Александр Сладковский: «Если в первый год мы заработали 5 - 6 миллионов рублей, то в этом году мы заработали почти 13 миллионов» |
«ГОВОРИЛИ, ЧТО Я ДУРАЧУ ТАТАРСКИЙ НАРОД»
— Александр Витальевич, на прошлой интернет-конференции, которая состоялась ровно год назад, мы с вами много говорили о судах и распрях, непонимании и отсутствии дисциплины в оркестре. Сегодня все это позади?
— Все мы прекрасно понимаем, что судебные разбирательства в 90 процентах случаев инициируются определенными личностями целенаправленно в связи с какими-то обстоятельствами. Я вам больше скажу, все эти разбирательства, которые были полтора года назад, были инициированы не для того, чтобы получить какой-то результат — определить, кто прав или виноват, а для того, чтобы выполнить заказ: стереть господина Сладковского с карты творческой жизни Казани. Об этом сейчас уже можно смело говорить. Этот заказ осуществлялся последовательно и целенаправленно: все время били в одну точку.
Но все эти так называемые дела были высосаны из пальца, потому что не было оснований для претензий ко мне. Это касается и господина Ярославцева, которого я якобы раньше времени отправил на пенсию, и господина Айкаева, который выставил оркестру счет на сумму порядка 2 миллионов рублей за моральный ущерб, и господина Каминского, который посчитал, что с ним поступают как-то не так... По сути, не было ни одного серьезного обвинения или претензии ко мне, которые можно было бы в судебном порядке решить не в мою пользу. Поэтому давайте вот сейчас поставим на этом жирную точку и скажем, что задача по устранению меня из культурной сферы Казани не увенчалась успехом.
— Все суды завершены?
— Все суды завершились еще в ноябре 2012 года, когда были расставлены все акценты, и люди поняли, что судиться надо только тогда, когда есть основания к этому. А не тогда, когда просто надо выполнить заказ.
— А чей это был заказ?
— Я знаю, но вам сказать не могу. Все это очень мелкие фигуры из сферы культуры, которые просто хотели изувечить мое реноме. Они говорили, что я дурачу татарский народ! Но моя работа здесь на протяжении трех лет говорит об обратном.
— Хотелось бы понять мотивацию этих людей. Зачем им было нужно очернять вас? Вы заняли чье-то место?
— Наверное, может быть и такое. Я сейчас могу только предполагать, какие у них были мотивы. Одной из главных тем обвинений в мой адрес было следующее: приехал какой-то варяг, получил деньги и начал ими распоряжаться. И как это вообще возможно?! Думаю, у этих людей были какие-то свои планы, которые не входили в мои планы. Ведь господин Айкаев приглашал меня работать в Казань совсем на других условиях...
Давайте на всем этом поставим точку, потому что все обвинения в мой адрес оказались несостоятельными. Я все делал в рамках закона.
«С ЭТОЙ КОМАНДОЙ МОЖНО ГОРЫ СВЕРНУТЬ!»
— Какая обстановка сегодня царит в коллективе ГСО РТ? С этой командой можно идти в разведку? А покорить мир? (Вячеслав Дмитриевич Никифоров)
— С этой командой сейчас можно горы свернуть!
— А как команда поменялась? Кто-то новый пришел?
— Команда никак не поменялась, были только единичные случаи. После ухода Каминского место было вакантно, поэтому я, естественно, пригласил другого концертмейстера группы виолончелей. К сожалению, в Казани я его найти не смог, поэтому приехал давно мне известный музыкант из Саратова, окончивший Саратовскую консерваторию и имеющий опыт работы в оркестрах. Я знаю его еще с начала 2000-х годов, поскольку он входил в состав российского молодежного оркестра, который я в свое время собирал. Это была точечная замена, и она была очень важна.
У нас были большие проблемы качественного характера с валторной, поэтому я вынужден был пригласить музыканта из Санкт-Петербурга. Поскольку он недавно окончил Петербургскую консерваторию и играл во многих театрах в Питере, он сыграл большую роль для развития всей группы валторн — она начала играть совершенно по-другому. Это штучные профессии, и для того чтобы был результат, надо вот так выборочно искать.
«Из приобретенных нами инструментов самый дорогой — скрипка Джузеппе Маркончини, ее стоимость более 9 миллионов рублей. Замечу: все дорогие инструменты застрахованы и являются достоянием Татарстана» |
«МОЯ ИДЕЯ О ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ БЫЛА МОМЕНТАЛЬНО ВОСПРИНЯТА»
— У ГСО РТ есть молодежный состав?
— Отдельного молодежного состава у ГСО РТ нет. В Казани создан детский оркестр, который действительно называется молодежным симфоническим оркестром Республики Татарстан, но к ГСО РТ он отношения не имеет.
— И как он появился?
— Как только госпожа Горнышева заступила на пост начальника управления культуры исполкома Казани, у нас с ней была встреча. Она спросила, что можно было бы сделать такого глобального? Я ей предложил создать молодежный оркестр. Подобный оркестр был создан в 70 - 80-х годах прошлого века в Венесуэле, где в то время был высокий уровень преступности среди молодежи. Представляете, малолетним преступникам дали в руки скрипки и другие инструменты? Сегодня в составе оркестра порядка 200 детей 15 - 19 лет, и это один из самых популярных оркестров мира. Он играет в лучших традициях и играет фантастически. Оркестр приглашают на самые известные музыкальные фестивали Европы.
