В Дагомысе закончился чемпионат России среди клубов по шахматам. Но тщетно вы будете искать в числе призеров некогда звучное название казанской команды - "Ладья". Да что там в призерах! Ее нет даже просто в числе участников, как в высшей лиге, так и в первой. В чем причина?

Еще недавно "Ладья" гордо плавала под всеми парусами по европейским и российским фарватерам, имея в экипаже в разные годы, кроме местных международных гроссов, таких рулевых, как Гарри Каспаров, Владимир Крамник, Рустам Касымджанов, Теймур Раджабов. Потом она получила финансовую пробоину, что не позволило ей в прошлом сезоне удержаться на плаву в высшей лиге. Нынче - вообще утонула.

Чтобы не остаться без средств к существованию, сошли на берег и были востребованы в других командах входящие в сотню мировых шахмат прописанные в столице Татарстана международные гроссмейстеры Сергей Рублевский и Артем Тимофеев. Словом, "Ладья" сегодня - лишь ностальгия по былому величию. Она кратно усилится, когда в Казани возведут еще и потемкинскую деревню, задуманную президентом Международной шахматной федерации Кирсаном Илюмжиновым.

Проблема с шахматами в Татарстане не нова. Еще полгода назад «БИЗНЕС Online» отмечал - в республике находятся деньги практически на все игровые виды спорта благодаря тому, что почти каждая команда имеет спонсора. За "Ак Барсом" стоит "Татнефть", за волейболом – "Газпром трансгаз Казань" (и лично руководитель МВД по РТ Асгат Сафаров), финансовых помощников "Рубина" традиционно курирует мэрия Казани плюс помогают ТАИФ и "Татэнерго", хоккей с мячом поддерживает "Нэфис Косметикс", УНИКС пользуется широчайшей поддержкой председателя Национального банка РТ Евгения Богачева.

Можно понять, почему осталась не у дел гандбольная команда "КАИ-Зилант", выступавшая в высшей лиге чемпионата страны. Ну не оказалось у нее ни ходатаев перед высокой властью, ни добровольных финансовых покровителей. А "Ладья"? Президент республиканской федерации шахмат Геннадий Захаров возглавляет самый беспроблемный банк "Татарстан" Сбербанка России. И самое главное – немногие так близки к власти, как Захаров. Вот что сказал четыре года назад президент РТ Минтимер Шаймиев в интервью газете "Республика Татарстан": " Я играю в выходные дни. Как правило, три партии, в основном с Геннадием Николаевичем (Захаровым - президентом Федерации шахмат РТ). Цель - только победа. На полном серьезе, без компромиссов. Столько лет встречаемся, казалось бы, друг друга хорошо изучили, но во время игры близко к нам не подходи". А вот откровение самого Захарова: "Есть почитатели шахмат и среди моих коллег: председатель совета директоров "АК БАРС" Банка Роберт Мусин, бывший руководитель "Татфондбанка", ныне депутат Госдумы РФ Ринат Губайдуллин, председатель Национального банка РТ Евгений Богачев — все они неплохие игроки. Но Минтимер Шарипович — статья особая. Думаю, получив незаурядного политического деятеля, мир потерял талантливого шахматиста".

В этих интервью и кроется ответ на вопрос: "Кто мог спасти "Ладью" и престиж шахматного Татарстана". Удивительно, что имея таких партнеров по шахматам, руководство татарстанского отделения Сбербанка не нашло возможности поддержать "Ладью". Ведь финансовые затраты на ее содержание не выше годовой зарплаты легионера элитных команд.

БИЗНЕС Online