XJNb1pfqLsk3.jpg

«ТАТАРСТАН» ДЕШЕВЛЕ ВСЕХ, НО БИЗНЕС-КЛАССА ДО МОСКВЫ НЕ ПРЕДЛАГАЕТ

Обвал авиаперевозок после крушения «Боинга» в казанском аэропорту ушел в прошлое. Цены билетов на Москву, рухнувшие сразу после катастрофы, вернулись к прежним значениям. Напомним, что сразу после катастрофы, 18 ноября, билеты в бизнес-класс на борт с «крылатым барсом» подешевели в разы.

Так, например, согласно данным агрегатора skyscanner.ru, билет на одного взрослого в бизнес-классе АКТ на среду 20 ноября уходил от 2537 рублей. Компания Transaero соглашалась отвезти в Москву бизнес-классом за 14,9 тыс. рублей. На aviasales.ru на указанный маршрут авиабилет бизнес-классом можно приобрести от 2385 рублей (АКТ) до 35,5 тыс. рублей («Аэрофлот»). На сайте ozon.travel.ru билет с теми же параметрами (20 ноября, один взрослый, бизнес-класс) можно было приобрести от 2548 рублей (АКТ) до 69,2 тыс. рублей (S7 Airlines).

Что произошло за эти несколько дней? По направлению Казань — Москва летают S7, «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Татарстан», «Трансаэро», «НордАвиа». Для примера корреспондент «БИЗНЕС Online» просмотрел предложения по билетам. По данным сайта online-бронирования AVT, на 27 ноября авиабилет эконом-класса Казань — Москва можно купить за сумму от 2575 рублей до 4790 рублей. Самые дешевые билеты, которые как раз и стоят 2575, у авиакомпании «Татарстан». Авиакомпания «Трансаэро» продает билет в эконом-класс за 2670 рублей. В тройке самых дорогих авиакомпаний — «ЮТэйр», S7 и «Аэрофлот» — у них билет эконом-класса до Москвы начинается от 4590 рублей.

Что до бизнес-класса, то самые доступные билеты здесь — у авиакомпании «ЮТэйр»: 12890 рублей. «Аэрофлот» продает билеты бизнес-класса до Москвы за 16790 рублей. «Трансаэро» доставит вас до Москвы в бизнес-классе за 17310 рублей. Самые дорогие билеты у S7 — на авиабилет до столицы России придется раскошелиться, заплатив 26275 рублей за бизнес-класс. А авиакомпания «Татарстан» бизнес-класса не предлагает.

Как оказалось, все дело — в упавшем «Боинге». «На «Аэробусах» и «Бомбардье», имеющихся в распоряжении авиакомпании, бизнес-класса просто нет, — объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь авиакомпании Гульназ Минниханова. — Он есть на «Боинге», но пока не эксплуатируется. По направлению на Москву «Аэробусы» и «Бомбардье» летают в зависимости от нагрузки». И если людям надо быстро обернуться в Москву, то они летят в любом случае. Причем на некоторых направлениях нагрузка бортов даже выросла, однако это связано, скорее, с конъюнктурой авиаперевозок, которую никак нельзя связать с катастрофой самолета в Казани.

В первые дни после крушения возвратов билетов было много, но, как утверждают в авиакомпании, их цена осталась прежней, как и до катастрофы. Единственное, что снизился тариф по направлению Москва — Магнитогорск, но это никак не связано с трагедией.

По словам источников, близких к авиакомпании, 50-местные «Бомбардье» АКТ летают почти с полной загрузкой.

САМОЛЕТОМ ИЛИ ПОЕЗДОМ? БИЗНЕС ПРОДОЛЖАЕТ ЛЕТАТЬ, А «ФИЗИКИ» ЗАДУМАЛИСЬ

По сдержанным оценкам начальника железнодорожного вокзала «Казань» Тагира Якубова, как такового ажиотажа не было, но приток пассажиров был заметен. «Особенно это ощущалось первые два-три дня, — отметил Якубов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online». — Понедельник, вторник, среда — нам даже приходилось прицеплять дополнительные вагоны».