— Откуда приглашали детей в казанский оркестр? Тоже с улицы?
— Нет, из музыкальных школ. В Венесуэле музыкальных школ не было, их создали благодаря оркестру, а у нас они есть. Школы у нас есть, но они сегодня практически пустуют, потому что, во-первых, учителям платят мало, во-вторых, престиж профессии упал — никто не хочет быть музыкантом.
Моя идея относительно детского оркестра была моментально воспринята. Госпожа Горнышева пригласила самых авторитетных директоров музыкальных школ, педагогов, и мы решили, что надо что-то делать. И уже в июле 2013 года представили струнную группу молодежного оркестра на фестивале «Белая сирень». В январе 2014 года мы показываем оркестр в рамках нашего проекта «Достояние республики». Дети будут играть и отдельно, и солировать вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ. А в июне детский оркестр вместе с ГСО РТ будет участвовать в театральном фестивале в Казани, который ежегодно проводит Константин Хабенский в разных регионах. Таким образом, у детского оркестра уже на год вперед есть перспектива. И они уже начинают гастрольную работу, например, знаю, что они едут в Зеленодольск. Это очень важно! Когда дети выходят на большую сцену, у них появляется понимание, для чего их водят в музыкальную школу...
И что очень важно: мэр Казани Ильсур Раисович Метшин сказал, что он будет это начинание поддерживать. Насколько я знаю, оркестр уже получил небольшой грант. Это говорит о том, что мы от массового спорта постепенно переходим к массовому классическому искусству. Чтобы в музыке высших достижений нам было, из чего выбирать. И мне кажется, что Казань в этом смысле — совершенно уникальный город, потому что здесь есть все: и музыкальные школы, и музучилище, и консерватория.
— Сколько человек играет в детском оркестре?
— В оркестре 60 детей. Но поскольку в музыкальных школах не обучают игре на альте, контрабасе, наши молодые музыканты с удовольствием подыграют молодежному оркестру.
— Кто руководит этим оркестром?
— Художественный руководитель молодежного оркестра — авторитетный педагог музыкальной школы Светлана Лось. Кстати, ее дочь, Лена Лось — лауреат большого количества различных музыкальных конкурсов.
— А вы будете дирижировать детским оркестром?
— Конечно! Во время детского концерта 26 января 2014 года.
«ЗВУЧАНИЕМ ОРКЕСТРА СЕГОДНЯ Я БОЛЕЕ ЧЕМ УДОВЛЕТВОРЕН»
— В одном из интервью вы сказали, что в период начала работы с ГСО РТ износ его инструментов составлял 100 процентов. По вашей инициативе выполнены значительные закупки инструментов, в том числе работы итальянских мастеров XVIII века. Чем определяется износ смычкового инструмента, если не возрастом? Известно, что благодаря богатейшим тембрам, звучание, например, кремонских инструментов, отличается от звучания обычных инструментов. Это хорошо для сольного исполнения, а насколько хорошо для оркестра, где играть приходиться в унисон? Существует ли в вашем представлении «эталонная» звуковая палитра, достижению которой нацелены закупки инструментов? (Садреев А.З.)
— Симфонический оркестр на две трети состоит из струнных инструментов, на одну треть — из духовых и ударных. Срок годности духового инструмента, например, трубы максимум 10 лет. Так же и ударные инструменты, и деревянные духовые. А струнные — это совершенно другая категория инструментов. Скрипка XVIII века с годами только дорожает, потому что она не изнашивается.
— А струны?
— Струны — это аксессуар, и они меняются один-два раза в сезон. А сам инструмент старых мастеров, по сути, не имеет срока годности.
— Современные мастера не научились так делать? Не разгадали секрет?
— Некоторые научились.
— Так почему же вы предпочитаете старых мастеров?
— У таких инструментов тембр другой. Новодел всегда слышно. А мне очень важно иметь оригинальные вещи, а не новоделы. Потому что даже очень хороший новодел не гарантирует, что через 50 лет он будет таким же хорошим. А качество инструментов, которым два и больше веков, уже гарантировано, оно подтверждено временем.
Что касается звучания оркестра, то чем больше появляется таких массивных красок, тем лучше звучит оркестр. Сегодня о тембре нашего оркестра говорят заслуженные эксперты.
— Словами можно выразить «эталонное» звучание оркестра, или это можно только слышать?
— Как можно описать словами звук? Конечно, это надо слышать. Но эталонного звучания нет ни у кого. Есть только какое-то фантастическое звучание, а к эталону все только стремятся.
— Но вы удовлетворены сегодняшним звучанием оркестра?
— Сегодня я более чем удовлетворен, но останавливаться на этом не хотелось бы. Конечно, мы имеем совсем другое звучание оркестра, что и было отмечено многими специалистами. И это хорошо слышно на записи.
