В ШАГЕ ОТ ПАДЕНИЯ

В России на фоне общей стагнации экономики падает спрос на автомобильном рынке: за 9 месяцев этого года продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей упали на 7% — до 2,47 млн. машин (данные комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса). В Татарстане, накачанном универсиадскими деньгами, ситуация, безусловно, лучше: в январе-сентябре рынок удержался в плюсе, хотя и символическом. Согласно данным, которые газете «БИЗНЕС Online» представило агентство «Автостат», количество новых приобретенных автомобилей в Татарстане выросло на 1% — с 90 652 штук за 9 месяцев 2012 года до 91 569 за 9 месяцев 2013 года.

Однако, похоже, кризис настиг и нашу республику. Если сравнивать результаты третьего квартала 2013 года с июлем-сентябрем 2012 года, то мы увидим спад на 4,1% — с 32 930 авто до 31 570. Здесь нелишне было бы вспомнить общую картину второй половины 2012 года, когда было обострение волнений относительно судьбы еврозоны и сильные колебания валюты — эти факторы привели тогда к бегству из рубля и покупке материальных активов, тех же автомобилей.

2.jpg

Очень важный нюанс: в январе-сентябре авторынок в республике удержался в плюсе за счет сохраняющихся хороших темпов роста у иностранных брендов, которые суммарно прибавили 11,8%. В то же время «наши» во главе с АвтоВАЗом растеряли целых 16,6%!

Участники рынка в неофициальных беседах прогнозируют дальнейший спад. Причем, по их мнению, он будет происходить не только из-за общей ситуации в экономике, но и из-за тех обязательств, которые Россия несет перед ВТО. Легковые автомобили отечественной сборки, а это около 30 марок, включая такие, как Volkswagen, Toyota и Renault, в следующем году подорожают в среднем на 5 - 15%, рассказали нам в одной из крупных компаний по продаже автомобилей. Во-первых, с 1 января все производители отечественных автомобилей должны будут платить утилизационный сбор. Это одно из условий ВТО — таким образом РФ выполняет свои обязательства по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. Сейчас годовые поступления в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора составляют около 54 млрд. рублей. За счет введения сбора для отечественных производителей доход федерального бюджета ориентировочно увеличится еще на 148,5 млрд. в год. Вторая причина — приостановка программы льготного кредитования на три месяца раньше, чем планировалось — не с 1 апреля, а с 1 января 2014 года.

АВТОВАЗ ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА ЛЬГОТНУЮ ПРОГРАММУ КРЕДИТОВАНИЯ

Падение доли российских машин давно уже стало устойчивой тенденцией. Пока еще лидер спроса LADA потеряла 15,1% — с 33 178 единиц за три квартала 2012 года до 28 172 единиц за три квартала 2013 года. Здесь наложился сразу ряд факторов. С одной стороны, хорошая база 2011 - 2012 годов. С другой — определенные накладки связанные с запуском новых моделей. Сильный спрос на Granta привел к манипуляциям дилеров с ценами и уже привычному навязыванию допоборудования. Были проблемы с запчастями как для Granta, так и для Largus. Запуск новой LADA Kalina начался, по примеру старших братьев по альянсу, с топовых моделей, хотя традиционно 80% спроса приходится на модели средней комплектации. Торможение спроса на этот автомобиль было настолько сильным, что практически списанная со счетов 14-я модель объехала Kalina в кузове универсал и заняла второе место в модельном ряду.

Отметим, что с заметным опозданием, но в планах у АвтоВАЗа есть намерение переделить сегмент бюджетных кроссоверов и псевдокроссоверов. Как правило, дополнительные затраты на разработку последних версий невелики: у модели увеличивается клиренс, дорабатываются тормозная и другие системы, добавляются элементы внешнего дизайна «под кроссовер». Уже в 2014 году мы можем увидеть псевдокроссоверные версии на платформе Granta и Kalina.

Можно добавить, что у украинского завода Bogdan, которому АвтоВАЗ передал права на производство своих 10-й и 11-й моделей, дела шли хуже на порядок. В РТ Bogdan потерял три четверти своих продаж в сравнении с итогом 9 месяцев 2012 года. В конце прошлого года украинский завод остановил производство из-за ухудшения ситуации на внутреннем рынке, где импорт потеснил местную продукцию. Главные конкуренты — китайские производители, об успехах которых поговорим ниже. Когда стало ясно, что украинские власти в середине апреля текущего года введут заградительные пошлины на импорт легковых автомобилей в размере 6,4 - 12,95%, Bogdan возобновил закупки машинокомплектов (которые не будут облагаться пошлинами) на АвтоВАЗе.

