Сегодня на КАМАЗе заявили «БИЗНЕС Online», что выход акций предприятия из кипрских офшоров планировался на протяжении года и в ближайшее время он будет осуществлен до конца. Публично об этих намерениях вчера сообщил глава автогиганта Сергей Когогин, ставший, по сути, первым в России руководителем и акционером крупной компании, уловившим объявленный Владимиром Путиным курс на деофшоризацию российской экономики. Однако в Татарстане КАМАЗ — далеко не единственная компания, которая имеет в числе акционеров, зарегистрированных в офшорах.
КАМАЗ РЕШИЛ НЕ ИГРАТЬ С СУДЬБОЙ НА СЛУЧАЙ КРИЗИСА
Пять крупнейших российский компаний — КАМАЗ, «Металлоинвест», МТС, «Русгидро», Rusal — чьи акции зарегистрированы за рубежом, приняли решение о переводе акций в юрисдикцию России. Таким образом, они первыми отреагировали на слова президента России Владимира Путина из послания президента: «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда».
«В отношении акций ОАО «КАМАЗ» акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридическую процедуру по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — заявил вчера генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в интервью каналу «Вести24.ru».
Напомним, что неделю назад Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил, что выход российских компаний из офшоров затянулся, поэтому тем, кто зарегистрирован в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты и госгарантии. Причем это была одна из наиболее значимых частей президентского выступления. По озвученным Путиным данным, через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд., что составляет пятую часть всего росссийского экспорта. Половина из $50 млрд. российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры.
«За этими цифрами — вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны», — сказал президент. Путин озвучил несколько предложений по поводу офшоров. В частности, он считает, что доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции, должны облагаться налогами по российским налоговым правилам. Кроме того, он заявил, что такие компании не должны пользоваться мерами господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. И этим компаниям, по словам президента, должен быть закрыт доступ к госконтрактам и контрактам со структурами с госучастием. Причем в речи Путина прозвучал упрек даже в сторону «Роснефти», возглавляемой Игорем Сечиным — одним из наиболее близких к нему людей. ВВП упомянул сделку по покупке ТНК-ВР, которая прошла через офшор.
Иницативы по деофшоризации Путин высказывал в своем послании и год назад, и с тех пор они вызывают большое беспокойство у крупного бизнеса. Сегодня офшорные схемы позволяют российским акционерам снижать ставку налога на дивиденды до нуля (в России дивиденды облагаются по ставке 9%). Путин в конце ноября уже подписал поправки в Налоговый кодекс, которые вводят налог в 30% на дивиденды, отправляемые за рубеж, если не раскрыт конечный владелец иностранной компании.
КАМАЗ: ДО ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПУТИНА ЭТОТ ВОПРОС НИКЕМ ОСОБО АКТИВНО НЕ ОБСУЖДАЛСЯ
Неудивительно, что именно КАМАЗ одним из первых публично отреагировал на слова Путина и заявил о переходе в российскую юрисдикцию. Челнинское предприятие достаточно активно, особенно в кризисные годы, пользовалось господдержкой. В 2008 году Путин лично приезжал на автогигант, где провел совещание по поддержке российского автопрома, распорядился выделить напрямую автопредприятиям 50 млрд. рублей и увеличить госзаказ еще на 12 млрд. рублей. Впоследствии президент России также неоднократно помогал КАМАЗу. Как видим, автогигант решил не играть с судьбой...
Сегодня газете «БИЗНЕС Online» на КАМАЗе сообщили, что план выхода из офшора готовили в течение длительного времени.
— Вопросы обсуждения акционерного капитала в мою компетенцию как руководителя пресс-службы не входят. Могу лишь отметить, что внутри компании, в заявлениях Когогина эта тема звучала уже не раз, просто эта информация не выходила на внешнюю среду, потому что до послания президента Путина этот вопрос никем особо активно не обсуждался. Естественно, такие решения принимаются не за один день, — сказал нашей газете Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ».
Известно, что юридические лица контролируют 98,34% уставного капитала ОАО «КАМАЗ», среди них корпорация «Ростех» (49,9%), кипрская Avtoinvest Limited и кипрская Decodelement Services Limited (24,53% и 2,73% соответственно, владеют акциями в интересах инвесткомпании «Тройка Диалог»), немецкий Daimler AG (11%), американская KAMAZ International Management Co. (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR) и Европейский банк реконструкции и развития (4%).