— Вы всегда широко информируете о приобретаемых дорогих инструментах для ГСО РТ. Что приобрели в этом году, какие еще покупки планируете? (Арсений Милов)
— В 2013 году были закуплены три скрипки (Маркончини — 1834 года, Гальяно — 1820 года, Кальканиуса — 1752 года) и контрабас (1780, Вена, мастер Матиас Тир). Всего для струнной группы закуплено 24 инструмента. Духовая и ударная секции укомплектованы полностью. В 2014 году планируем купить рояль Steinway.
— Какой инструмент самый дорогой по стоимости?
— Из приобретенных нами инструментов самый дорогой — скрипка Джузеппе Маркончини, ее стоимость более 9 миллионов рублей. Замечу: все дорогие инструменты застрахованы и являются достоянием Татарстана.
В 2013 ГОДУ ОРКЕСТР ЗАРАБОТАЛ ОКОЛО 13 МЛН. РУБЛЕЙ
— Сколько средств и из каких источников поступило в бюджет ГСО РТ, сколько и на что потрачено? Сколько заработано самим оркестром?
— В 2013 году Государственному симфоническому оркестру РТ из бюджета на выполнение госзадания выделено 158 906 938 рублей 88 копеек. На организацию и проведение всех мероприятий (концертов, фестивалей, гастролей) потрачено 25 миллионов рублей. За год мы дали 80 концертов, в том числе было 5 фестивалей, 12 выездов на гастроли. На приобретение музыкальных инструментов за год было потрачено 27 миллионов рублей.
За год мы планировали заработать 9 миллионов рублей, а заработали более 12,8 миллиона (для сравнения: в 2012 году — 8,7 миллиона рублей). Средняя заработная плата артистов в 2013 году увеличилась на 10 процентов по сравнению с 2012 годом и составляет более 48 тысяч рублей.
— А какой бюджет у вас будет в 2014 году?
— Сумма из года в год практически не меняется, она только индексируется на уровне инфляции, как это и положено по российским законам.
«Наш оркестр сейчас находится на европейском уровне: начиная с распорядка и дисциплины, заканчивая инструментарием, репертуаром, планами на сезон и артистами, которые к нам приезжают» |
«ПОЧЕМУ ЯПОНИЯ ДОСТИГЛА ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ?»
— У оркестра есть спонсоры?
— Хороший вопрос... Нет, нам никто не помогает!
— А вы обращались?
— Обращались. И это надо не мне лично, я же продвигаю оркестр Татарстана!
— Почему же не помогают?
— Потому что никто не понимает, чему помогать. В принципе, нам всего хватает. Но надо понимать, что мы вынуждены перераспределять имеющиеся средства, и в этом году было меньше закуплено инструментов. А если бы были дополнительные деньги, купили бы больше и раньше завершили бы замену инструментов.
В 2013 году больше средств было потрачено на гастроли, потому что нас стали всюду приглашать. За полгода оркестр объехал половину России! Мы были в Сочи, Иркутске, Тюмени, Москве. И зарубежные гастроли сегодня становятся актуальными. Например, в мае мы едем на фестиваль Мортена Харкета в Японию.
Считаю, неслучайно в Японии такие экономические показатели, а их инновации выходят за рамки воображения. Я в свое время вместе с Юрием Башметом был в трехнедельном турне по Японии. И приехали мы, в том числе, в какой-то рисовый «колхоз»: рисовые поля, деревня в 15 домиков и концертный зал-трансформер на 2,5 тысячи зрителей с гениальной акустикой... Можно представить такой зал в нашем удаленном поселке, если даже в Казани зал на 700 мест?
В Японии топ-менеджеров компаний в 70 - 80-х годах прошлого столетия заставляли слушать музыку Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Там считается, что чем больше людей «подсело» на классическую музыку, тем больше это облагораживает культурную среду. И там не возникает вопроса, где взять средства на культуру... А в культуру надо вкладывать!
— А эти 2,5 тысячи мест японского зала во время выступления Башмета были заполнены?
— Битком! Конечно, не только жителями этой деревни, но и приезжими. Выступление Башмета — это для них событие.
Почему Япония достигла таких результатов? Потому что она огромные деньги инвестирует в культуру. Самые высокие гонорары у артистов в Японии. И если ты едешь в Японию, значит попал в «высшую лигу». Просто так туда не приглашают.
— Почему же Башмет выступал в японской деревне, где всего 15 домов?!
— Во всех турне есть концерты разного уровня: и те, которые требуют больших инвестиций, и те, на которых можно подзаработать, чтобы покрыть расходы. Это вопрос агента, который организует гастроли. Поэтому даже у самого «крутого» оркестра в гастрольном графике есть и огромные залы, и такие «заезды», где оркестр выступает со вторым дирижером. Там необязательно выступать самому Башмету, поэтому я и ездил с ним.
«ЧТОБЫ ВСЕ АХАЛИ И ОХАЛИ»
— Вернемся к нашим спонсорам... На что пошли бы спонсорские деньги?
— И на гастрольные перелеты, и на инструменты. Чем быстрее мы укомплектуем оркестр, тем лучше он будет звучать. А я вынужден думать: скрипку купить или лучше оставить на гастроли? Ведь гастроли — это тоже инвестиции. Мы же не на пикник ездим... Например, в Иркутске мы сыграли 16 аккомпанементов за четыре дня! Какой оркестр сегодня способен на такое?! А я это делаю для того, чтобы все ахали и охали: это Татарстан, это Казань, это самое передовое и крутое!
