Почти две трети россиян (64%) не заметили никаких изменений в продуктовом потреблении своих семей в 2013 году. Такие данные приводит исследовательский холдинг РОМИР.

Каждый десятый респондент (10%) сообщил, что потребление отдельных продуктов питания снизилось, а роста по другим продуктам не было. 13% сообщили, что в их семьях потребление отдельных продуктов питания выросло, а сокращений не было. 14% опрошенных заявили о снижении потребления по одним продуктовым категориям и росте по другим. Равнодействующее этих изменений, судя по ответам участников исследования, близко к нулевой сумме, сообщает "РБК Татарстан". Из этого социологи сделали вывод, что снижение стоимостного объема потребления продуктов питания, зафиксированное осенью 2013 года, произошло не из-за снижения объемов физического потребления продуктов питания, а благодаря "оптимизации" закупок продуктов по местам приобретения (гипермаркеты, дискаунтеры) и конкретным маркам (наименованиям) продуктов. Помимо этого потребители стали активнее пользоваться системой скидок, "выгодных" цен и спецпредложений (особенно объемных типа "возьми три – четвертый бесплатно") торговых предприятий, считают исследователи. Половина (50%) из тех, у кого произошли изменения в продуктовой корзине, заявили о росте потребления овощей и фруктов в 2013 году, 38% - об увеличении потребления молочных продуктов. Доля отметивших снижение потребления этих продуктовых категорий в три раза ниже: 14 - 17% от общего числа тех, у кого произошли изменения в продуктовой корзине. В то же самое время треть тех, у кого произошли изменения в корзине, говорят о сокращении потребления полуфабрикатов (33%), кондитерских изделий (32%) и алкогольных напитков, включая пиво (31%). А о росте потребления по этим категориям завили только 4 - 18% из числа изменивших свою корзину. В расчете на килограмм овощи, фрукты и молочные продукты существенно дешевле полуфабрикатов и кондитерских изделий, то есть рост потребления происходил по относительно недорогим товарным группам, а его сокращение – по относительно дорогим. За этот счет могло произойти снижение стоимостного объема потребления продуктов питания в пределах 3 - 5%. Интересно также взглянуть на заявленную мотивацию при росте или снижении потребления отдельных категорий продуктов питания. Те, кто стал больше потреблять овощей и фруктов, мяса и рыбы (охлажденных), молочных продуктов, мотивируют это прежде всего тем, что стараются есть здоровые продукты (70 - 80%) и следят за своим здоровьем/фигурой (40 - 60%). В то же время от 15 до 22% увеличивших потребление этих категорий продуктов отмечают, что продукты стали более доступными по цене. При этом среди тех, кто снизил потребление по "здоровым" продуктовым категориям (овощи, мясо, молоко), от 72 до 88% мотивируют такое поведение ростом цен на эти продукты. Зато по замороженным полуфабрикатам, кондитерским изделиям и алкоголю ценовая мотивация уходит на второй-третий план, а основными причинами снижения потребления заявляются ухудшение качества этих продуктов и забота о здоровом питании (30 - 45% ответов).