От более глубокого падения спроса на LADA удержала новая льготная программа автокредитования, которая стартовала в третьем квартале текущего года. Под условия программы, рассчитанной на 18 месяцев, попадают новые автомобили стоимостью до 750 тыс. рублей (в начальной версии — 700 тыс. рублей). Первоначальный взнос составляет от 15%. Речь идет как об отечественной сборке, так и об импортных авто. Кредит выдается на срок до 36 месяцев. Государственная субсидия покрывает 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату выдачи кредита. В акции могут участвовать и импортные автомобили, максимальная стоимость увеличена по сравнению с первой подобной программой. Однако многие участники рынка отметили, что главным бенефициаром в очередной раз стал именно АвтоВАЗ. Однако программа, как ожидается, будет приостановлена на три месяца раньше, чем планировалось — не с 1 апреля, а с 1 января 2014 года.

KIA И HYUNDAI «РАЗРУЛИЛИ» ВОПРОС СПРОСА

Очень интересная ситуация наблюдается у главных претендентов на звание лидера среди иностранных брендов. Так, марка №1 в республике — это корейский KIA, который увеличил продажи на 57,8% — с 5 518 авто за 9 месяцев 2012 года до 8 708 авто за 9 месяцев 2013 года. Факторы успеха уже давно известны. Это хороший своевременно обновляемый модельный ряд, в основе которого бестселлер — KIA Rio. Развитая дилерская сеть, хорошая логистика и традиционная гарантия 5 лет, тогда как большинство производителей ограничиваются 1 - 2 годами.

Практически в одном темпе вырос и напарник KIA по концерну, который продвигает несколько более дорогую продукцию, — Hyundai. Свой весомый вклад в увеличение спроса на этот бренд внесла казанская Универсиада-2013 — как известно, автомобили этой марки в большом количестве приобретались для перевозки гостей Весмирных студенческих Игр и затем попали на вторичный рынок в отличном состоянии с хорошими скидками.

Подчеркнем, что у пары KIA-Hyundai дела в РТ идут значительно лучше, чем в целом по РФ, где они прибавили 4% и 3% соответственно. KIA не просто отобрал первое место у корейско-американского Chevrolet, но и побил его абсолютный рекорд, принадлежащий трем кварталам 2011 года.

Тем временем у демократичного бренда концерна GM не самые лучшие времена на рынке РТ. Недавний фаворит рынка Chevrolet потерял 21% — с 7 441 авто за 9 месяцев 2012 года до 5 877 авто за 9 месяцев 2013 года. По РФ в целом потери составили 17%. Причин у такого спада несколько. Во-первых, новинка Cobalt не только опоздала с появлением, но и в целом не порадовала потенциальных покупателей. Как замену некогда очень популярного Lacetti ее встретили очень прохладно: в РТ приобретено всего 640 единиц. Во-вторых, вовремя оценив предпочтения автолюбителей, Renault отжал у Chevrolet долю в сегменте бюджетных кроссоверов с помощью своего Duster. Автолюбители РТ купили новых Niva 1 714 штук, а Duster — 2 549 штук.

6.jpg

Здесь становится ясна природа устойчивого спроса на продукцию Renault: своевременно поставил на недорогой кроссовер. Вкупе со стабильной реализацией Logan и Sandero, а также псевдокроссоверов Sandero Stepway это обеспечивает французам «призовые» места в десятке лидеров.

Из свежих событий участников Топ-10 можно отметить появление в модельном ряду у Daewoo седана Gentra, который является практически копией хорошо известного Chevrolet Lacetti. Однако пока эта новинка показала в РТ очень скромный результат: приобретен всего один автомобиль.

6.jpg

Ведущие модели в Топ-10 автомобильных брендов РТ

КИТАЙ ВЫЕХАЛ НА КРОССОВЕРАХ

Нельзя не отметить сохраняющийся крутой темп увеличения спроса на продукцию китайского автопрома. Так, каждый из участников ведущей тройки из поднебесной Geely, Chery и Lifan без труда преодолел порог спроса в 1 тыс. единиц. Однозначно, еще недавно весьма скептическое отношение наших автолюбителей к «китайцам» меняется. Добротная комплектация, элементы как у автомобилей выше классом при сравнительно доступной цене, решение проблем с поставкой запчастей и расширение авторизованных сервисных центров дают свой эффект.