В Москве люди в очереди стоят, чтобы как-то помочь творческому коллективу. В данном случае я говорю не про Валерия Гергиева, который только посмотрит в какую-то сторону, и ему сразу все готовы помочь. Потому что он представляет Россию на мировом уровне. Мы в Татарстане идем по этой проторенной дороге, и я не вижу другого пути, как иначе рассказывать о Казани. Но чем раньше в нашем оркестре все будут играть на достойных инструментах, тем лучше будет результат.
Через два сезона Государственному симфоническому оркестру РТ исполнится 50 лет. Но готовиться надо уже сейчас! Например, мы пишем книгу об оркестре. Мы все делаем из бюджета самого оркестра, но если нашу фантазию сейчас поддержать серьезными дополнительными средствами, то мы быстрее выйдем на нужную нам орбиту.
«МАЦУЕВ ОКАЗАЛ ОГРОМНУЮ УСЛУГУ НАШЕМУ ОРКЕСТРУ»
— ГСО РТ принял участие в фестивале «Денис Мацуев и друзья» в Тюмени и «Звезды на Байкале» в Иркутске. Можно сделать вывод, что Мацуев выбрал наш оркестр за качество звучания? Как вас приняла сибирская публика? (Эдуард)
— Был просто фурор! Вы не представляете, как тепло нас везде принимают! И публика, живущая в этих регионах, и живущие там татары.
Что касается сотрудничества с Денисом Мацуевым, то здесь есть два слагаемых. Во-первых, мы много лет дружим: ровно 10 лет назад я впервые дирижировал концертом, для участия в котором меня пригласил Мацуев лично. Он за один вечер играл три фортепьянных концерта Петра Ильича Чайковского с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, и мне было оказано доверие ему аккомпанировать.
С тех пор мы стали сотрудничать. И наша дружба подкреплена большим количеством совместных событий, когда в его фестивалях я участвовал как дирижер с огромным количеством оркестров и в России, и за рубежом. А когда я приехал работать в Казань, фестиваль «Белая сирень» начал жить во многом благодаря помощи Мацуева. А уж когда он исполнил здесь произведения Рахманинова, фестивалю предался какой-то особый смысл. Это было событие всероссийского значения, потому что в России не было рахманиновского фестиваля.
И Мацуев в этом смысле оказал огромную услугу нашему оркестру. Когда он через полгода в очередной раз сыграл с нами, сказал: это совсем другой оркестр! Мы очень быстро развивались, и знающие люди на это моментально реагируют. Очень важно для солиста, когда он с оркестром составляет ансамбль. И в этом смысле наша дружба, наше мироощущение, наш совместный опыт работы и два равноценных инструмента — рояль и оркестр — все сочетается. И все говорят, что рояль и наш оркестр звучат как единое целое. Именно поэтому, думаю, Денис Леонидович лоббирует нас на свои фестивали. Мы с ним уже были и в Перми, и в Оренбурге, и в Москве в МГУ, и в Сочи, и в Иркутске, и в Тюмени.
Мне кажется, что просто Бог послал такого друга. И наши профессиональные интересы совпадают. Проблема нашего оркестра в том, что он не имел и пока еще не имеет международного имени. Да и в России это имя было очень «потерто». А записи оркестра на Sony и Medici.tv — это все с легкой руки Мацуева.
— Это единичный показ или будет целая серия? (Лиза)
— Дело в том, что знаменитые зарубежные исполнители и продюсеры не имеют понятия, что такое Казань. Они по старинке думают, что здесь кругом одна степь... И очень удивляются, когда, приехав, видят, что здесь все очень круто. Что касается конкретно нашего оркестра, то он сейчас находится на европейском уровне: начиная с распорядка и дисциплины, заканчивая инструментарием, репертуаром, планами на сезон и артистами, которые к нам приезжают.
Например, в Medici.tv представления не имели, куда ехали, а когда они прибыли в Казань, очень удивились и передвижной телестанции «Панорамы», и организации работы, и уровню нашего оркестра. Поэтому мы, конечно, продолжим сотрудничество и с Sony, и с Medici.tv. Продюсеры поверили нам, необходимость в подтверждении качества отпала. А поводов у нас всегда очень много: и 6 собственных фестивалей, и выступления в Москве.
«Если бы я только «рассказывал сказки», то меня здесь давно уже не было бы. Просто уже все знают: все, что я говорю, я делаю» |
«ТРАНСЛЯЦИИ НА MEDICI.TV СТАЛИ САМЫМ ВАЖНЫМ СОБЫТИЕМ»
— В 2013 году ГСО РТ записал с Sony еще один альбом — «Просветление». Какие еще диски планируете записать? (Макс)
— В августе 2014 года мы записываем новый диск, но его наполнение пока еще не обсуждалось. Мы это решим ближе к записи. Самое главное — диск будет в каталоге Sony.
Все международные связи мы расширяем и углубляем с одной только целью: чтобы все знали, что такое Казань.