==table246==
Сейчас наступает крайне интересный момент: если акции КАМАЗа вернутся с Кипра в Россию, то должна появиться полная ясность относительно того, кто именно стоит за кипрской компанией. Существует немалая вероятность, что одним из бенифициаров окажется сам Когогин. В интервью международному агентству Reuters в сентябре 2012 года он заявил, что ему принадлежит не менее 5% акций КАМАЗа. При этом, как выяснил аналитический центр газеты «БИЗНЕС Online», в официальных отчетах по ценным бумагам доля гендиректора КАМАЗа в капитале компании определяется в размере всего 0,002828% или 20 тыс. обыкновенных акций. Исходя из рыночной капитализации КАМАЗа на ММВБ на тот момент, такой пакет мог стоить $46 миллионов. В рублевом выражении это не менее 1,4 млрд. рублей. Как уже предполагала газета «БИЗНЕС Online», возможно, как раз акции Когогина хранятся в кипрском офшоре AVTOINVEST LIMITED. Раньше управление этим офшором велось российской инвестиционной компанией «Тройка Диалог». При этом менеджеры «Тройки» заявляли, что она управляет пакетом КАМАЗа в интересах инвесторов, имена которых не раскрывались. После перехода «Тройки Диалог» под контроль Сбербанка РФ в отчетных документах в качестве лица, контролирующего офшор, теперь фигурирует Сбербанк.
Как появились у КАМАЗа офшоры? История заслуживает того, чтобы ее напомнить. В 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал». Тогда же была осуществлена передача минземимуществом Татарстана госпакета из 11,6% акций автогиганта в уставный капитал ОАО «КАМАЗ-Капитал» на условиях «условно бесплатно». 24 июня 2008 года, как раз перед кризисом, на кипрском офшоре AVTOINVEST LIMITED эта «кубышечка» зафиксировалась с результатом 29,53% обыкновенных акций КАМАЗА. Параллельно появилась и еще одна «кубышка» — тоже кипрская Limited Liability Company DEKODELEMENT SERVICES LIMITED. В ней было сложено 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор MIKAM HOLDINGS LIMITED, куда в качестве директора и члена совета директоров направляется заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», бывший генеральный директор ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ» Ахат Урманов — экс-помощник Когогина. А для финансовых расчетов в 2010 году сам КАМАЗ открывает расчетные счета в кипрском филиале Автовазбанка (3035, Республика Кипр, Лимассол). Далее акции с офшоров скидываются на других инвесторов (с DEKODELEMENT полностью, а с AVTOINVEST частично), естественно, уже не «за бесплатно». Но бюджет Татарстана, как водится в таких случаях, ничего уже не получил... В AVTOINVEST так и остались 24,53%.
Что касается других российских компаний, UС Rusal разработала план поэтапного переноса финансовых и хозяйственных операций в Россию, пишет газета «Ведомости». Головная компания холдинга — UC Rusal зарегистрирована на острове Джерси. «Русгидро» в 2014 году планирует ликвидировать кипрские компании, в которых у нее есть доля: Balp Ltd и Boges Ltd. МТС зарегистрирована в России и не использует офшорные компании для оптимизации налогов, говорит представитель МТС, но в составе холдинга есть иностранные компании, сейчас МТС последовательно ликвидирует компании, зарегистрированные за рубежом.
НАПРЯМУЮ ИЛИ ЧЕРЕЗ ТРЕТЬИХ ЛИЦ
Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», изучив данные СПАРК, в Татарстане есть целый ряд компаний, совладельцами которых являются компании, зарегистрированные в офшорных зонах — таковых мы насчитали в нашем Топ-300 крупнейших предприятий РТ не менее трех десятков. Некоторые из них, как КАМАЗ, имеют в качестве прямых акционеров иностранные, как правило, офшорные компании. Также как и, например, ООО «СафПласт», которым владеет кипрский «Невелей Инвестментс Лимитед» или ОАО «БЭНЗ» — «Вэйстэн инвестментс лимитед».
Распространена и другая схема, когда крупным пакетом акций владеет вроде бы российское юрлицо, но по факту само оно подконтрольно офшорным компаниям. Такая непрямая схема используется, например, на ОАО «ПО «ЕЛАЗ». Данным акционерным обществом владеет ОАО «Инвестиционная компания «ЕлАЗ-Капитал», которым в свою очередь наряду с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым (11,99%) на 25,01% владеет кипрский офшор Scelissel Trading Limited.
