IMG_2431.jpg
Камияр Байтемиров

«НАСЧЕТ ОСОБОГО ПУТИ ТАТАРСТАНА Я БЫ ПОСПОРИЛ»

- В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

- Говорить об особом пути развития Татарстана, наверное, можно. Потому что начиная с 90-х годов наша республика показала себя с наилучшей стороны. Я имею в виду и в развитии сельского хозяйства, и в развитии межэтнических взаимоотношений… Но если говорить об экономике, то она все-таки не может существовать обособленно, в отдельном взятом регионе. Поэтому здесь бы я поспорил насчет особого пути развития экономики Татарстана.

Где-то с середины 90-х годов во всей мировой экономике произошли существенные изменения, во многом изменились межгосударственные отношения, окрепли кооперация и интеграция, наблюдается, можно сказать, концентрация экономик разных стран. Это коснулось и Российской Федерации в целом, и ее регионов, включая Татарстан, тем более когда наша страна вступила в ВТО. Теперь трудно говорить о том, что какая-либо страна развивается по своему особому пути. Общественно-политический строй может быть в разных государствах разным, но экономика самых разных стран все больше и больше связана.

НАДО БЫЛО ОСТАВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АГРОХОЛДИНГАМИ ЗА ГОСУДАРСТВОМ

- В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

- Сильная сторона Татарстана — прежде всего люди, живущие здесь. Это благодаря их труду мы достигли на сегодняшний день неплохих результатов. Как-то, выступая на одном из совещаний, первый президент РТ Минтимер Шаймиев заметил, что хорошо было бы выйти республике на 1 триллион ВРП. И эта цель была достигнута.

Вообще, и Татарстан, и Россия в целом находятся в особом, очень благоприятном положении — у нас есть такое сырье, как нефть. Причем правительство РТ очень активно работает над тем, чтобы не просто продавать сырую нефть, но перерабатывать ее здесь, на месте, и предлагать на продажу уже продукты переработки. Это очень важно для нашей экономики.

IMG_2758.jpg

Но не менее важно и развитие села. Сельское хозяйство — это то важнейшее звено экономики, от которого зависит продовольственная безопасность страны. Я бы напомнил также, что от питания зависит здоровье нации. В Татарстане, конечно, уделяют немало внимания развитию села, но, с моей точки зрения, все-таки недостаточно.

Можно целую дискуссию развернуть вокруг сильных и слабых сторон агропромышленного комплекса Татарстана. Но если мы посмотрим на мировой опыт, то обнаружим, что республика идет по тому пути, по которому развитые страны движутся и развивают свой агропром уже более 200 лет. Конечно, мы бы очень хотели, чтобы наше сельское хозяйство развивалось успешно и быстро, чтобы мы уже завтра получили всю необходимую продукцию. Но на самом-то деле есть объективные и субъективные факторы. Как я уже сказал, в нашей республике селу уделяется немало внимания.

Но, я считаю, тормозит дальнейшее развитие агропрома в РТ то, что мы сделали ставку на агрохолдинги. В Татарстане с 90-х годов сложилась многоукладная экономика, все могут жить. Но лишь на те средства, которые сами зарабатывают. А, к сожалению, то ли государство потеряло контроль над агрохолдингами, то ли они сами хотели быть исключительно самостоятельными, в итоге мы получили печальные примеры, которые должны бы быть нехарактерными для Татарстана. Впрочем, такое происходит не только в нашей республике, но и в других регионах Российской Федерации. Мы сегодня ясно видим, что специализация и концентрация производства в одних руках и концентрация земли в одних руках недопустима, что это не та экономическая политика или модель, которая способствует развитию села. Не случайно у нас некоторые агрохолдинги уже разрушены, некоторые на глазах разрушаются. Чтобы такого не происходило, надо оставить за государством контроль над агрохолдингами. Потому что интересы их владельцев во многом не совпадают с интересами крестьян и государственными интересами, и это привело к тому, что есть на сегодняшний день. Надо перестать относиться к крестьянскому труду и к быту крестьян неуважительно. Еще в дореволюционной России, как и в других странах, самым уважаемым и морально устойчивым считался крестьянин и его труд.

