print_588997_615251.jpg

ТРИ УСЛОВИЯ РАБОТЫ МЕХАНИЗМА

Вчера вечером на горнолыжном курорте «Казань» завершился двухдневный семинар «Региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Организация работы региональных операторов». Поводом для того, чтобы в Казань приехали представители 74 субъектов РФ, стало вступление в силу с 1 января 2014 года поправок в Жилищный кодекс РФ.

Открывая пленарное заседание, премьер-министр РТ Ильдар Халиков заявил, что перемены, произошедшие с 2007 года (тогда начал работать фонд содействия реформированию ЖКХ) революционны, например, в Татарстане программа капремонта коснулась более 11 тыс. домов площадью 52 млн. кв. метров.

Ведущий семинара — генеральный директор фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин — напомнил, что три года назад фонд ЖКХ обратился к руководству республики с предложением создать региональный фонд капремонта. Результат — 60% отремонтированных жилых многоквартирных домов. «Система состоялась. Она сегодня совершенствуется и развивается», — заявил Цицин.

print_588997_615246.jpg
Ильдар Халиков

«Механизм имеет три составляющих: перечень и сроки работ для каждого дома; утверждение регионом ежемесячного обязательного взноса собственника имущества и финансирование со стороны бюджетов всех уровней; создание регионального оператора капремонта», — перечислил глава фонда. По его словам, поправки в Жилищный кодекс требуют создать нормативную базу до 1 января 2014 года. При этом региональные программы на сегодня приняли только четыре субъекта РФ. 32 региона уже завершили создание региональных операторов. Кроме того, соблюдение этих условий еще и обязательно для получения средств из фонда содействия реформирования ЖКХ. Регионами-аутсайдерами Цицин назвал Калининградскую и Псковскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ — там законодательные акты еще не приняты.

Цицин остановился и на такой, казалось бы, естественной вещи, как прозрачность работы. «Надо обратить внимание на то, что деятельность региональной системы капремонта должна быть предельно прозрачной. Собственникам жилья надо четко разъяснять, что и как будет работать. Разработку региональных программ ремонта надо выносить на широкое рассмотрение структур общественного контроля, госструктур», — уточнил он.

print_588997_615243.jpg
Константин Цицин

БОНУС ОТ ГОСУДАРСТВА

С мотивирующим выступлением предстал перед аудиторией замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. «Задача государства — чтобы собираемые средства реально шли на капремонт. Мы знаем организации, когда действительно собирают средства на капремонт и проводят его. А кто-то тратит средства неизвестно куда», — объявил он. По словам Чибиса, 85% квартир у граждан страны — это тот капитал, который они имеют и получили в результате приватизации. «Это бонус гражданам от государства. Люди часто не понимают, что такое собственность, что капитал надо еще и содержать. Например, в странах ближнего и дальнего зарубежья это все лежит на плечах собственников. А идеология из наших уст должна содержать честную информацию — мы помогаем собственникам. И при этом часто оправдываемся, мол, наш взнос будет такого размера. А есть пять регионов, которые вообще не приняли ни одного акта. Я не очень понимаю, на что они рассчитывают», — сурово высказался Чибис.

Темы региональных операторов коснулся и руководитель Росфиннадзора Эли Исаев. «Росфиннадзор будет проверять соответствие федеральному законодательству при работе в регионах: установление порядка выплат собственником, выбора регионального оператора. При проведении проверок служба будет пользоваться постановлениями», — объявил он. Цицин попросил Исаева открыть на сайте Росфиннадзора страничку контроля за региональным оператором, на что тот коротко ответил: «Согласен».

Депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин коротко перечислил поправки, которые необходимо внести в Жилкодекс к 1 января. Они касаются статей 158-й (о привлечении дополнительных средств собственниками), 168-й (уточнение по составлению программ капремонта, например, при более 70% износа дома не включаются в программу капремонта), 180-й (выбор банка для размещения счетов).

«ДЕНЬГИ ТАТАРСТАНЦЕВ НИКУДА НЕ ПРОПАДУТ»

Чибис рассказал журналистам о порядке проведения капремонта: «Каждый дом, который стоит на территории города, субъекта, должен быть отремонтирован в сроки, установленные проектной документацией. Отвечать за это должны собственники, но государство вводит систему, когда каждый дом будет на четком контроле, и собственникам будет оказана и финансовая, и организационная помощь. По закону, который принят в декабре прошлого года, с 2014-го собственники могут принять решение и копить необходимые средства у себя на специальном счете. Счет может открываться исключительно в банках с уставным капиталом не менее 20 млрд. рублей, чтобы деньги никуда не пропали, — это фактически все государственные банки или с госучастием. Если собственники не приняли решение копить средства, брать кредиты, самим выбирать компании, которые будут проводить ремонт, то они могут копить деньги на счетах специального регионального оператора. Этот оператор ответственен за то, чтобы в год, когда требуется сделать капремонт, он был произведен. За регионального оператора отвечает субъект, то есть государственная власть».

По словам Чибиса, при подготовке закона возникло много дискуссий, и за основу была взята система, которая уже не первый год работает в Татарстане и показала свою эффективность и четкий контроль за денежными средствами: «Сегодня Татарстан — фактически единственный субъект Российской Федерации, где 60 процентов жилищного фонда уже отремонтировано. Это один из самых лучших показателей по стране. При том что по России практически половина жилья требует немедленного капремонта. При принятии федерального закона мы взяли все самое лучшее из опыта Татарстана, Башкортостана и ряда других субъектов. Сейчас такие проекты капремонта будут запущены по всей стране. Ни один дом не останется без капремонта».

«После запуска региональных систем взносы — это фактически наши коммунальные квитанции, — объяснил замминистра. — И платить мы должны так же, как за коммунальные услуги или за содержание дома. Платить будут все. Взнос рассчитывается по специальным методическим указаниям: берется объем жилфонда, рассчитываются стоимость и сроки необходимого ремонта, выводится цифра, сколько требуется ежемесячно собирать с собственника, гражданина, какой объем государство потратит на эти цели (и федеральный, и региональный бюджет). С учетом всего этого будет определяться размер взноса, который будет платить собственник ежемесячно в составе квитанции. Если отказывается платить, то наступает ровно та же ответственность, что за отказ платить за жилищно-коммунальные услуги. Если не платит, то взыскивается в судебном порядке с соответствующими штрафными санкциями». Он также отметил, что региональная программа — публичный документ, который доступен для всех граждан.

Не мог не отметить результаты Татарстана и Сидякин: «В Татарстане с 2008 года действует этот закон, но не в том виде, который мы сейчас масштабируем на территории всей страны. Благодаря этой системе нам удалось отремонтировать почти 12 тысяч многоквартирных домов. Работа была проведена не только к Универсиаде. Это реальные дома, которые отремонтированы, в которых заменены коммуникации, стали нормальными подъезды. Наша задача была в том, чтобы все лучшее, что было в системе, мы могли сохранить. Поэтому деньги татарстанцев, собственников квартир, сохранятся на счетах федерального казначейства и никуда не пропадут. Поступает много вопросов со всей страны — может быть, разместить деньги в частных банках. Но мы видим, как работает банковская система, дает сбой, а мы должны гарантировать жителям, что их деньги никуда не пропадут. Нам удалось оставить эту статью в законе. Схема по выбору подрядчиков, учету домов останется такой же, как и была, — рассказал он. — Но даже у нашего передового региона остаются вопросы. Нужно работать дальше по замене инженерных сетей — серьезный износ. Сейчас сосредоточим усилия на переселении жителей из аварийного фонда. В Казани эти дома тоже еще есть. Будем работать над тем, чтобы к 2017 году таких домов не осталось».