Тройная схема есть у акционеров ОАО «КМПО», где 23,7% принадлежат ЗАО «Инвест-Групп», которым полностью владеет ЗАО «Антей», а уже оно, в свою очередь, на 99,9% принадлежит кипрскому «Кристиансанд инвестмент лимитед».
ОАО «АЗЫК» (сеть магазинов «Пестречинка») принадлежит торговому дому «Ак Барс», которым почти полностью владеет ООО «Акбарслайн», а им на 49% — панамский офшор «Мидхолл инвестментс лтд».
В ЗАО «Трансмашхолдинг» газете «БИЗНЕС Online» опровергли данные СПАРК: «У «Рослокомотива» нет никаких акций в офшорах, а также денег в офшорах. «Рослокомотив» — российская компания, зарегистрирована в Казани, платит налоги в Казани, расчетные счета и счета имеет в российских банках, — отметил представитель компании. — А СПАРК очень часто ошибается, поверьте, это я вам говорю исходя из своей практики».
К сожалению, с руководством компаний, чьи акции фигурируют в ошфорах, газете «БИЗНЕС Online» связаться не удалось. Например, генеральному директору компании «Эдельвейс-М» Владимиру Чачкову попросили перезвонить позднее. Как, впрочем, и генеральному директору ОАО «ПО ЕлАЗ» Камилю Галимову. Его заместитель по финансам Эльмира Гайфуллина тоже не нашла времени для разговора с нами. Генеральный директор ООО «Контакт-С» Сирин Бадрутдинов, по словам секретаря, будет на своем рабочем месте только завтра.
В пресс-службе КМПО газете «БИЗНЕС Online» также на момент публикации не смогли предоставить комментарии. Секретарь директора ОАО «Татойлгаз» Роберта Фассахова сообщила, что руководитель находится на совещании и пока компания не может ответить.
==video2180==
КАК МЫ ХОРОШО ПОМНИМ, КРИЗИС 2008 ГОДА ПОСТАВИЛ РОССИЙСКИХ ОЛИГАРХОВ НА ГРАНЬ РАЗОРЕНИЯ
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», назвали принудительную деофшоризацию путем строгим, но справедливым.
Михаил Хазин — президент компании экспертного консультирования «Неокон»:
— Причин того, что Владимир Путин начал массовую деофшоризацию, несколько. Но я бы сказал так. Примерно до 2011 года Запад в отношении России был един. Воевать с ним можно было, но толку от этого не было бы никакого. Последними оппозиционерами Вашингтона были Шредер и Ширак, и их благополучно истребили американцы. А вот после 2011 года начала появляться новая оппозиция, которая в британском парламенте провалила попытку Кемерона влезть в войну в Сирии, которая вытащила на свет божий Ассанджа и Сноудена. В общем, там они много уже чего сделали. Впервые стало понятно, что против этой либеральной, финансовой мафий можно бороться. В одиночку нельзя бороться с танком, а если есть союзники, ситуация совершенно другая. В этой ситуации в нашей элите начал происходить раскол. Наша либеральная часть, правительство, Центральный банк, олигархи жестко ориентированы на старую мировую финансовую элиту, а вот у другой группы уже есть свои представления о жизни, о том, что можно создавать свою региональную экономическую зону, создавать Таможенный союз и так далее, и тому подобное. Это еще не проект, это пока еще только тенденции. Наиболее ярким проявлением этой тенденции явилось выступление Путина с посланием. Его намеки на традиционные ценности и прочие разные с этим связанные вещи — очень сильный плевок в лицо либеральной общественности, которая шуток в отношении нетрадиционной сексуальной ориентации не терпит. Я склонен считать, что деофшоризация — это движение в том же направлении. Иными словами, Путин говорит: ребят, вы должны определиться, если вы сидите в офшорах, то вы за ту команду со всеми вытекающими последствиями, а если вы за нашу команду, будьте любезны, продемонстрируйте это выводом всех офшоров обратно.
Если говорить об экономической стороне вопроса, то отмечу: невозможно строить региональный экономический центр силы, если у вас все капиталы выведены в офшоры, которые находятся за пределами вашей юрисдикции. Сколько компаний сейчас находится в офшорах? Я не знаю, думаю, что практически все.