Одним из ведущих, прорывных моментов в агропромышленном комплексе должна стать реформа, которая приведет к тому, чтобы и фермерские хозяйства, и крестьянские подворья, и любые другие организационно-правовые формы хозяйств чувствовали бы себя комфортно, могли эффективно работать. А это возможно, когда интересы крестьян и интересы государства совпадут. Но пока в большинстве случаев, к сожалению, эти интересы не совпадают. У нас не отрегулировано ценообразование на продукцию, которую производят на селе, у нас не закончена земельная реформа, не запущены первичный и вторичный рынки земли… Вследствие этого мы не можем дальше строить на селе инфраструктуру, которая соответствовала бы рыночным отношениям.

При этом надо отметить, что возможности агропромышленного комплекса Татарстана, они огромные. Потому что и земля у нас добротная, и водные ресурсы большие, и, как я уже говорил, люди работящие…

КАК СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА РЕАЛИЗУЕТСЯ В ФИНЛЯНДИИ

Газета «БИЗНЕС Online» недавно опубликовала диалог двух фермеров, которые рассказывали среди прочего о том, как успешно применяются в Финляндии положения еще столыпинской реформы. Что ж, столыпинская реформа, она ведь была проведена расчетливо, не через разрушение. Государство тогда провозгласило частную собственность на землю — и, самое главное, это исполнялось, государство это поддерживало.

50820.jpg

В наше время фермеры тоже стали ощущать поддержку государства примерно с середины нулевых годов, когда в России был принят нацпроект о развитии агропромышленного комплекса, в том числе малых форм хозяйствования, то есть фермерских хозяйств и крестьянских подворий, о развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации… Что-то действительно развивается, но что-то, к сожалению, отстает. Мы делаем, можно сказать, такие полушаги, которые не позволяют развиваться инфраструктуре малых форм хозяйствования, хотя она должна быть такой, чтобы отвечать сегодняшнему дню, запросам и фермеров, и крестьянских подворий, и других сельхозтоваропроизводителей. К сожалению — к большому сожалению! — у нас пока остается фактически административно-командная система управления селом, а не государственно-частное партнерство, основанное на экономических расчетах.

НЕОБХОДИМО ПЕРЕСМОТРЕТЬ СЕВООБОРОТЫ И ПЕРЕЙТИ НА ДРУГИЕ КУЛЬТУРЫ

Я говорил также об объективных факторах. К ним относится погода, регулировать которую мы пока не умеем. За последние годы дважды по нашим селянам ударила засуха. Про то, что нам надо создавать свою эффективную систему мелиорации, на всевозможных совещаниях говорилось не раз. Но дело не только в мелиорации. Чтобы преодолеть природно-климатические условия, нужен достоверный долгосрочный прогноз погоды. Но сколько ученые ни бьются, они не могут предсказать, какая будет погода даже через месяц, не говоря уже через год или через два года…

Что касается мелиорации, о ней говорил в своем послании Госсовету президент РТ Рустам Минниханов. Он прямо заявил, что нельзя все сваливать на природу, надо приспосабливаться к ней. И тут нам подают пример такие страны, как Испания, Израиль, Арабские Эмираты, Египет… При их климате, при жесточайшей засухе, которая там — обычное дело, мы зимой покупаем в наших магазинах израильскую редиску и египетский картофель…

Почему так происходит? Потому что с развитием рыночных отношений, при полной бесконтрольности 90-х годов, те мелиоративные системы, которые имелись в республике, были полностью разрушены. Безвозвратно разрушены, между прочим. Сейчас при поддержке правительства РТ, нашего министерства сельского хозяйства и продовольствия эти мелиоративные системы на основе частно-государственного партнерства стали восстанавливать, хотя на это нужны большие капитальные вложения.

47532.jpg

Но нам еще необходимо пересмотреть те подходы к земледелию, которые у нас на сегодняшний день существуют. Необходимо пересмотреть севообороты. Необходимо, может быть, перейти на другие культуры. Все-таки нашу республику не сравнишь, скажем, с Краснодарским краем по природно-климатическим условиям. И территория у нас немаленькая. Так что если юго-восток РТ расположен на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, и там свой температурный режим, то на севере РТ он другой, на западе — тоже свой. Поэтому необходимо по каждому району, исходя из природных условий и экономики, которая там существует, разработать новые подходы к земледелию. Этого пока, к сожалению, нет. Надеюсь, минсельхоз будет над этим работать, тем более что об этом сказал в своем послании президент РТ. Конечно, нужен научный подход. И эта политика не должна навязываться из центра, из Казани, эту политику, основанную на экономических расчетах, должны определять на месте, где лучше знают свои условия и свои возможности. Надо не разрушать остатки переработки сельскохозяйственной продукции, а обновлять, менять организационно-правовые формы по переработке на кооперативную.