Когда три года назад я приехал сюда работать, я сказал, что сделаю татарстанский оркестр лучшим в России. Тогда многие подумали, что я просто болтаю. Но за три года оркестр вошел в десятку лучших симфонических оркестров страны. Это исторический факт! Я сегодня могу сказать, что если так и дальше будет развиваться, то через три года мы уверенно выйдем на международный рынок в очень серьезной обойме.
— Как определяется рейтинг творческих коллективов, в частности, симфонических оркестров?
— Рейтинг выстраивает газета «Музыкальное обозрение» путем опроса музыкальных критиков. Но есть и другой, неформальный критерий оценки. Например, играет оркестр Пятую симфонию Малера или не играет? И по этому показателю можно судить, хороший оркестр или нет. В России сегодня только 5 - 6 оркестров в состоянии сыграть симфонию Малера, у которых эта симфония в репертуаре. Вот у татарстанского оркестра эта симфония в репертуаре!
— В качестве видеооператора участвовал в записи концерта для сайта Medici.tv. Удалось ли достичь результатов в плане узнаваемости коллектива в мире? (Максим)
— В мире, конечно, пока узнаваемости у оркестра нет. Это так быстро не происходит. Покорение мира требует определенного времени. И даже если я сейчас буду на голове стоять и дирижировать ногами, это процесс не ускорит. Это объективно должно созреть. Но мы все делаем для того, чтобы это как можно быстрее случилось. У нас каждый день что-то происходит, география наших гастролей постоянно расширяется. Со временем количество перерастает в качество — в узнаваемость.
Показ на Medici.tv для нас — это серьезная инвестиция в продвижение оркестра на международном рынке. У этого канала 250 тысяч подписчиков в 182 странах мира. После первого же показа нам позвонили и написали из Москвы, Австрии, Великобритании, США. Резонанс превзошел все наши ожидания! Эти трансляции стали для оркестра самым важным событием года.
— Можно сказать, что появилась востребованность оркестра?
— Начинается. Я всегда боюсь «пересластить», но то, что процесс пошел, это стопроцентно.
«КОНКОРДИЯ» — ЭТО НЕ ФЕСТИВАЛЬ ЭПАТАЖА»
— Спасибо большое за фестиваль современной музыки «Конкордия». Но звучащие там произведения бывают написаны 50 - 60 лет назад. Планирует ли ГСО РТ сотрудничать с работающими сейчас международными авторами — Максом Рихтером, Стивом Райхом, Филипом Глассом и так далее? (Аскар Гатиатулин)
— Я всегда думаю о публике, прежде чем формирую ту или иную программу. Для меня казанская публика — это святое! Можно было бы сыграть всех этих авторов, но публика к этому должна быть готова. Я же не только развиваю оркестр, но и культурное пространство вокруг. И если я ставлю те или иные сочинения для искушенных слушателей, у меня есть определенная цель.
— Какая?
— На «Конкордии» за три года прозвучало 90 процентов премьер сочинений, которые действительно были написаны 50 - 60 и более лет назад. Они до этого ни разу в Казани не исполнялись! У меня нет цели эпатировать публику. Давайте сначала восполним тот пробел, который реально у нас существует. «Конкордия» — это не фестиваль эпатажа и музыки, которую люди сейчас воспринимать не могут. Не потому что они такие необразованные, а потому что ребенка нельзя кормить сосисками.
Я во всем стараюсь быть последовательным, поэтому на «Конкордию» выстраиваю программу определенным образом. Сначала надо людей подготовить к восприятию современной музыки, чтобы у них не было отторжения. Они должны последовательно впитать и понять, что сначала был Рихард Штраус, а потом из него как-то внезапно неоромантическим способом вырос Шенберг. А уж потом пошла нововенская школа, авангард, маразм и разрушение всего. Но сначала людей надо приучить к этому, чтобы они не воспринимали оторванно, чтобы все укладывалось в их представлении. Поэтому у меня нет цели делать «Конкордию» фестивалем суперпремьер.
«МЫ КАЖДЫЙ КОНЦЕРТ ИГРАЕМ КАК ПОСЛЕДНИЙ!»
— У вас поменялось впечатление о казанской публике с тех пор, как вы впервые дирижировали здесь оркестром?
— Очень сильно! Первое выступление здесь, которое было в октябре 2009 года, я вообще не хотел бы вспоминать, потому что в зале было всего человек 50. И это при том, что исполнялись хиты! Представляете: на сцене 100 человек, а в зале 50!
Конечно, казанская публика менялась, как и оркестр. Публика сейчас знает, что мы не предлагаем просто «фантики»: если есть красивая обертка, то есть и вкусная начинка. Это наше общее достижение, и люди знают, что мы работаем честно. Мы каждый концерт играем как последний! И не важно где: в деревне, Москве или Казани. Люди приходят в зал за эмоциями. Они приходят, чтобы на какое-то время погрузиться в мир музыки. И сегодня зал у нас полон, продаются места на хоровом балконе и даже на сцене! Сегодня нет ни одного концерта, дирижируемого мной, который не продался бы за несколько месяцев до его проведения.
— А правительственная ложа по-прежнему пустует?
— Наверное, все смотрят online-трансляцию концертов... Я, конечно, не знаю, смотрят ли наши концерты министры, но все, что мы делаем, отслеживается. Если бы я только «рассказывал сказки», то меня здесь давно уже не было бы. Просто уже все знают: все, что я говорю, я делаю. Чего бы мне это ни стоило.
