Максим Беляев и Ильгиз Гилазов
Максим Беляев и Ильгиз Гилазов (фото: vs.tat.sudrf.ru)

ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО В КОРИДОРАХ СУДА

С чего все началось? С выставки импрессионистов в Казанском кремле. На заместителя председателя Верховного суда Татарстана по уголовным делам Максим Беляев произвела глубокое впечатление картина Жан-Поль Лоранса «Бернард Делисье в трибунале инквизиции», и он загорелся идеей сделать в коридорах суда галерею из полотен, иллюстрирующих работу служителей Фемиды.

— Я поделился своими впечатлениями, в том числе и от картины «Бернард Делисье в трибунале инквизиции», с председателем Верховного суда Татарстана Ильгизом Гилазовым, — рассказал Беляев газете «БИЗНЕС Online». — И он предложил: а почему бы нам ее здесь не разместить? Мы пришли к мнению, что можно представить суд во все времена. После этого я стал искать картины, связанные с судейской тематикой, в интернете. И у нас получилась коллекция с античных времен и до советского времени. Всего 18 репродукций. Интересно и само размещение картин. Например, мы повесили картину «Господа присяжные» около кассы, где присяжные получают деньги. Потому что на этой картине изображены солидные джентльмены, которые одеты в тройки с галстуками. Картина написана в 1861 году, то есть в Англии уже тогда к этому очень серьезно относились. Это чтобы на серьезный лад настраивать наших присяжных заседателей.

IMG_0809.jpg

А полотно «Суд Камбиза» Герарда Давида повесили напротив зала квалификационной коллегии судей — органа судейского сообщества, который принимает на работу и увольняет с работы судей. Сюжет этой картины прост и поучителен. В древние времена поймали за руку судью, который брал взятку. И царь повелел с него снять кожу и обшить ею кресло, а судьей назначить сына казненного судьи, чтобы новоиспеченный судья, сидя на этом кресле, вспоминал, из чего оно сделано и не повторял ошибок отца. Судьям, которые видят эту картину, ожидая начала заседания квалификационного коллегии, тоже есть о чем задуматься...

460.jpg
Перед залом, в котором проходит квалификационная коллегия судей висит картина «Суд Камбиза» - с судьи, пойманного на взятке, сняли кожу и обили ею судейское кресло, на которое усадили его сына

ОТ «УТРА СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ» ДО «СОВЕТСКОГО СУДА — СУДА НАРОДА»

Все остальные картины — на третьем этаже, где чаще всего бывают посетители.

— Это рассчитано на людей, каждый может подойти посмотреть, — продолжает Беляев. — Когда я прохожу по третьему этажу, замечаю — никто не остается равнодушным. Одно дело сидеть и смотреть на голые стены и на планы пожарной эвакуации, и другое — на произведения художников. Не весь этаж завешен, будем продолжать. Экспозиция расположена по хронологии и идет по часовой стрелке, начинается с картины «Суд Соломона», который считается самым справедливым.

Теперь посетители Верховного суда, ожидая в коридоре начала процесса, могут, к примеру, вспомнить времена, когда наказание государства можно было исполнить без соответствующего решения третьей власти. Об этом напоминает картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни». На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а его участники казнены, как говорится, без суда и следствия.

IMG_0802.jpg
«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

Случается, в суде приходится допрашивать детей. По словам Беляева, такая практика существовала издавна. Пример тому — картина Уильяма Йемеса «Когда ты в последний раз видел своего отца?» 1878 года. Согласно популярной версии, здесь изображен допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Великого мятежа — борьбы английского парламента с королем, закончившейся в 1649 году казнью Карла I.

На одной из картин, которая выставлена в публичной зоне на третьем этаже, изображен эпизод первого в американской истории процесса по делу о гражданских правах, прошедшего в 1840 - 1841 годах — картина кисти Хейла Вудруфа «Суд над пленниками с Амистада». Сюжет следующий. В июле 1839 года группа африканцев, похищенных для продажи в рабство, захватила судно, на котором их везли в Америку, чтобы вернуться домой. Обманом их направили не обратно в Африку, а в Нью-Йорк, где предали суду. В итоге дело дошло до верховного суда США, который постановил освободить негров и вернуть на родину.

— Здесь следует расставить несколько акцентов, — объяснил Беляев. — Основная идея заключается в том, что суд был во все времена. Во-вторых, суд бывает разный, потому что есть такие картины, как суд Емельяна Пугачева, который в принципе, наверное, можно приравнять к суду Линча. Там не оглашается приговор, просто рубятся головы дворянского сословия. Суд инквизиции, когда людей судили за мысли. Мы хотим продемонстрировать — суд трансформируется с каждым историческим этапом, и, в итоге, приходим к нашему времени.

Разумеется, на картинах есть и широко известные судебные процессы — картина Лоры Найт «Нюрнбергский процесс», полотно Кристиано Банти «Галилей перед судом инквизиции». Есть и картины, которые наглядно демонстрируют, как менялась система судопроизводства в нашем государстве. Так, работа Михаила Зощенко «Волостной суд» иллюстрирует быт низшего сословного крестьянского суда в Российской империи. Такие суды рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела наиболее распространенные в жизни крестьян. Автор картины — отец знаменитого писателя. А вот плакат сталинской эпохи — «Советский суд — суд народа». «У меня такое ощущение, что прототипами для народных заседателей на этом плакате послужили два известных артиста СССР — Георгий Бурков и Людмила Зайцева — уж больно лица похожи», — заметил Беляев.

IMG_0806.jpg
«Когда ты в последний раз видел своего отца?» Уильяма Йемеса

«КОГДА ТЫ СТАЛКИВАЕШЬСЯ С ЧЕМ-ТО БОЛЬШИМ И ВЫСОКИМ, ТЫ ОТКРЫВАЕШЬСЯ НОВЫМ ИДЕЯМ»

Высокую реформу в Верховном суде газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал заместитель директора Казанского кремля по развитию выставочной деятельности Антон Райхштат:

— Если в суде будет капелька человечности и возможность порассуждать об искусстве, думаю, всем будет лучше. По-моему, это прекрасное начинание, интересная идея, но неудивительная. Ведь когда ты сталкиваешься с чем-то большим и высоким, ты открываешься новым мыслям, идеям. Многие VIP-персоны уже посетили выставку французских импрессионистов в Казани. Были и президент Татарстана, и министр культуры России, много политиков.

Французские импрессионисты — это настоящий мировой бренд. Многие, даже не зная, какая разница между импрессионистами и экспрессионистами, все равно идут, вдохновляются. И такой зритель нам тоже важен и интересен, потому что эта выставка имеет и просветительские функции в том числе.

К идее размещения тематических галерей в госучреждениях я отношусь крайне положительно. Искусство должно выходить из душных залов, оно должно все больше и больше интегрироваться в повседневность. Поэтому всевозможные эксперименты — например, стрит-арт — это здорово. Чем больше искусство будет интегрировано в повседневность, тем человечнее мы будем, потому что по-настоящему большие работы способны вызвать у человека моральное потрясение, а вслед за ним рождаются идеи, как у Максима Беляева.

IMG_0811.jpg
«Господа присяжные» Джона Моргана