Минсагир Нуртдинов |
МОЛОКО: МИНУС 190 ТЫС. ТОНН ЗА ГОД
Прямой ущерб агропромышленного комплекса РТ от майской засухи составил около 4 млрд. рублей. Об этом сегодня на брифинге в кабмине РТ сообщил первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Минсагир Нуртдинов. Рассказывая об уборке и переработке сельхозпродукции, замминистра сбился с оптимистической ноты, лишь когда речь зашла о производстве молока. В этой части выведен достаточно жирный минус.
По словам Нуртдинова, прогнозный показатель производства к концу года должен составить 1,7 млн. т молока. Общее отставание от уровня прошлого года, только по официальным данным, составляет более чем 500 т (!) в сутки или 9,9% в годовом исчислении – в целом по отрасли, включая личные хозяйства татарстанцев. По итогам 2012 года было произведено 1,883 млн. т молока, при том что снижение производства молока тогда составило чуть меньше 3% к уровню 2011 года. Налицо — ускорение темпов падения отрасли.
- Это большие потери, — признал Нуртдинов.
Марат Ахметов |
ВИНОВАТЫ ДОЯРКИ И КОРОВЫ?
Ранее министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов заявлял о намерении Татарстана восстановить производство молока на уровне привычного для республики показателя в 1,9 млн. т уже в 2014 году.
— Ситуация поправима, потому что корма у нас есть, а у кого есть продукт, тот имеет и деньги, потому что за последние месяцы цена на молоко выросла, — подчеркнул сегодня Нуртдинов. — Сейчас нам мешают проблемы с зарплатой. В нормальном хозяйстве доярки должны получать не менее 20 тысяч рублей. В то время как средняя зарплата по Татарстану сегодня равна 23 - 24 тысячам, доярки получают примерно 13,2 тысячи рублей. Хотя дефицит молока вынудил переработчиков поднимать закупочную цену для частных хозяйств, и при нынешних ценах на молоко можно заинтересовать всех — установить нормальный уровень зарплат, не иметь проблем с минеральными удобрениями и провести качественный ремонт техники.
Несмотря на дефицит, сегодня крупные хозяйства сдают молоко на переработку по 22 рубля за литр, а у частных подворий до сих пор продукцию принимают по 12 рублей за литр. Нуртдинов не стал спорить с приведенными журналистами цифрами, но отметил, что такой дисбаланс был всегда.
- Именно поэтому бюджет и выделил по 2 тысячи рублей на каждую частную корову. Кроме того, у производителей есть несколько вариантов решить ситуацию. Во-первых, у нас есть заготовительные кооперативы. Во-вторых, если заготовитель ведет учет и отвечает за качество молока, он и сам может добиться нормальных закупочных цен. Такие примеры есть, но, к сожалению, не все фермеры готовы отвечать за свой товар.
Свои слова замминстра подкрепил сведениями об усилиях по подготовке кормовой базы. Он рассказал, что во всех хозяйствах проведен хороший ремонт помещений, были построены новые комплексы на 10,2 тыс. голов дойного стада, 12 птичников для производства 20 тыс. т мяса птицы, есть даже небольшие новые помещения для коз — на 2 тыс. мест.
— Районы, которые стабильно занимаются животноводством — Атня, Сабы, Балтаси — имеют суточный удой по 15 - 16 килограммов на корову, — сообщил Нуртдинов. — Каждый килограмм стоит 20 рублей. Имея свои корма, остается только получать продукцию. Тогда будут оборотные средства на все необходимое. Сегодня, например, отдельные хозяйства в Кукморском районе продают по 25 - 30 тонн молока. У них и проблем меньше с деньгами. Но есть районы, где надои составляют от 3 до 6 килограммов с коровы. Если корова приносит в день 79 - 90 рублей, пусть даже 150, куда с этим идти? Понятно, что у них проблем выше крыши.
ПОСМОТРИТЕ — МЯСО КРС НА 70 РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ В ПРОШЛОМ ГОДУ
Снижение надоев, по мнению Нуртдинова, связано прежде всего с человеческим фактором — низкая зарплата не стимулирует к хорошей работе. Кроме того, министерство кивает на засуху в конце весны — начале лета, которая негативно сказалась на качестве кормов. Ну и свой вклад в снижение производства вносят закупочные цены, которые тем не менее растут. Вступление России в ВТО и последствия этого шага на рынке молока в министерстве расценивают как дополнительный фактор минуса. «Посмотрите на цены — мясо КРС на 70 рублей дешевле, чем в прошлом году, — обратил внимание Нуртдинов. — Себестоимость хозяйств высокая, и мы не выдерживаем конкуренции. То же самое касается и молока».