«КОНЦЕРТНАЯ РАБОТА НЕ ПРИНОСИТ СВЕРХДОХОДОВ»
— На каких гастролях можно заработать? Например, за рубежом? Или все гастроли только для престижа? (Андрей Федоров)
— Все, что касается концертной работы, не приносит никаких сверхдоходов. Фестивали в Казани проводятся на грант президента РТ, то есть на средства бюджета оркестра. И гастроли не могут быть коммерческими.
— Они хотя бы не в убыток получаются?
— Убыточными гастроли не могут быть. Любое наше выступление за пределами БКЗ оплачивается принимающей стороной. Сумма может быть разной, но оплата есть обязательно. И если в первый год мы заработали 5 - 6 миллионов рублей, то в этом году мы заработали почти 13 миллионов. Но это не коммерция! Если мы гастролируем, то концерт, конечно, оплачивается — деньги перечисляются на счет оркестра, но порой расходы на поездку бывают больше.
— Как, например, будет оплачиваться ваша поездка в Японию? Что будет оплачивать оркестр, а что принимающая сторона?
— Мы дали принципиальное согласие на поездку в Японию, но пока еще договор с принимающей стороной не подписан. Но у всех устроителей зарубежных гастролей главная «головная боль» — это доставка. Если мы берем на себя оплату перелета в Японию и обратно, то нам обеспечивают проживание, питание, внутренний транспорт и какой-то гонорар, который в том числе используется на аренду инструментов. Речь идет только о крупных инструментах — ударных, фортепиано и тому подобных.
— Аренда инструментов дорогая?
— В каждом случае это рассматривается индивидуально. Например, в Австрии, где у нас было четыре концерта, аренда комплекта инструментов на один концерт составляет порядка 2,5 тысячи евро.
Я повторюсь: за границей наш оркестр пока не имеет имени. Мы сейчас предпринимаем движение к тому, чтобы это имя создать. Это очень сложный процесс! Чтобы завоевать имя за рубежом, нужны колоссальные усилия. Поэтому сегодня зарубежные гастроли — это больше вопрос престижа и «головной боли», чем огромной радости... Но надо ездить и играть, как мы начали ездить по России.
«Я ВСЕМ ГОВОРЮ: А ВОТ У НАС В ТАТАРСТАНЕ...»
— В каком-то своем интервью вы сказали, что оркестру РТ придется завоевывать Москву заново. Удалось ли достичь этой цели? (Зульфия Ибатуллина)
— Да уже давно завоевали! Более того, уже все директора филармоний и залов знают, что такое татарстанский оркестр. Ректор МГУ Виктор Садовничий приглашает нас уже второй раз. Когда мне приходится по приглашению в Москве дирижировать другим оркестром, я делаю это с гордостью. Мне прятать глаза незачем. Я горжусь, что я из Казани. И я всем говорю: а вот у нас в Татарстане...
— Читала в СМИ, что в январе 2014 года ГСО РТ будет выступать в Мариинке по приглашению Валерия Гергиева. В каких проектах-концертах вы примите участие? (Ольга Зуйкова)
— Нет, это немного неточная информация. Валерий Абисалович предложил оркестру дважды выступить в зале Мариинки-3, но даты пока не уточнены. Но даже сам факт приглашения выступить в Мариинке — это уже очень круто.
— Весной 2015 года планируется гастрольное турне оркестра РТ по городам Европы. Расскажите поподробнее, пожалуйста. Конечно, если уже есть что-то определенное. (Михеев М.И.)
— Планы такие есть, но пока еще никакие документы не подписаны. Это турне стало возможным благодаря Денису Мацуеву. Повторю еще раз, движение в этом направлении пошло.
— А в города Татарстана оркестр по-прежнему не приглашают?
— Я даже об этом не думал, потому что оркестр был сильно занят во время Универсиады. А летом 2014 года мы повезем оперу «Белый волк» по крупным городам республики. Но у меня другой вопрос: в Челнах есть зал, и там такой «забой», что им неинтересен татарстанский оркестр?
— Они недавно привозили Гергиева...
— А пригласить татарстанский оркестр — это не престижно для Набережных Челнов?!
— А ведь Гергиев — это очень дорогое удовольствие...
— Конечно, Гергиев должен ездить везде, задавать планку. Но когда рядом есть свое, местное... Неужели челнинцам, такой культурной среде, с таким хорошим залом, наш оркестр настолько неинтересен? В Татарстане есть и другие города с хорошими залами, но просто никому ничего не надо.
— У вас есть определенные обязательства, сколько концертов вы должны дать в Казани и других городах республики? Определено соотношение местных выступлений и гастрольных?
— По госзаданию я обязан дать не менее 60 концертов в год, а мы даем 80. Других обязательств нет.
