Сегодня на последнем в уходящем году деловом понедельнике мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев поставил задачу запустить ряд крупных дорожных проектов, начать строительство поселка «Подсолнухи» для многодетных семей и реализацию программы внедрения скоростного трамвая. Именно строительство и транспорт, учитывая возможность участия в соответствующих ФЦП, а также развитие промплощадок для бизнеса станут главными источниками подпитки сложного, но «самого открытого в России» бюджета автограда. Тем временем оценка итогов работы городских властей, данная экспертами «БИЗНЕС Online», оказалась неоднозначной.
ЕСЛИ БЫ БИЗНЕС ЗНАЛ РЕАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ...
Сегодня на последнем в уходящем году деловом понедельнике в Набережных Челнах мэр города Василь Шайхразиев решил выступить с (как он сам назвал) «декабрьскими тезисами». В январе-феврале в автограде пройдут отчетные мероприятия ведомств, где будут подведены итоги и поставлены задачи в цифрах и вполне конкретно, а пока мэр решил очень широкими мазками обозначить, каким бы он хотел видеть город.
Начал он с того, что Алексей Кудрин и его комитет гражданских инициатив признал бюджет Набережных Челнов самым открытым в России. «Это было смело с нашей стороны. Мы профессионально каждый рубль наших затрат расписали», — с гордостью заявил мэр, напомнив об участии в проекте «Открытый бюджет» (о том, что Кудрин берет под микроскоп финансовые документы Челнов и Альметьевска, газета «БИЗНЕС Online» писала ранее). Теперь Шайхразиев поставил новую задачу: в бюджете должен разбираться каждый челнинец, чтобы спросить у чиновников, почему этот рубль был потрачен именно на эти цели, а не на другие. Вообще, мэр много говорил про открытость власти и про работу с населением: надо объяснять, разъяснять, встречаться... Например, если бы предприятия понимали ситуацию со сложным исполнением бюджета, они бы и НДФЛ лучше платили, считает мэр.
Рассказал Шайхразиев и о том, что у него не получилось. Например, найти 5 млрд. рублей на микрорайон «Подсолнухи», где почти 2,5 тыс. многодетных семей получили земельные участки. Эти средства нужны на дороги, соцобъекты, инженерные коммуникации в поселке. Напомним, бюджет всего города на следующий год — около 7 млрд. рублей. «Наша задача на следующий год — найти любыми путями финансирование в республике, в федеральном центре. Задача очень серьезная, там 300 гектаров», — напомнил Шайхразиев.
Еще 600 семей встали в очередь как многодетные, а «у нас уже земельных участков нет». Теперь власти города будут договариваться с руководством Тукаевского района и с местными бизнесменами, у которых есть земля.
Не получилось найти деньги и на ремонт проспекта Сююмбике, что мэр назвал «определенным упущением», но «это от города не зависело». Деньги, помимо данного проспекта, также будут искать на развязку на БСИ, на строительство нового моста и дороги от проспекта Чулман в сторону ЗЯБ через Элеваторную гору.
СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ И МАСШТАБНЫЙ КАПРЕМОНТ
В следующем году должна начаться реализация городской программы «Скоростной трамвай», на которую еще предстоит найти 800 млн. рублей (450 млн. рублей необходимо на строительство трамвайных путей, 350 — на подвижной состав). Тем не менее благодаря тому, что КАМАЗ по договоренности безвозмездно передал городу предприятие «Электротранспорт» (хотя, как отметил мэр, «был ряд инвесторов, желавших его купить»), у Челнов появилась база для программы, реализация которой позволит сократить время в пути от поселка Сидоровка до 25 комплекса на 30 минут.
Заявил Шайхразиев и о том, что город в следующем году будет уходить от точечной застройки. Исключения могут быть, но при том, что инвестор докажет их необходимость, а жители близлежащих домов согласятся. Правда, мэр оговорился: власти при этом должны защищать интересы малого и среднего бизнеса.
«Большую надежду» Шайхразиев возлагает на муниципальный промышленный парк «Развитие». После открытия парка его годовой оборот будет составлять более 3 млрд. рублей, 150 - 200 млн. составят налоговые выплаты. Ранее назывался объем инвестиций в 1 млрд. рублей. На сегодня в парке площадью в 25 га уже зарегистрированы 12 резидентов.
Говоря о поддержке предпринимательства, Шайхразиев напомнил, что она осуществляется в том числе и через бюджет, и привел цифры: с октября 2010 года («с этого времени мы работаем как избранная власть») в городе был построен почти миллион квадратных метров жилья. Из них почти под 300 тыс. — программа соципотеки. Это «серьезные цифры», считает мэр. В город в течение 3 лет было привлечено более 3,5 млрд. рублей на капремонт свыше 500 жилых домов. На следующий год будут отремонтированы дома на 1,2 млрд. рублей. Что тоже стало поддержкой городским строителям. Еще 5 млрд. рублей на улучшение жилищных условий вложили через материнский капитал почти 15 тыс. семей автограда.
Тем временем в следующем году в Челнах будет введен в эксплуатацию первый арендный дом на 119 квартир. Всего же в городе в будущем году планируется построить 340 тыс. кв. м жилья.
Еще мэр говорил о волонтерском движении, о том, почему нужны благотворительные вечера (за 4 подобных мероприятия было собрано 15 млн. рублей), и как важно своим примером воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
«Большую надежду Шайхразиев возлагает на муниципальный промышленный парк «Развитие» |
«МЭР НАШЕГО ГОРОДА ИЗВЕСТЕН «ШУМНЫМИ» ПРОЕКТАМИ»
Представители делового сообщества автограда оценили для «БИЗНЕС Online» итоги работы городской власти.
Владимир Нитенко — генеральный директор ЗАО «Форт Диалог»:
— Что удалось, а что не удалось сделать? Всегда на такие вопросы легко отвечать тому, кому потом собственные советы претворять в жизнь не придется. Сейчас сложное время, идет падение налоговых поступлений, снижение объемов производства. Но несмотря на это, ситуация в городе под контролем. А проблемы, над которыми надо работать, это то, что мы видим вокруг. Ведь горожане воспринимают действия городских властей через то, что они видят на улицах. А вот на улицах явные проблемы. Весь город стал хуже убираться, хуже очищаться. Над этим, на мой взгляд, и надо работать.
Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-тракс»:
— Считаю, что надо не забывать о том, что город и КАМАЗ неотделимы. Поэтому и вопросы, которые стоят перед КАМАЗом, город тоже должен активно помогать решать. Второй вопрос — совершенно непонятно, что делается с ОАО «Камгэсэнергострой». К сожалению, совершенно развалили это предприятие. А ведь оно было гордостью всей страны. Поэтому я считаю, что город в этом тоже должен разобраться и очень серьезно. Это предприятие, с которого начинался город. Это «Камгэсэнергострой» начал строить Нижнекамскую ГЭС, КАМАЗ, пригородную зону и город, и все объекты соцкультбыта. Есть много вопросов, но я думаю, что глава знает, что надо делать. Надо молодежь привлекать к руководству, надо зимой чистить город. Надо серьезно заниматься ЖКХ, в частности, вопросами, связанными с платежами. Так, в комплексе, наверное, много делается, но еще есть вопросы, которые надо решать.
Сергей Еретнов — депутат горсовета Набережных Челнов:
— Начну с «открытости в обсуждении бюджета». Это очень удивительно, потому что как раз на последнем заседании горсовета он затыкал рот коммунистам. Шайхразиев полностью поддерживает тактику Грызлова, который заявил, что Госдума не место для дискуссии. Кроме того, почему-то мэр записал в бюджет города и доходы от федерального бюджета, то есть это те деньги, которые федеральный бюджет отправляет на поддержку федеральных структур.
Теперь то, чего достичь не удалось. Земля под поселок «Подсолнухи» была выделена без каких-либо коммуникаций. Как можно дать землю, на которой абсолютно ничего нет? Где город должен найти такую огромную сумму под общефедеральную программу? Что касается ремонта дорог, то один проект Шайхразиев уже провалил, когда был ремонт проспекта Мира. И когда в Казани увидели, каким образом тратятся деньги республики, больше средств под контроль нашему мэру не давали.
Шайхразиев абсолютно не умеет работать с программами и не может приносить деньги в бюджет города. На мой взгляд, единственное достижение мэра, это набережная. Хорошая, добротная, красивая.
Иван Шигин — генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта»:
— В следующем году порекомендовал бы организовать поддержку предпринимательства — все муниципальные заказы, торги должны оставаться в Челнах, а не уходить за пределы Татарстана. Хотелось бы, чтобы эти заказы забирали бизнесмены нашего города. Тогда и бюджет будет пополняться, и предпринимательство будет расти. А в целом серьезных нареканий к руководству города у меня нет.
Денис Нитенко — совладелец ночных клубов Opera, Bubble Gum и «Батыр»:
— Мэр нашего города известен «шумными» проектами, и порой PR-составляющая куда больше, чем польза для города. К чему развитие «экзотических» видов спорта, к чему эта набережная, когда у нас ужасные дороги. Вообще дороги — это самый большой провал руководства Набережных Челнов. Это нужно решать в первую очередь. Кроме того, город очень депрессивный. Это как общая тенденция, так и особенность Челнов.
Что касается предпринимательского климата, то здесь также не все в порядке. До сих пор пока не обойтись без бюрократических составляющих. Вся эта волокита очень мешает работе.
Ну, и не могу обойти самое главное — доступ к городской земле. Что-то выбить у руководства можно только через личные связи. Только особо приближенные фирмы могут легко получить землю, для всех остальных — это колоссальная проблема. Это очень огорчает.
Борис Кузнецов — профессор, завкафедрой «Экономика, организация и управление производством» бывшего ИНЭКА:
— Когда я посмотрел российский рейтинг по благоустройству, то удивился, что Набережных Челнов нет в числе призеров. Меня это, откровенно говоря, разочаровывает. И хотя город у нас достаточно чистый, в этом году сделано не так много, потому что все деньги, видимо, ушли на Универсиаду. Предполагалось, что будет реконструирован проспект Сююмбике, но к нему даже не приступили. И, соответственно, мы не попали в рейтинги по благоустройству, хотя у нас тут не так уж и плохо. К сожалению, в городе проблема с местами отдыха. У нас есть и парк Победы и еще несколько мест, где надо разворачивать работу, но все, видимо, упирается в то, что бюджет города уже не позволяет это сделать. На этом и закончился уходящий год. Мы ожидали, что в этом году модернизируют дорогу в направлении лесоцеха, которая ведет к большинству садовых участков. К сожалению, этого тоже не случилось. Дорогу на БСИ постоянно затапливает водой. Так что проблема с дорогами в городе остается нерешенной. Проспект Мира в прошлом году хорошо сделали, а все остальные проспекты проблемные. Их надо приводить в порядок. Но так-то город у нас чистый, радует, что у нас достаточно высокий уровень благоустроенности. У нас очень много домов, оборудованных «умной техникой», позволяющей осуществлять энергосбережение. У нас достаточно топнуть ногой, выходя из квартиры, чтобы свет в подъезде потух или, наоборот, зажегся. Я даже в Москве или Санкт-Петербурге такого не видел. Эти вопросы у нас решены на достаточно высоком уровне. Так что основная задача, которая стоит перед городом, — это решение вопросов благоустройства. А вторая проблема связана с тем, что Набережные Челны — моногород, 75 процентов валового регионального продукта создается на КАМАЗе. Поэтому городу нужна программа диверсификации производства. Может быть, город и мало к этому причастен, но ведь Василь Шайхразиев — лидер нашей организации партии «Единая Россия», он должен и эти вопросы продвигать. Впереди нас и всю Россию ждет тяжелая экономическая ситуация, и спасение моногородов будет именно в диверсификации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.