То ли еще будет, если заглянуть на полтора года вперед. Как известно, с апреля 2015 года Еврокомиссия отменяет квоты на ввоз молока в Россию, и тогда с нашей себестоимостью производителям молока вообще нечего будет делать на рынке. Однако Нуртдинов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как республика намерена удержать производителя на рынке молока, заявил, что до 2015 года еще дожить надо.
— Нам надо выйти на продукцию низкой себестоимости, — поделился он оптимизмом. — Тогда мы станем конкурентоспособными. Если наше молоко останется дорогим, конечно, нам завезут его из Европы. У населения проблем с молоком не будет в любом случае, но, чтобы сохранить производство у себя, надо модернизироваться и добиться полноценной кормовой базы. Если наведем порядок по этим направлениям, проблем не будет.
«МЫ ВИДИМ В СТРАНЕ КОЛОССАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА...»
Тем временем в России ситуация в молочном производстве не намного лучше, чем в РТ. По словам председателя правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрея Даниленко, вступление России в ВТО и Таможенный союз и постоянные задержки федеральных субсидий негативно отразились на молочном животноводстве. «Мы видим по всей стране колоссальное сокращение объемов производства молока, у нас наблюдается рекордное падение. Объемы производства молока во всех категориях хозяйств России за 9 месяцев 2013 года уменьшились по сравнению с тем же периодом 2012 года более чем на 1,1 миллиона тонн. Общее падение формально составило 4,3 процента (но это смотря как считать, если от формальной базы, то 4,3 процента, а если от реального молока, то больше — ред.). Многие хозяйства, не видя перспективы, принимают решение прекратить свою деятельность», — рассказал он газете «БИЗНЕС Online».
Что касается Татарстана, по мнению Даниленко, плюс ко всем отраслевым проблемам в республике надо добавить засуху, которая атаковала республику несколько лет подряд. Возможно, именно поэтому темпы падения производства молока в РТ чуть ли не вдвое обгоняют среднероссийские.
— В 2015 году, когда снимут квоты, Европа однозначно увеличит объемы производства молока, а в 2016 году у нас в рамках вступления России в ВТО запланировано резкое падение пошлин. Поэтому многие аграрии переживают, что будут неконкурентоспособными. Конечно же, легче выживать крупным предприятиям, а средним и мелким будет намного сложнее. Больше половины молока в России сегодня производится на предприятиях, которые не подлежат реконструкции. В них вообще нет смысла вкладываться, потому что эти хозяйства поострены в середине прошлого века, их просто нет смысла модернизировать, многие из них просто сойдут с дистанции. Соответственно, если мы не будем строить новых молочных комплексов, то выход из процесса малых и средних хозяйств будет продолжаться. Потому что их должны замещать новые, а строительство новых сегодня встало из-за того, что не решаются ключевые вопросы на федеральном уровне, — заявил Даниленко.
По словам предправления «Союзмолока», производители сейчас в первую очередь ставят вопрос о 15-летних кредитах, поскольку это сразу поменяло бы инвестиционную привлекательность отрасли, а также о субсидиях на литр молока, чтобы их схема была максимально прозрачной и понятной для сельхозпроизводителей. «Конечно же, регионы, в том числе и Татарстан, могут добавить свои стимулы для тех, кто хочет инвестировать в молочную отрасль. В первую очередь федеральное правительство должно принять решение о том, что молоко — это стратегическое направление, которое будет поддерживаться не один год, а на протяжении долгих лет. Условия такой поддержки должны не меняться в течение хотя бы 10 лет. По-хорошему, должна быть отдельная госпрограмма по развитию молочной отрасли и отдельная строка в федеральном бюджете по молоку хотя бы до 2020 года», — полагает Даниленко.
Айрат Хайруллин |
ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ ВЫШЕ, ЧЕМ БЫЛИ В 90-Е
Напомним, в середине ноября с жесткой критикой в адрес федерального минсельхоза с трибуны Госдумы РФ в рамках правительственного часа выступил основатель агрохолдинга «Красный Восток-Агро» Айрат Хайруллин.
«Темпы падения выше, чем были в 90-е годы, а уровень производства ниже 2005 года», — заявил тогда депутат. В стране фактического молока осталось не более 18 млн. тонн. Это при отчетных цифрах в 30 - 31 млн. тонн. По его словам, в переработку в целом по стране поступает лишь 45% проходящего по отчетам молока.