«В ЭКОНОМИЧЕСКИ УСПЕШНЫХ СТРАНАХ СУЩЕСТВУЕТ КУЛЬТ МУЗЫКИ»
— Какое музыкальное произведение вы предложили бы слушать каждому человеку, чтобы можно было сказать: «Без этой музыки человек неполноценен»? (Хабибуллин Флюс Мирзанурович)
— Самое первое из таких произведений — ария из сюиты №2 Баха. Это такая божественная музыка, что без этого вряд ли можно жить! Мне кажется, нельзя жить и без «Лакримозы» из «Реквиема» Моцарта... Музыка — это нечто иррациональное, никак не связанное с интеллектом. Это связано с чувственной стороной. Это то, что называется душой. Сколько глупостей мы делаем рационально, совершенно не вкладывая в это душу! А музыка как раз будит душу. Для чего музыка была изобретена человечеством и уже столько столетий культивируется? Отвечая на этот вопрос, мы вернемся к началу сегодняшнего разговора: в самых экономически успешных странах существует культ музыки. Эта взаимосвязь очевидна!
— Надо всех министров просто обязать ходить на концерты классической музыки!
— К сожалению, никто из них не ходит — все заняты делами...
— А министр культуры часто бывает?
— Нет! Все заняты! Но на это надо влиять, это как воспитание детей... Я говорю об этом не потому, что мне хочется, чтобы посещали концерты с моим участием! У нас сегодня с оркестром работают многие именитые дирижеры! В 2013 году с ГСО РТ работали Владимир Федосеев, Джонатан Коэн и Кристофер Мулдс из Великобритании, Эрнст Тайс из Австрии, Александр Вакульский из Франции, Лучано Акочелло из Италии, Андрес Мустонен из Эстонии и другие.
Мы говорим о том, что чем культурнее будет среда в Татарстане, тем эффективнее будет жизнь в республике. Это неизбежно!
«ЗАЧЕМ ТАКИЕ ИНВЕСТИЦИИ, ЕСЛИ В ИТОГЕ НИ ДЕНЕГ, НИ СЛАВЫ?!»
— Могли бы вы настроить футбольную команду «Рубин» на победную игру, например, со «Спартаком»? (Хабибуллин Флюс Мирзанурович)
— Да легко бы мог! И топ-менеджеров, и рядовых сотрудников во всех сферах деятельности надо заставлять слушать классическую музыку. Потому что это дает результат, потому что музыка заставляет думать не только о еде и работе, но еще о чем-то.
— Этот вопрос читателя был прислан заранее, но так совпало, что именно накануне проведения интернет-конференции с вами стало известно об отставке главного тренера «Рубина» Курбана Бердыева...
— Я радовался успехам «Рубина», когда еще не работал в Казани. Мне приходилось общаться с Курбаном Бекиевичем, и меня всегда удивлял этот человек, такой спокойный и закрытый, а в общении такой милый и, наоборот, открытый, лучезарный и верующий, что очень важно...
Я с болью в сердце услышал, что с ним произошло. Он, бесспорно, достойнейший тренер, настоящий профи. Но хочется понять: какая среда была вокруг него, что делалось для того, чтобы забивались голы? Во всей этой истории есть грустная нота, неизвестно, как сложится дальнейшая судьба Курбана Бердыева. Но позицию президента РТ можно понять, ему, как в музыке, так и в спорте, важен результат. И это нормально.
Я невольно провожу аналогию с оркестром. Что было бы, если бы мы покупали дорогие итальянские скрипки, а играли бы абы как, «нога за ногу»?! Зачем нужны такие инвестиции, если в итоге ни денег, ни славы?!
«ТОЛЬКО ВАМ ЭКСКЛЮЗИВНО МОГУ ОТКРЫТЬ ЭТУ ТАЙНУ...»
— Вы выбраны факелоносцем эстафеты олимпийского огня в Казани 31 декабря. А какую роль спорт играет в вашей повседневной жизни? (Альфия)
— Быть факелоносцем олимпийского огня — это очень престижно. Лучшие люди страны пронесли факел в Москве и других регионах. Денис Мацуев, например, нес его в Иркутске. А я с удовольствием этот факел пронесу в Казани.
— Как вам предложили выполнить эту почетную миссию?
— По электронной почте мне пришло письмо из оргкомитета эстафеты олимпийского огня: вы выбраны факелоносцем, поздравляем вас.
— А кто вас номинировал на эту миссию?
— Только вам эксклюзивно могу открыть эту тайну... В конце мая наш оркестр выступал в Москве на престижном фестивале «Черешневый лес», который учредил премию имени Олега Янковского. Кстати, два года назад я получил эту премию за развитие оркестра.
Наш концерт прошел с невероятным успехом! По окончании всех фестивальных мероприятий в разговоре Михаил Куснирович, который является основателем фестиваля «Черешневый лес», спросил у меня: «А ты олимпийский факел несешь?» Отвечаю: «Не знаю». «Ну, тогда понесешь!» — сказал он мне... Я и универсиадский факел нес, что считаю огромной честью.
— Вы сами спортом занимаетесь?
— Я в армии столько спортом назанимался, что мне на всю жизнь хватит...
— А как вы поддерживаете свою физическую форму сегодня?
— А как вы думаете, что я на сцене делаю? Конечно, сейчас с оркестром достигнуто полное взаимопонимание, и гораздо меньше физических затрат. Но когда я только начинал работать в Казани, я после концерта два-три дня не мог встать с кровати! На репетициях и концерте я настолько выкладывался, что меня буквально покидали силы... А сейчас с оркестром мы понимаем друг друга на уровне взгляда. Мне даже не надо повышать голос... Но физическая нагрузка все равно есть, и мне ее хватает.