Тут можно вспомнить о том, что в начале 90-х у нас не складывались взаимоотношения фермеров с властью. Фермеру начинали диктовать, навязывать (и сейчас такое иногда случается), что ему надо сеять и что не надо сеять, и так далее. Но фермер волен сам принимать решения вопреки давлению, и именно его решения практически всегда бывают правильными. Это показывает опыт 2009 и 2010 годов, когда была засуха. Тогда у нас практически ни одному фермеру не пришлось искать корма за пределами республики, их, несмотря ни на что, сумели заготовить достаточно, чтобы содержать свой скот. Более того, фермеры вышли из засушливых лет с приростом и крупного рогатого скота, и свиней. Это в то время, когда были затрачены огромные средства на поддержку крупного агробизнеса.

Нам такое было обидно: государство поддержало не тех, кто думает своей головой и эффективно работает даже в трудные годы, а тех, у кого меньше эффективность и больше проблем.

Эти проблемы ярко проявились именно в 2010 году. Думаю, тогда наш министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов сделал соответствующие выводы (и это, замечу в скобках, почувствовали и фермерские хозяйства, и крестьянские подворья) о том, что делать ставки на агрохолдинги, — это в ущерб не только селу, но и в целом государству. Нас с 2006 года убеждали, что специализация и концентрация производства в агрохолдингах приведет к тому, что в наших торговых точках появится, наконец, наша отечественная продукция. Но почему-то не появилась. Наоборот, у нас из года в год растет процент закупки продуктов питания в других странах. Сейчас в среднем по стране 48 процентов продуктов мы покупаем за рубежом. Половину всех продуктов! Почему же агрохолдинги не обеспечили нас отечественной продукцией при такой колоссальной государственной поддержке, при тех огромных кредитах, которые они получили? Как пел Владимир Высоцкий: «Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!»

СЕЛЯНЕ СЕГОДНЯ — САМЫЙ ОБДЕЛЕННЫЙ КЛАСС

- Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

- Продуманное, основанное на научных данных ускоренное развитие села может стать нашим республиканским мегапроектом. Еще раз напомню, насколько это важно — обеспечить продовольственную безопасность не только нашей республики, но в целом всей страны.

Надо создавать на селе всю необходимую инфраструктуру. На совещания, собрания, на сельских сход даже в самой далекой деревне крестьяне должны приходить не в галошах, а в нормальных «городских» ботинках, и не в захудалый покосившийся клуб, а в приличное здание, прекрасно оборудованное. Я считаю (с этим кто-то согласится, кто-то не согласится), что селяне сегодня — наиболее обделенный класс. Все удобства в деревне во дворе, воду надо носить ведрами, нормальные дороги проложены только до райцентра, а до других больших и маленьких сел лучше добираться на тракторе, в самом селе приходится месить грязь в резиновых сапогах. Почему мы не прокладываем до всех наших сел хорошие дороги? Почему мы так плохо относимся к тем людям, которые нас кормят, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны? Эти вопросы — и к нашим законодателям, и к нашим исполнительным органам власти… Почему те средства, оплачиваемые крестьянами как транспортный налог в сумме по России более 34 миллиардов рублей, не приходят в село в виде дорог?

Да, мы хорошо провели Универсиаду. Я тоже рад этому. Но, может быть, стоило бы хоть часть потраченных на нее средств вложить в сельское хозяйство, в те же сельские дороги? Ведь республика обладает практически всеми материалами, которые нужны для дорожного строительства. Нужно просто принять необходимые решения.

Мы, конечно, с удовольствием смотрим и футбол, и баскетбол… Но через определенное время все мы подходим к столу и хотим, чтобы он был накрыт и чтобы продукты были свежими, вкусными, экологически чистыми… Но такие продукты можно получить только тогда, когда крестьяне с душой относятся к их производству.

Но при таком, как сегодня, отношении к крестьянам, их скоро совсем не останется. Статистика показывает, что люди из деревень бегут в города. Потому что на селе нет работы, а если ее найдешь, много не заработаешь. А еще на селе нет условий для нормального отдыха. Селяне — не бездуховные люди, они тоже тянутся к культуре, им тоже хочется и в театр сходить, и кино в современном кинотеатре посмотреть… А сейчас селяне вынуждены за сотни километров по плохим дорогам везти детей в Казань или Набережные Челны, чтобы они спектакль или фильм посмотрели, чтобы прошли по торгово-развлекательному центру…

Можно с горечью констатировать: те задачи, которые у нас были поставлены по возрождению села, не выполнены, тем более по сравнению с Западом. И поддержка наших селян государством ничтожно мала. Приведу такой пример: в среднем по России господдержка достигает 12 евро на один гектар, в Татарстане немного выше. А в странах ВТО, с которыми мы должны теперь конкурировать, — 365 евро на один гектар. Можно при таких условиях конкурировать?