Сейчас ситуация более или менее стабилизируется, все возвращается на круги своя. «Немаловажно, что и аэропорт начал работу в штатном режиме, и у нас поток немного схлынул», — отметил он и добавил, что рост пассажиропотока никак не повлиял на стоимость билетов — она осталась на прежнем уровне.

Стали ли люди бояться летать? «Я бы не сказала, что наблюдается какой-то отток пассажиров, — отмечает коммерческий директор ООО «БилетТ» Ирина Морозова. — Однозначный отток идет только от рейсов авиакомпании «Татарстан», то есть люди стараются не рассматривать эти варианты, пересаживаясь на рейсы «Аэрофлота», S7, «Трансаэро».

Люди бизнеса, которым регулярно надо бывать в Москве, как летали, так и будут летать, считает Морозова. Может быть, 1 - 2% действительно пропали из-за страха перед перелетами, но это очень немного. В основном пассажиры, по ее оценкам, по-другому стали относиться к перевозчикам.

Явно вырос и спрос на железнодорожные билеты, но это тоже отмечалось, скорее, в первые дни после трагедии, особенно в понедельник-вторник. К концу недели ситуация стала возвращаться на прежние рельсы, отметила Морозова. Но многие просто переживали, что из-за проблем в аэропорту сорвутся дальнейшие перелеты.

Менеджер турагентства «Спутник» Диляра Закирова рассказала газете «БИЗНЕС Online», что казанцы стали интересоваться безопасностью воздушного судна, а также репутацией авиакомпании. Особенно много звонков было в первые дни после трагедии. Но отказов от путевок, по ее словам, единицы.

«Была пару таких ситуаций, — вспомнила Закирова. — Но вылеты клиентов были запланированы на более поздний сорок, конкретно — на декабрь. Отказы связаны с тем, что у семьи, которая собиралась лететь этими рейсом, маленькие дети, и они, безусловно, обеспокоены их безопасностью».

СПРОС НА БИЛЕТЫ АК «ТАТАРСТАН» СНИЗИЛСЯ

Естественная реакция людей на трагедию — это страх. И пассажиры в такой ситуации просто забывают, что самолет остается самым безопасным видом транспорта.

— Я думаю, что авиакатастрофа в Казани сравнима с 11 сентября в Америке. Это очень страшно, как будто 50 моих родных погибли... Очень много авиабилетов было сдано в первый день, было 70 - 80 процентов возвратов, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» гендиректор AVT Азамат Сабиров. — При этом рост продаж ж/д билетов составил практически 300 процентов. Видимо, многие люди сдали авиабилеты и пришли к нам покупать ж/д билеты. Продажи были феноменальные. На второй день после катастрофы люди стали спокойнее — видимо, тем, кому нужно было лететь, все-таки купили билеты. У нас произошел обоюдный рост по ж/д и авиабилетам.

Желания заработать на катастрофе в Казани у авиакомпаний не возникло — цены никто не поднимал. Но спрос на билеты авикомпании «Татарстан» снизился, констатировал Сабиров. Остальные авиакомпании работают так же, как и раньше. «Продажи ж/д билетов снижаются, продажи авиабилетов растут. Я думаю, что на следующей неделе все придет в норму», — отметил он.

Вообще же, нужно понимать, что цена формируется в зависимости от спроса, отмечает Сабиров. Когда люди говорят, что до Нью-Йорка долететь дешевле, чем до Москвы, нужно понимать, что в Нью-Йорк вы летаете реже, на него ниже спрос. Поэтому и цены ниже. Также нужно понимать, что формирование цены происходит с учетом стоимости аэропортов, стоимости таможенных пошлин, которые авиакомпания уплачивает при закупке зарубежной техники, стоимости запчастей для самолета. «Когда говорят, что нужно летать нашими самолетами, я отвечаю: покажите мне такое количество самолетов, которое производится в России, с такой топливной эффективностью, которая есть у западных самолетов, — добавил он. — Плюс еще есть ставки НДС, для самолетов, которые летают внутри России, опять же это почти 18 процентов. Для тех, кто летает за рубеж, НДС отсутствует».