«СТАРАЕМСЯ БЫТЬ НА ПИКЕ СОБЫТИЙ»
— В программе ГСО РТ много благотворительных выступлений. Что для вас значит благотворительность? (Виктор Н.)
— Благотворительность для меня значит поделиться со слабым, дать то, чего он не может себе позволить. Например, билет на концерт. Ведь таких людей много. Благотворительность — это и помощь больным детям. Уже научно доказано, что музыкальные вибрации вызывают позитивные эмоции, что продлевает больным жизнь. И врачи говорили, что после наших концертов у детей улучшаются показатели анализов крови.
Так совпало, что наш концерт в Москве 26 декабря приходится на 40-й день со дня гибели людей в авиакатастрофе в Казани (интернет-конференция состоялась 20 декабря — ред.). Естественно, мы поменяли программу, посвятив свое выступление памяти погибших. Мы стараемся быть на пике событий. Считаю, благотворительность — это не только что-то давать, но и быть сопричастным. Для меня благотворительность — это моя жизненная позиция по отношению к людям, которым плохо.
— Почему вы уехали из Санкт-Петербурга? (Раиса)
— Из Санкт-Петербурга я уехал в 2006 году в Москву по личному приглашению Юрия Абрамовича Башмета на должность дирижера оркестра «Новая Россия». В Питере я был главным дирижером Петербургской капеллы, но Башмет захотел, чтобы я работал у него. Это было гигантское повышение! И четыре года до Казани я работал вместе с нашим живым гением. Я считаю, что прошел такой университет! Редко кому выпадает такое счастье.
«Я НЕ ПРОСТО УВАЖАЮ СВОИХ КОЛЛЕГ, Я ИХ ЛЮБЛЮ»
— Уважаете ли вы своих сотрудников и подчиненных? (Раиса)
— Если бы я не уважал своих подчиненных, я бы сегодня имел другие результаты. Для меня, как для руководителя, вопрос комфорта моих подчиненных первостепенный. И я это декларировал и воплощал с первого дня работы. Чтобы оркестр играл, его надо сначала накормить! А поскольку по первому своему образованию я офицер (капитан запаса Советской армии), то это для меня системный вопрос: чтобы армия была боеготовной, она должна быть сытой, обутой, отдохнувшей и натренированной.
Вот эти принципы я сегодня исповедую в своей повседневной жизни. И очень надеюсь, что в ответ на мое уважение мои коллеги так же уважают и меня. Во всяком случае успехи оркестра в последние годы не могут не вызывать уважения.
...Когда музыканты нашего оркестра услышали себя по Medici.tv, они были приятно удивлены. И пошла совсем другая отдача в работе. Они увидели результат своей работы! И они знают, что за этим проектом будет другой, третий, пятый. И они знают, как этого добиваться. Поэтому я не просто уважаю своих коллег, я их люблю.
— Гардероб современных дирижеров уже не ограничивается только черным фраком. Приходилось и вас видеть в двух отделениях концерта в разном одеянии. Чем руководствуетесь при выборе концертного костюма? (Садреев А.З.)
— Концертный костюм дирижера изобрели 300 лет назад! И с тех пор лекала не меняли. Иногда на выезде я надеваю черную рубашку с концертными брюками. В остальных случаях только фрак. Я склонен к академизму как человек, воспитанный в определенной системе ценностей.
То, чем мы занимаемся, — это церемония, это настоящий ритуал. И зрителя, когда он слушает музыку в зале, ничего не должно отвлекать. Ведь неслучайно выбрана черно-белая цветовая гамма — она нейтральна. Конечно, бывает всякое — и в майках выступают... Но лично я приветствую традиции, потому что занимаюсь традиционным искусством.
«ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
— 2014 год объявлен годом культуры в РФ. Что такое надо сделать, чтобы с честью отметить и оправдать такой особый год? (Илья)
— Этот вопрос обсуждался на заседании совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, членом которого я являюсь. Я думаю, что самая главная цель — обратить внимание на эту проблему. Мы с вами уже говорили сегодня о связи культуры и производительности, связи образованности и общей культуры с экономическим положением нации и государства. Мне кажется, что связь-то прямая! Если об этом вообще не говорить, то ничего и не будет. Если пытаться хоть что-то сделать, и каждый будет вносить в это свою посильную лепту, то результат будет.
Лично я считаю, что в первую очередь надо обратить внимание на начальное музыкальное образование. И очень символично, что в самом начале года культуры мы в Казани совместно с мэрией города запускаем большой проект — молодежный симфонический оркестр. Это то, что каждому надо попробовать делать на местах. И обязательно будет результат. Не завтра, но года через три будет обязательно!
— Александр Витальевич, спасибо за участие в интернет-конференции. Успехов вам!
Справка
Сладковский Александр Витальевич родился 20 октября 1965 года в Таганроге. Окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. Заслуженный артист РФ.
1997 - 2003 — дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
2001 - 2003 — главный дирижер Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
2004 - 2006 — главный дирижер симфонического оркестра Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
2006 - 2010 — дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
С августа 2010 года — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.