 23 часов. «Зачастую в регионах возникают проблемы, когда нет отдельной мачты. Но дело в том, что с установкой новых станций возникают проблемы. Гораздо больше проблем начинается, когда растет абонентская база, — сказал Обыденников. — Мы мониторим нагрузку на сеть. При появлении перегрузки сталкиваемся с наличием инвестиционного бюджета, то есть можем ли поставить здесь базовую станцию, будет ли выручка. Мы не всегда можем поставить станцию, это, например, касается жилых кварталов. В 90 процентах случаев причина в этом, сложно найти площадку. Поэтому мы максимально усиливаем первую базовую станцию, и, где есть возможность, наращиваем сеть», — рассказал он. А также напомнил, что на массовых крупных мероприятиях применяются дополнительные меры. Так, например, на Универсиаде дополнительно работали 6 мобильных передвижных станций.

Бойцова, говоря о проблеме, рассказала о новой инициативе: «Прочитала вчера в Twitter, что предлагается отменить согласование с собственниками зданий и помещений установки базовых станций. Это бы значительно облегчило работу».

Другим вопросом стало влияние каким-либо образом введения услуги переносимости номера (MNP) на рынок мобильной передачи данных. «Обычно люди привязаны к голосовым SIM-картам, поэтому не стоит ожидать какого-то влияния на рынок мобильной передачи данных. По смартфонам, например, у нас есть статистика, что от 5 до 20 процентов — колебание количества желающих поменять номер», — сообщил директор «МегаФона» в Татарстане.

«По нашим подсчетам, 15 - 17 процентов абонентов заинтересуются переходом к другому оператору. Но регулятор пока сам не все определил с переходом. Вообще, переход абонентов от оператора к оператору — это нормально. Это выработает лояльность у операторов. А речь об MNP, напомню, шла еще с 2005 года», — добавил Кусков. Ледовская согласилась, что ажиотаж вокруг MNP «немного искусственный». «Есть сегмент людей, которые постоянно прыгают от одного оператора к другому. Но вообще в России нельзя говорить, что один оператор существенно отличается от другого», — считает она.

IMG_1560.JPG
 

СТАГНАЦИЯ ПО ГОЛОСУ

Руководитель агентства-организатора после окончания работы круглого стола поделился с «БИЗНЕС Online» мнением о том, чем Татарстан отличается от других регионов и какие препятствия еще есть на пути того, чтобы основным драйвером роста стала мобильная передача данных.

— В Татарстане очень видна работа министерства информатизации и связи, которое активно работает с операторами связи. В других регионах все-таки большая разрозненность... Мобильный интернет сегодня — это наиболее востребованная услуга, и из месяца в месяц растет при том, что в голосовом трафике уже наблюдается некая стагнация. Все, кто хотели пользоваться «голосом», им уже пользуются, и выручка не растет. Монетизация мобильного доступа в интернет — наверное, самая большая проблема, которая есть у операторов. В Татарстане операторы работают качественно, и на сегодня Казань — четвертый город, где мы проводим круглый стол. Казань и Санкт-Петербург получились наиболее активными площадками... Даже понимая, что зарплаты в России гораздо меньше, чем в Америке и Европе, стоимость услуг у нас также невысокая — в два раза ниже, чем в Европе. У каждого оператора есть сегментированные тарифные планы для смартфонов, планшетов, и начинаются они от цены, аналогичной стоимости чашки кофе. Интернет — это уже не какая-то привилегированная услуга, а необходимость.