Хайруллин обрушился с критикой на департамент животноводства. «До тех пор, пока департамент животноводства возглавляет сегодняшний руководитель, ситуация в животноводстве не улучшится. Все участники рынка знают, что этот человек намеренно разрушает молочное животноводство! И вместо решения проблем он собирается завалить страну сухим молоком», — заявил депутат.
Также он скептически отнесся к работе министерства сельского хозяйства России, которое ничего не смогло сделать «по расшивке закредитованности сельхозпроизводителей, создавшейся из-за диспаритета цен и череды природных катаклизмов». Из проблем он также отметил отставание по обновлению зерноуборочных комбайнов в 2,7 раза, а тракторов — в 3 раза от целевых индикаторов госпрограммы. В качестве примера он привел немецкого фермера, который меняет технику раз в 6 - 7 лет, тогда как российские крестьяне — раз в 20 - 30 лет.
КОРОВУ НАДО ЛУЧШЕ КОРМИТЬ
Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов отрасли, чем обусловлена разница удоев молока по районам и не пустеют ли уже сегодня коровники ввиду будущей отмены квот на ввоз молока из-за рубежа.
Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств:
— Говорят, что молоко у коровы на языке. Наверное, у каких-то районов заготовка кормов была не того качества, которое необходимо для коров, племенная работа отстает, ну и главное — это кадры, которые работают на предприятиях.
В принципе, все сельхозтоваропроизводители зависимы от этих госпошлин. Нас не спрашивают, завозить или не завозить молоко или сухое молоко. Мы знаем, что за первое полугодие 2013 года завоз сухого молока был увеличен на 38 процентов, хотя мы говорили, что сами можем поставлять молоко. Крестьянские и фермерские хозяйства мобильны в принятии решений, если государство не будет контролировать завоз молока, то крестьяне начнут избавляться от скота.
Когда принимаешь решение, нужно думать о последствиях. Почему-то для нас последствия более очевидны, чем для тех людей, которые принимали эти решения.
Почему наше молоко и мясо не идет на Запад? Потому что профильные министерства, которые должны были заняться этим, не проводят такую работу. Во всех странах себестоимость молока ниже. Если сельхопроизводитель выходит на рынок других стран, то государство субсидирует определенную часть затрат для того, чтобы сделать равными или даже понизить цены. К сожалению, эта работа не ведется нашим государством.
Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):
— У нас 16 - 17 литров с коровы. Вообще, корова дает больше молока во время раздоя, в период раздоя надо корову усиленно кормить. Те, у кого меньше, возможно, не соблюдают технологию. Чем больше хозяйство, тем меньше внимания, и наоборот. У нас 103 - 104 дойные коровы, мы считаемся малым хозяйством.
Что касается отмены квот на ввоз молока из Европы. Если из Европы повезут дешевое молоко, там хоть как готовься, ничего не сможешь поделать. У них половина затрат субсидируется государством, а у нас копейки дают, мы просто не сможем конкурировать с ними.
Нияз Латыпов — казанский предприниматель, фермер:
— Такая разница обусловлена кормами. Технология тут простая: чтобы доить больше, нужно кормить больше. У меня выходит где-то 16 - 18 литров с коровы.
Я думаю, что нынешние мелкие производители молока в своей повседневной деятельности мало следят за тенденциями, происходящими в Евросоюзе. Большинство из них живут сегодняшним днем, поскольку задача очень простая — выжить сегодня, здесь и сейчас. С другой стороны, эти тенденции имеют место быть и неизбежно скажутся на этих мелких производителях.
Крестьянин корову кормит, доит, производит молоко, он мало задумывается о каких-то глобальных проблемах, об этом должны задумываться люди, которые находятся у власти и должны стимулировать собственное производство таким образом, чтобы человеку на земле об этом просто не надо было задумываться. Если человеку на земле приходится об этом задумываться, то это заканчивается в большинстве случаев плохо: революциями или другими катаклизмами.
Лично я к отмене квот на ввоз молока из Европы никак не готовлюсь, молочное направление у нас слабо выражено, я больше ориентируюсь на мясо. У меня молочных коров всего-то пять штук, это так, для себя. И это не потому, что заниматься молоком невыгодно. В этом году дышать стало легче, поскольку закупочные цены на молоко выросли и позволяют хоть как-то отбить затраты. Если ситуация будет развиваться в этом направлении, то молочное животноводство станет рентабельным. В случае если на наш рынок начнет поступать продукция Евросоюза и других стран, которые смогут оказать понижающее давление на цены, то я избавлюсь от молочного направления. Думаю, что другие молочные производители будут со мной солидарны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.