Артем Хохорин
Артем Хохорин, обсуждая аварийность на дорогах Татарстана, выступил с жесткой критикой в адрес целого ряда министерств и ведомств

«ПРЕДЛАГАЮ ВЗЯТЬ НА ВООРУЖЕНИЕ ОБЩЕМИРОВОЙ ОПЫТ...»

Сегодня в Казани в Доме правительства глава МВД по РТ Артем Хохорин, обсуждая аварийность на дорогах Татарстана, выступил с жесткой критикой в адрес целого ряда министерств и ведомств. В кабмине его доклад открывал совместное заседание кабмина РТ и коллегии МВД по РТ «О ходе реализации указа президента РТ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в РТ», вел которое премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Принимали участие президент РТ Рустам Минниханов, главы районов, городов, министры...

Начал Хохорин со статистики. По его словам, количество погибших в результате ДТП на дорогах Татарстана за 11 месяцев 2013 года составило 645 человек (аварийность остается высокой второй год, а количество погибших держится на одном и том же уровне). Причина: грубое нарушение правил дорожного движения, совершаемое умышленно. Две трети погибших приходится на автодороги вне населенных пунктов. Каждый пятый погиб по вине неопытных водителей со стажем до трех лет. Хуже всего ситуация в Набережных Челнах, на территории Нижнекамского, Высокогорского, Менделеевского, Спасского районов.

Затем Хохорин детально остановился на том, что, по его мнению, может снизить аварийность.

Во-первых, с одной стороны, законодатель значительно усилил ответственность водителей за нарушение ПДД, многократно увеличив штрафы. С другой, поднял планку превышения установленной скорости до 20 км, что способствовало росту тяжести ДТП.

«Многие водители теперь считают возможным перемещаться на предельных скоростях — 110 километров в час по трассам и 80 километров в час в городах», — заявил Хохорин и в доказательство привел пример по Казани, где резко выросло количество наездов на пешеходов: со 174 случаев в июне-августе (в которых погибли 12, ранен 171 человек) до 245 в сентябре-ноябре (погибли 17, ранены 240 человек).

«Предлагаю взять на вооружение общемировой опыт ограничения скорости движения на улице городов от 30 до 50 километров в час», — заявил Хохорин, имея в виду наиболее аварийные участки дороги.

Он отметил, что эти предложения впервые на днях прозвучали через СМИ (первой о данном предложении написала газета «БИЗНЕС Online»), что «стало предметом масштабного диспута в обществе».

«Должен отметить, что не все принимают во внимание, что с учетом действующего законодательства на участках с ограничением скорости до 40 километров в час реально можно будет передвигаться до 60 километров в час», — напомнил глава МВД.

В качестве еще одного аргумента он привел страны Евросоюза, в большинстве из которых максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 50 км в час, а допустимое отклонение — всего 2 - 3 км в час.

«Не буду утверждать, что оправдано тотальное применение подобных мер, но в ряде случаев, исходя из аварийности в условиях дорожного движения, это точно необходимо», — сказал министр.

ЛОЖНОЕ ЧУВСТВО БЕЗНАКАЗАННОСТИ

Во-вторых, еще одна проблема, по мнению руководителя министерства внутренних дел, связана с отменой с 1 сентября практики изъятия водительского удостоверения. Эта мера являлась своеобразной гарантией оплаты наложенного штрафа, сообщил Хохорин. Новшество же привело к тому, что к настоящему времени невзысканными являются свыше 2 млн. наложенных штрафов, а у водителей «возникло ложное чувство безнаказанности». При этом есть злостные нарушители-неплательщики: некоторые из них умудрились с 2010 года нарушить ПДД более 1,5 - 3 тыс. раз. Есть нарушители, оплатившие 400 тыс., 800 тыс. рублей штрафов. В базе данных 117 человек, которые имеют долги свыше 50 тыс. рублей.

Выход Хохорин видит в том, чтобы чаще привлекать водителей к административному аресту, и в данном вопросе суды инспекторов должны поддержать.

«При 2 миллионах неоплаченных штрафов 165 административно арестованных за три месяца — это капля в море», — заявил министр.

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ: ГЛАВНОЕ — ЭТО ПЛОХАЯ ОБУСТРОЕННОСТЬ ДОРОГ, НО ДЕНЕГ НЕТ НА 2014 ГОД

Хохорин напомнил, что после Универсиады Госавтоинспекция начала направлять в наиболее проблемные районы дополнительные экипажи ДПС, сформированные из аппарата управления ГИБДД и участковых.

Однако только силовыми методами аварийность снизить нельзя, заявил Хохорин и уже упрекнул минтранс РТ и местные власти.

«Главным инструментом устранения тяжких последствий ДТП является своевременное обустройство и ремонт дорожной сети. В этой связи информация об аварийных участках, а также о сроках устранения постоянно доводится до сведения балансодержателя. Однако необходимая работа проводится только на автодорогах федерального значения. На региональных же все сводится в основном к ремонту и восстановлению элементов обустройства — это разметка, ограждение, обновление знаков».

На дороге Нижнекамск — Чистополь произошло значительное увеличение транспортного потока, однако низкими остались и обустроенность, и пропускная способность дороги. В результате количество погибших выросло с 8 до 25 человек.

«Те финансовые средства, которые запланированы на обустройство этой дороги на 2014 год, скажу сразу, крайне минимизированы и положительного эффекта, скорее всего, не дадут», — предупредил Хохорин. В принципе, последняя его ремарка ставит под сомнение весь пафос доклада: главное — это деньги, нужные на обустройство дорог, а их нет... В общем, замкнутый порочный круг.

ОТ ПРОЕКТОВ К ПРОЖЕКТАМ

Прошелся министр и по междугородним автобусам. Еще в 2003 году при минтрансе РТ была создана автоматизированная информационно-управляющая система межмуниципального автобусного сообщения. На 670 автобусов были установлены средства навигации, что позволяло осуществлять контроль за скоростным режимом и контролировать отклонение от установленного маршрута. Это дисциплинировало водителей.

«Однако в 2009 году эта система прекратила свою деятельность, и контроль был утерян. В декабре 2011 года вновь определено внедрение системы спутниковой навигации на пассажирском транспорте. Однако, несмотря на все принятые решения, большая часть междугородних автобусов, а их больше 600, продолжает осуществлять перевозки без навигационного оборудования», — заявил Хохорин, отдельно напомнив, что в зоне риска остаются школьные автобусы. 14 ноября Fiat Ducato со школьниками и педагогами попал в аварию, в результате которой один человек погиб, 12 получили ранения.

«Медосмотр водителя перед выездом не проводился, водитель был нетрезв. Непонятен принцип отбора персонала — водителем детского автобуса берут человека, ранее лишавшегося прав за езду в нетрезвом состоянии. Никого не насторожило то обстоятельство, что только за октябрь этот водитель 14 раз попадался за превышение скорости», — сообщил министр.

Возмутил Хохорина «буксующий проект» по созданию вдоль федеральной трассы М7 cети вертолетных площадок: «Мы с завидным постоянством принимаем его на протяжении последних пяти лет. В прошлом году необходимость строительства была вновь подтверждена и даже конкретизирована, минтранс при взаимодействии с МЧС взялось построить 7 вертолетных площадок. Однако дальше подготовки планов дело не продвинулось. Зачем планировать мероприятие — а это было сделано по инициативе самих министерств — которое заведомо никто не собирался исполнять?» — спросил у зала Хохорин.

Подробный репортаж с заседания и выступления министров связи, транспорта, здравоохранения читайте вскоре на «БИЗНЕС Online».