Нужно не просто говорить о поддержке, нужен план пошагового развития села или, как теперь модно выражаться, «дорожная карта». В ней должно быть записано, какие проблемы мы собираемся решить и в какие сроки, что конкретно должны сделать через год, через два, через пять лет и что будет конкретно вот в этой или в той деревне через пять лет…

ПОЧЕМУ НЕТ ТВЕРДЫХ СЫРОВ ТАТАРСТАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА?

- Некоторое время назад у нас в республике был популярным лозунг «Покупай татарстанское». Сейчас кампания по его раскрутке как-то заглохла. Конечно, призыв хороший. Но давайте мы сначала посмотрим, из чего состоит корзина потребителя, какую он покупает продукцию, на что надо упор сделать…

Вот мы производим достаточно молока, чтобы на душу населения приходилось столько, сколько необходимо по медицинским нормам. Но в то же время молоко — это все-таки сырье. Как и нефть. Можно сырую нефть продавать, а можно переработать. Также и молоко — его тоже необходимо перерабатывать. А в этом мы опять же отстаем от западных стран. Почему, например, у нас на прилавках нет твердых сыров республиканского производства? Таких, которые пользовались бы устойчивым потребительским спросом… Почему мы за 2, за 3,5 тысячи рублей за килограмм покупаем сыры из Голландии, Франции, той же Финляндии, Испании?

Поэтому хотя девиз «Покупай татарстанское» считаю важным, но, чтобы его претворить в жизнь, надо очень хорошо поработать и фермерам, и другим сельхозтоваропроизводителям, и органам власти и управления. Пока мы половину продуктов закупаем за рубежом, пока не обеспечиваем себя продуктами на все 100 процентов, покупать будут явно не только татарстанское…

ФЕРМЕРЫ ДОЛЖНЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В АГРОПРОМПАРКЕ ХОЗЯЕВАМИ

- Есть тут и еще одна сторона: многие, если не все, сельхозтоваропроизводители испытывают трудности со сбытом своей продукции. В Казани построен свой агропромпарк. Недавно состоялось заседание его совета директоров. Там в очередной раз выявились разногласия по поводу того, как эксплуатируется агропромпарк. Дело в том, что наша ассоциация фермеров и крестьянских подворий РТ стояла у истоков разработки идеи и идеологии этого парка. Мы считаем, что фермеры и другие сельхозтоваропроизводители должны чувствовать себя там хозяевами. Есть такой существенный момент — мы сразу договорились с фермерами о том, что на 25 - 30 процентов уменьшим цену на свою продукцию, которая будет продаваться в агропромпарке. Это возможно, потому что между фермерами и покупателями там не будет посредников. И продукция должна продаваться не только по розничным, но и по оптовым ценам. Мы ни в коем случае не хотим ставить препоны между сельскими и городскими предпринимателями, они могут нашу продукцию реализовывать дальше на рынках города Казани. Мы также считали и считаем, что агропромпарк — это то место, где фермеры и другие сельхозтоваропроизводители могут получить широкий комплекс услуг, чтобы было взаимное развитие.

А сейчас есть опасения, что агропромпарк превращается в обыкновенный рынок. Если поддержка селян — это государственная политика, то проводить ее надо обдуманно, учитывая экономические взаимоотношения. Нельзя сегодня запустить агропромпарк, а завтра потребовать, чтобы он уже встал на ноги и приносил прибыль. Такого нет ни в какой отрасли. Сначала идет вложение капитальных средств, потом — их освоение и дальнейшая работа. Поэтому мы считаем, что логистика продвижения товаров от поля до переработки и реализации, оптовой и розничной, должна работать в едином комплексе. А не так, как работает на старых рынках: ты приехал — хорошо, не приехал — вместо тебя другой встанет… А мы разработали такую систему, при которой, уверены, сложится определенный баланс между сельхозтоваропроизводителем, переработчиками и потребителем.