7.jpg

Лучший темп прироста среди китайских брендов у Geely: плюс 149,3% до 1 431 авто по итогам 9 месяцев 2013 года. В чем причины успеха? Во-первых, удачно прошла акция совместно с «Такси24» по продвижению модели Emgrand, что не только увеличило объемы продаж, но и в целом укрепило имидж марки. Во-вторых, модель МК — это очень конкурентное предложение, особенно в свете неудержимого роста цен на продукцию АвтоВАЗа. Кроме современного дизайна и таких деталей, как подогрев передних сидений, кожаная отделка руля и хромированные ручки дверей, в машине есть антиблокировочная система с функцией распределения тормозных усилий (ABS+EBD), подушки безопасности для водителя и переднего пассажира, четыре электростеклоподъемника. И все это лишь за 329 тыс. рублей. Добавим, что модельный ряд Geely усилен за счет псевдокроссовера MK Cross, цены стартуют от 389 тыс. рублей.

Так же, как и Renault, на бал недорогих кроссоверов успели и Chery, и Lifan. Львиная доля спроса на продукцию «вишневой» марки из Китая пришлась именно на модель Tiggo, а у Lifan — на модель X60.

Сыграла свою роль и льготная программа автокредитования на новые автомобили. Если раньше небогатые покупатели с большей охотой рассматривали в той же ценовой категории некитайский подержанный автомобиль, то теперь есть дополнительный стимул приобрести именно новую машину. Собственно говоря, если бы не заградительные барьеры Таможенного союза, то успех китайских автопроизводителей мог быть еще более ярким.

В ЛЮКСОВОМ СЕГМЕНТЕ СПАДА НЕТ И БЛИЗКО

Словно в стороне от всех охлаждений и замедлений находится люксовый сегмент. Лидер данного сектора — BMW — прибавил 29,9% — с 854 единиц за 9 месяцев 2012 года до 1 109 единиц за 9 месяцев 2013 года. При этом лидерами продаж у баварцев стали обновленные седаны 3-й и 5-й серий. Несколько скромнее были успехи у других «призеров» премиального сектора, но и они выглядят солидными. Audi увеличил продажи на 17%, а Mercedes — на 15,3%. Двухзначный рост выглядит впечатляюще, пока рынок Татарстана в целом едва удерживается от спада.

8.jpg

Добавим, что еще один представитель немецкого автопрома находит все больший отклик в сердцах состоятельных автолюбителей. Это Porsche, который благодаря своей модели Cayenne нарастил продажи на 83,1% до 119 авто по итогам трех кварталов 2013 года.

Складывается впечатление, что наших состоятельных граждан никоим образом не волнует замедление темпов роста ВВП или опережающий рост основных издержек, а хороший новый автомобиль, особенно немецкий, находится на одном из последних мест в списке экономии.

888.jpg

Топ автомобилей класса «люкс»

Хотя не только у производителей из Германии дела шли на ура. Взрывной рост оборота продемонстрировал Infiniti: увеличение в 2,9 раза — с 69 штук за 9 месяцев 2012 года до 199 штук за 9 месяцев 2013 года. Половина спроса пришлась на бестселлер марки — кроссовер FX, на втором месте его младший брат — EX. Такому прорыву этой японской марки на рынок Татарстана способствовал крупный местный игрок — компания «АКОС». В завершении 2012 года был открыт специализированный салон Infiniti и даже создана отдельная компания «АКОС-Премиум». Это в очередной раз доказывает, что важность сервиса и особого подхода к VIP-клиентам трудно переоценить.

==table237==

СКИДКИ, РАСПРОДАЖИ...

О ключевых трендах на автомобильном рынке Татарстана газете «БИЗНЕС Online» рассказали эксперты.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»:

- На наш взгляд, наиболее значимыми событиями третьего квартала 2013 года стали: начало работы программы государственного субсидирования автокредитов и изменение правил регистрации ТС, упрощающих продажу подержанных автомобилей.

В абсолютном выражении лучшие результаты за 9 месяцев текущего года показали такие бренды, как Renault, Hyundai, KIA.

Что касается премиального сегмента, именно привлекательные цены, удачные модели и стали тем локомотивом, который вытянул бренд BMW в лидеры роста продаж. Значительное снижение цен на автомобили этой марки — это главный фактор, сыгравший благоприятную роль.

В июне до начала действия программы льготного кредитования доля проданных в кредит автомобилей в автосалонах ТТС равнялась 41 проценту. В октябре эта цифра составляла уже 53 процента. Причем рост проданных в кредит автомобилей последовательный и планомерный, что свидетельствует о целенаправленной стимуляции спроса. Можно с уверенностью сказать, что программа льготного кредитования поддержала рынок. Причем если среднегодовой рост продаж в холдинге составлял в 2013 году 15 процентов, то за месяцы работы программы кредитования этот рост составил 19 процентов. Тем не менее в начале года мы планировали побить прошлогодний рекорд продаж (в 2012 году было продано 50 тысяч автомобилей) и продать в 2013 году 60 тысяч автомобилей, то сейчас, с учетом общероссийского тренда падения продаж, мы ставим более реалистичную задачу в 57 тысяч проданных автомобилей.

Что касается перспектив авторынка РТ в четвертом квартале, то чем ближе конец года, тем очевиднее, что роста продаж в РФ ждать не стоит. А значит, снижение продаж, скорее всего, будет и в РТ. В конечном счете должна произойти смена концепции продаж автомобилей. Будут меняться способы продаж, доходность, да и сами источники доходов. По сути, кризис — это всегда повод стать лучше. Тем, кто способен учиться и меняться, не страшен любой кризис.

Михаил Котляров — заместитель генерального директора ГК «Акос»:

- Одним из важнейших событий третьего квартала 2013 года стало то, что необычно рано начался сезон скидок.

На протяжении трех кварталов рынок иномарок в Казани и РТ показывает рост в 8 процентов нарастающим итогом. Причем продажи первого квартала 2013 года были больше продаж аналогичного периода 2012 года на 20 процентов. Причиной явилась низкая база продаж начала 2012 года. В этот период квоты дилеров РТ на поставку автомобилей были достаточно низкими, но в следующие месяцы их удалось всем существенно поднять, что подняло базу второй половины 2012 года. К тому же в Казани в 2013 году появились новые дилерские центры массовых марок со своими квотами. Это привело к тому, что продажи выровнялись во второй половине 2013 года, и они на 7 - 8 процентов больше продаж аналогичного периода 2012 года. К сожалению, продажи автомобилей «ВАЗ» упали нарастающим итогом на 12 процентов к 2012 году. И это привело к тому, что суммарные месячные продажи легковых автомобилей в РТ в 2013 году сравнялись с продажами 2012 года. Аналогичная ситуация сохранится и в последнем квартале, так как он будет наполнен скидками и программой льготного кредитования. Но, к сожалению, объявлено о ее сворачивании с января 2014 года. Поэтому желающие ей воспользоваться имеют только месяц.

У нас стабильно хорошо продаются КIA (1600 штук) и Nissan (1270 штук). Хитами продаж стали KIA Rio (880 штук), Nissan Qashqai (850 шт) и Nissan Juke (575 штук).

Далее идут Suzuki SX4 (444 штуки), КIA Ceed/Cerato (441 штука) и Ford Focus (418 штук).

В кредит продается порядка 55 процентов автомобилей.

Автомобили КIA нравятся жителям РТ. Спрос сильно превышал предложение. Видя это, KIA Motors Rus добавила в Казани четвертый дилерский центр со своей квотой, что и подхлестнуло продажи. А рост произошел прежде всего потому, что раньше все, кто хотел и не мог купить KIA, должны были идти к «серым» дилерам или ехать в Москву. А теперь все автомобили есть в Казани.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора по развитию ГК «КАН АВТО»:

- В числе прочих факторов падения спроса на продукцию АвтоВАЗа стоит отметить выход ценового позиционирования LADA за пределы адекватного восприятия потенциальными клиентами без проведения соответствующего бренд-имиджинга.

В третьем квартале на рынке Татарстана спрос на автомобили упал, потому что СМИ активно пропагандировали кризис. Также в этот период формировался отложенный спрос на автомобили из-за стагнации в отрицательном минимуме вторичного рынка.

Лидером продаж у нас стала KIA Rio, эта модель характеризуется оптимальным соотношением «цена/качество». Спрос на нее ограничен лишь возможностями производства.

Всего с начала года мы продали 53 процента машин в кредит. Но на последний квартал перспективы не представляются радужными. Падение рынка продолжается, несмотря на новую программу льготного кредитования и другие меры. Мы ждем реакции от производителей и целевых программ повышения спроса на автомобили.