Процесс деофшоризации очень болезненный по множеству причин, в том числе и потому, что олигархам на Западе будут говорить: «Ребята, это не ваши деньги! Это наши деньги». Вы посмотрите, что сейчас делают с украинскими олигархами? Им прямо говорят: не будете поддерживать Майдан против Януковича, арестуем все ваши деньги, будете знать. Вот против чего выступает Путин. Он совершенно не хочет, чтобы российским крупным бизнесменам на Западе объясняли, как они должны себя вести. Если вы бизнесмены российские, вы должны здесь определять, как себя вести, чтобы в Европе не было хвостов, за которые можно хватать.
Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:
— Как правило, офшоры используются для уклонения от уплаты налогов, увеличивая таким образом чистую прибыль. Поэтому принудительная деофшоризация — путь строгий, но справедливости ради стоит отметить, что в России далеко не самый жесткий налоговый режим. Курс на борьбу с офшорами в России был взят год назад. Надо признать, что это общемировая тенденция. Особенно активен в этом вопросе Евросоюз, где, как известно, у многих стран проблемы с доходами бюджета и выплатами по суверенным долгам. После кипрского кризиса борьба с офшорами в ЕС усилилась. В нулевые годы российское правительство сквозь пальцы смотрело на офшоры. Проблем с бюджетом не было, углеводородный экспорт решал все вопросы, росли и объемы добычи, и цены. Но теперь настали другие времена.
Владимир Путин заявил, что доходы офшорных компаний, принадлежащих российским бенефициарам, должны облагаться по российским налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Президент России также отметил, что компаниям, зарегистрированным вне российской юрисдикции, нельзя будет пользоваться господдержкой. Как мы хорошо помним, кризис 2008 года поставил большинство российских олигархов, которые активно использовали западные кредиты, на грань разорения. И они вряд ли бы смогли выжить без кредитов Внешэкономбанка и прочих государственных структур.
Для государства деофшоризация несет в себе больше плюсов, чем минусов. Налоговые отчисления в бюджет могут вырасти на 30 - 40 процентов, это большие деньги. Деятельность компаний станет более прозрачной и доступной для контроля в РФ. В целом деофшоризация будет способствовать притоку капитала и препятствовать отмыванию денег.
Тем не менее пока серьезных побед в борьбе с офшорами мы не видим. Владимир Путин справедливо отметил, что сделка ТНК-BP, стороны которой «хорошо известны», прошла вне российской юрисдикции. Надо понимать, что деофшоризация — процесс долгий. Хорошо, если России удастся победить офшоры в ближайшие 3 - 5 лет.
Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»:
— Определенно, данные нововведения нацелены на снижение потерь бюджета от ухода бизнеса в офшоры с целью оптимизации налогообложения. По некоторым данным, чуть меньше половины внешнеторгового оборота РФ проходит через налоговые гавани, что, соответственно, крайне негативно отражается на собираемости бюджета РФ. Стоит отметить, что правительство РФ в последние годы активно борется с налоговой оптимизацией, и это нововведение выглядит еще одним шагом к решению задачи по снижению доли выпадающих доходов бюджета страны. Можно сказать, что катализатором активных действий властей стала непростая ситуация с формированием бюджета РФ в 2013 - 2014 годах. Учитывая то, что со многими мировыми странами у нас есть соглашения об исключении двойного налогообложения, введение налогового резидентства должно сказаться только на налоговых гаванях, однако отмена принципов двойного налогообложения может ударить по всем другим странам также и предупредить переток компаний с одних офшоров в другие. Относительным негативом можно назвать растущее давление на бизнес. Те компании, которые существовали на грани рентабельности только за счет оптимизации, могут не справиться с текущими изменениями, что негативно отразится на занятости и росте экономики. Правда, это влияние будет достаточно слабым, чтобы его можно было выделить на фоне других важных факторов, влияющих на темпы роста ключевых макроэкономических показателей РФ.
По некоторым неподтвержденным данным, чуть меньше четверти ценных бумаг КАМАЗа принадлежит консорциуму инвесторов, которым принадлежит Avtoinvest Limited, при этом сейчас достаточно активно обсуждается увеличение доли Daimler AG в акционерном капитале российского автопроизводителя. Думаю, что именно этот пакет может быть передан немецкому концерну, что решит сразу две задачи: движение навстречу своим зарубежным акционерам и в то же время деофшоризация структуры компании.