Председатель совета директоров агропромпарка — министр Марат Ахметов. Надеюсь, что с его поддержкой агропромпарк станет таким, каким его хотели бы видеть фермеры и другие крестьяне, где они смогут получать те услуги, которые им необходимы для развития и своего бизнеса, и тех деревень, где они живут. Ведь у нас в республике есть много примеров того, что фермеры не просто работают на себя. Они, как настоящие меценаты, несмотря на то что им самим живется нелегко, вкладывают свои средства в строительство церквей и мечетей, детсадов, клубов… То есть обустраивают свою деревню, свое село на благо всех жителей.

Отдельный вопрос — взаимоотношения между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками. Надо их выстроить так, как это сделано в США, в Канаде, в Финляндии. Мы же знаем известную финскую молочную компанию «Виола», которая создана на базе сельхозкооперативов. Ее продукция пользуется спросом во всем мире. Но эту продукцию, хочу подчеркнуть, производят кооперативы. И входящие в них фермеры кровно заинтересованы, чтобы она была высокого качества, они поставляют только качественное молоко.

А у нас пока остается государственное регулирование. И переработчики под тем или иным предлогом требуют у государства субсидий, субсидий, субсидий… Нам надо в корне менять — и сегодня уже, кажется, все с этим согласны — агроэкономическую политику. Потому что мы провозгласили новый общественный строй, а экономику взяли из старого… И куда мы так придем? При нынешней острой конкуренции, когда каждое государство, как в народе говорят, бдит, чтобы отечественный производитель мог конкурировать с другими на равных условиях. Если мы этого не можем добиться, зачем тогда вступили в ВТО?

ВТО — ЭТО ВЫЗОВ И УГРОЗА

- С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

- Как раз ВТО и можно назвать вызовом и угрозой на ближайшие годы для нашего агропрома. Мы вступили в ВТО и фактически открыли границы для дешевых продуктов, то есть, к примеру, уменьшили таможенные пошлины. Но при этом, похоже, никто не подумал о том, а насколько конкурентоспособно в целом наше сельское хозяйство? Смогут ли конкурировать наши фермеры с теми, которые работают в той же Финляндии, в Германии и в других странах?

Не просматриваются тут радужные картины. Сегодня из стран-членов ВТО к нам в страну поступают дешевые продукты. Потребитель видит приятный внешний вид этой продукции, видит, что она дешевле, и покупает. А почему она дешевле, я уже говорил: несравнимо, какую господдержку получает фермер на Западе и наш. Если мы не поменяем агроэкономическую политику относительно своего сельхозтоваропроизводителя, то никаких светлых перспектив ждать не приходится. Мы пока только несем потери сегодня прямые, а потом появятся и косвенные. И определенная часть наших фермеров и других сельхозтоваропроизводителей может просто обанкротиться.

Ослабление, разорение нашего села несет еще одну угрозу. Дело в том, что издавна деревня — это не просто производственная единица, это хранитель языка, традиций, культуры, уклада жизни народа. В конце концов, ни для кого не секрет даже такой факт: деревенские парни более подготовлены к службе в армии. Они ведь с детских лет работают, вдыхают чистый воздух, питаются экологически чистыми продуктами, и все это положительно сказывается на их здоровье, а позднее на здоровье их детей, а дети — это будущее…

Нам не надо повторять ошибок, которые делали при социализме. Тогда горе-экономисты признавали деревни неперспективными, из них убирали магазины, фельдшерские пункты, клубы, школы… В итоге жители даже больших деревень переезжали в города, усугубляя городские проблемы, например, с жильем, с преступностью. То же самое было в свое время в западных странах, там такая миграция тоже повышала уровень преступности.

Все это должны учитывать наши политики, наши законодатели. Но я не вижу в Государственной Думе России и в Государственном Совете Республики Татарстан депутатов, которые могли бы встать и предложить: давайте мы поддержим наше село!

ЕСЛИ ВЛАСТИ БУДУТ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К МНЕНИЮ КРЕСТЬЯН…

- В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

- Что касается системы управления, она эволюционирует вместе с обществом. Есть интересный опыт и стран юго-восточной Азии, и Запада, и Востока… Если говорить о сельском хозяйстве, то, я считаю, оно должно эволюционировать на основе частно-государственного партнерства. Но это возможно, опять же, если интересы собственника — не того крупного, эфемерного, а индивидуума — и государства совпадают и если власти будут прислушиваться к мнению крестьян.

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать на электронную почту elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы на сайте «БИЗНЕС Online».

Читайте также: