Сегодня Казанский правозащитный центр устроил информационный вброс: ряд СМИ, опираясь на его данные, растиражировали информацию о том, что прокуратура Татарстана подозревает полицейских в пытках задержанных, которым инкриминируют поджоги церквей. Однако во второй половине дня прокуратура фактически опровергла слова правозащитников, заявив, что речь идет лишь о проверке жалоб, а не о требованиях возбуждения уголовных дел. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», всего в прокуратуру поступило 6 жалоб на противоправные действия полиции по отношению к задержанным — одну из них передал лично муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.
«ЭТИ ФОРМУЛИРОВКИ НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ МОГУТ ПРЕДОПРЕДЕЛЯТЬ ВЫВОДЫ СЛЕДСТВИЯ»
Сегодня Казанский правозащитный центр со ссылкой на документы из прокуратуры распространил сообщение под заголовком «В Татарстане прокуратура подозревает полицейских в пытках задержанного по делу о поджоге церквей». В нем сказано, что прокуратура Татарстана оперативно рассмотрела обращение жены одного из задержанных по уголовному делу о поджоге церквей на действия нижнекамских полицейских, поступившее через дежурного прокурора. «В действиях работников полиции усматриваются признаки преступления, предусмотренного п «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, — превышение должностных полномочий с применением насилия», — привели слова старшего помощника прокурора республики Эльвиры Зариповой правозащитники.
Информацию о том, что над полицейскими из Нижнекамска повисла угроза уголовного преследования за пытки, молниеносно распространилась в ряде СМИ. По данным правозащитников, надзорный орган передал материалы проверки в следственный комитет, а тот, в свою очередь, направил материалы проверки по факту применения насилия и пыток в отношении лиц, содержащихся в ИВС Нижнекамска, руководителю следственного отдела по Нижнекамску Рамилю Билалову — для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Копии данных документов приводит газета «БИЗНЕС Online».
Однако ближе к вечеру прокуратура Татарстана выступила с официальным комментарием к сообщению правозащитников. Надзорное ведомство сообщило о том, что никаких комментариев по данному поводу Зарипова не давала, а в СМИ в качестве источника опубликовано официальное уведомление заявителю о направлении ее обращения по подведомственности в следственные органы для организации проверки.
«Использованные Зариповой при подготовке официального уведомления заявителю юридические штампы указывают лишь на отдельные признаки уголовно-наказуемого деяния, содержащиеся в обращении последней. При этом эти формулировки никоим образом не могут предопределять выводы следствия», — сообщает прокуратура. В переводе с прокурорского языка речь идет о том, что правозащитники вольно истолковали попавшие в их распоряжение ответы за подписью Зариповой, направленные родственикам задержанных (копия имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online»).
МУФТИЙ ТАТАРСТАНА ПОПРОСИЛ ПРОВЕСТИ ПРОВЕРКУ, ПОЛУЧИВ АНОНИМКУ
Правозащитники также сообщили о том, что сегодня в 15:00 Нижнекамский городской суд должен рассмотреть жалобы адвокатов на их недопуск к задержанным в ИВС. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывав в суде, выяснили, что и здесь ситуация на проверку куда более прозаична. В кабинете председателя суда объяснили, что процесс не состоялся из-за того, что адвокаты задержанных... отозвали свои жалобы. По всей видимости, решить вопрос с доступом к задержанным удалось решить в досудебном порядке.
На сегодняшний день точно известно, что в изоляторе временного содержания в Нижнекамске находятся как минимум четыре задержанных по делу о поджогах церквей и обстрелу «Нижнекамскнефтехима». Все они являются жителями Чистополя — это Марат Сабиров, Айрат Ситдиков, Айрат Галеев и Рафаэль Зарипов. Точно установлено и подтверждено медицинскими справками (а в случае с Галеевым и официальными комментариями «силовиков»), что Зарипов и Галеев были доставлены в больницу из изолятора. Что именно стало причиной их недуга и применялось ли к ним физическое насилие, теперь точно об этом можно будет судить только после проверки, которую инициировал следственный комитет.
В республиканской прокуратуре газете «БИЗНЕС Online» сообщили о том, что по состоянию на 20 декабря в Нижнекамскую городскую прокуратуру поступило 6 жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов. 13 декабря в прокуратуру с жалобой о незаконном задержании ее сына обратилась некая Шайдуллина. 16 декабря обращение о незаконном задержании мужа поступило от Ситдиковой. 17 декабря в надзорный орган в интересах задержанного Галеева обратился его адвокат Игорь Горин: он заявил о нарушении процессуальных прав своего подзащитного сотрудниками полиции, а также о нарушении прав по осуществлению полномочий защитника и незаконных методах ведения следствия (в части незаконных методов ведения следствия 19 декабря обращение направлено для проверки в следственный отдел СУ СКР по Нижнекамску).
17 декабря с жалобой снова обратилась Шайдуллина. 18 декабря в прокуратуру Нижнекамска поступили еще два обращения — от отца Айрата Галеева о нарушении процессуальных прав его сына и применении к нему недозволенных методов ведения следствия. Еще одно обращение было от адвоката Галимова в интересах задержанного Зарипова о воспрепятствовании со стороны сотрудников полиции осуществлению полномочий защитника.
«Кроме этого, в прокуратуру Татарстана к настоящему времени поступили обращения аналогичного характера от Шайдуллиной Н.И., Хуснутдинова Р.И., Ситдиковой Н.И., Сафаргали Д.В., президиума Всетатарского общественного центра, а также главы Духовного управления мусульман РТ Камиля Самигуллина с просьбой провести проверку по анонимному обращению в его адрес от имени жен и матерей лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в ряде районов Татарстана», — сообщили сегодня нашему изданию в прокуратуре Татарстана.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.