Эльвира Сайфуллина — пресс-секретарь ОАО «Связьинвестнефтехим»:
— ОАО «Связьинвестнефтехим» на 100 процентов принадлежит Республике Татарстан и является государственным холдингом. ОАО «Связьинвестнефтехим» с момента создания было зарегистрировано в Казани и состоит на налоговом учете в МРИ ФСН №14 РФ по РТ и, соответственно, платит все налоги в республиканский бюджет. ОАО «Связьинвестнефтехим» никогда не было зарегистрировано в какой-либо офшорной зоне и не занимается ведением операционного бизнеса, связанного с покупкой/продажей товаров через границу.
ОАО «Связьинвестнефтехим» имеет дочерние офшорные компании, которые используются для технического оформления тех или иных операций на международных финансовых рынках, осуществление которых невозможно только в российской юрисдикции. Например, в 2005 году через одну из этих дочерних компаний ОАО «Связьинвестнефтехим» осуществило выпуск собственного еврооблигационного займа, а в 2012 году через другую — СИНХ приобрел еврооблигации «АК БАРС Банка.
Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:
— Программа по выводу из офшоров хороша не для экономики, а для бюджета. Она отлично укладывается в рамки последних шагов президента, которые направлены на максимальное наполнение бюджета в 2014 году.
Офшоры использовались для разных целей. Одна из первых — это сокрытие данных о бенефициарах. Сейчас это уже практически не работает. Второй задачей регистрации офшора была юридическая защита инвестиций, фиксирование долей в бизнесе. Это является хорошей защитой от махинаций с реестрами акционеров, проведения фиктивных собраний и других действий, направленных на рейдерский захват бизнеса. В этом случае офшорные зоны с их английским правом являются отличным механизмом для защиты прав акционеров. Это практически единственно возможный вариант для привлечения иностранных инвестиций. Иногда эта схема использовалась для изъятия доходов от компании под видом выплаты дивидендов. Третья цель — это упрощение проведения финансовых операций в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности. Это также очень действенный инструмент, и именно он обеспечивал наибольшие денежные потоки, которые как уходили из России, так и возвращались в нее. Офшорная юрисдикция обеспечивает быстроту принятия финансовых решений и, конечно, экономит на налогах.
Что с КАМАЗом. Речь пока идет лишь о том, что некоторые из акционеров откажутся от владения акциями через офшорные компании. То есть вместо двух кипрских акционеров Avtoinvest Limited и Decodelement Services Limited возникнут российские юрлица. Пикантность ситуации в том, что эти офшоры принадлежат Sberbank SIB — инвестиционному подразделению Сбербанка (бывшая «Тройка-Диалог»), которое само состоит из целого ряда иностранных юрлиц, в том числе кипрского офшора SIB (Cyprus) Limited. И еще более интересно, что Sberbank SIB собирался продать свои пакеты компании «Даймлер АГ», которая, по словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, собирается увеличить свой пакет с нынешних 11 процентов до 45 процентов. Также «Даймлеру» должны отойти и акции лица KAMAZ International Management CO., L.P. Сделка должна быть закрыта в 2013 году.
В результате у КАМАЗа будут два больших акционера: один российский в лице «Ростехнологий» (49,9 процента), другой иностранный в лице «Даймлера».
Интересно, что по факту бюджет России практически ничего не потерял от того, что акциями владели офшоры, дивиденды стали выплачиваться только в 2012 году (490 миллионов). И ничего не приобретет — к моменту решения о выплате дивидендов акциями из офшоров уже должен владеть «Даймлер», и соответственно доля, которая уходила в офшоры уйдет иностранному партнеру. Может, тут и будут, какие-то налоговые нюансы, но, скорее всего, «Даймлер» проявит достаточную жесткость в оптимизации налоговых платежей.
Если «Даймлер» закроет сделку, то все заявления о выводе из офшоров — это просто красивые слова для отчета перед президентом. Куда более интересно, как пойдут финансовые потоки КАМАЗа от внешнеторговой деятельности — здесь по-прежнему остается масса лазеек.
P.S. После публикации в редакцию обратились представители АКИБАНКа и уточнили, что фонд «Ист капитал» не является офшором — это шведский инвестфонд, который осуществляет вложения в банковский бизнес в РФ и, в частности, является акционером АКИБАНКа, а также еще пяти российских банков. В связи с этим в ранее опубликованную информацию внесены изменения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.