...В СВЯЗИ С СОХРАНЕНИЕМ УГРОЗЫ ТЕРАКТОВ

В связи с сохранением угрозы террористических актов, в международном аэропорту Казань со вчерашнего дня запрещено проносить жидкости в ручной клади на борт самолета. В опубликованном на официальном сайте Росавиации сообщении говорится, что директива о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности направлена во все аэропорты и организации гражданской авиации страны.

«В соответствии с этой директивой при прохождении предполетного досмотра любые жидкости и средства личной гигиены, находящиеся у пассажира при себе или в ручной клади, рекомендуется сдавать в багаж», — сообщается на сайте Росавиации.

Запрет не коснулся медицинских средств, требующихся пассажирам на постоянной основе, а также средств личной гигиены, обеспечивающих жизнедеятельность пассажиров во время полета.

Отметим, что летом 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон об обеспечении усиленных мер безопасности в связи с проведением в 2014 году Олипимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, которые будут проходить с 7 февраля по 16 марта. Согласно подписанному президентом закону усиливается охрана олимпийских объектов, ограничивается движение автомобильного транспорта, запрещается мореплавание коммерческих грузовых судов в акватории портов Сочи и Геленджик.

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь МАК Регина Талова, казанский аэропорт оснащен всем необходимым оборудованием, в том числе и газоанализатором, который может определять пары взрывчатых веществ. С помощью этого прибора можно определить, есть ли в составе жидкости взрывчатое вещество. Газоанализатором в частности будут проверяться медикаменты, которые пассажиры захотят пронести на борт.

Ограничение «на жидкости» будет действовать в аэропорту до 21 марта 2014 года. В ручную кладь не допускаются гели, аэрозоли, косметические средства в любых емкостях, в том числе и средства, предназначенные для художественной деятельности — краски, клеи, грунты. По словам Таловой, детское питание тоже рекомендуется сдавать в багаж, впрочем, этот вопрос будет решаться индивидуально. А для проноса медикаментов необходимо будет доказать, что они необходимы непосредственно во время полета, а также предъявить рецепт или справку от врача.

«Мы просим пассажиров с пониманием отнестись к данным мерам безопасности. Поскольку это, прежде всего, связано с жизнью и здоровьем наших пассажиров. Просим заранее упаковывать все жидкости в багаж, а не брать в ручную кладь. Сейчас досмотр будет более тщательный, но вряд ли он приведет к увеличению очереди», — сообщила Талова.

До введения данного запрета пассажирам разрешалось брать на борт самолета жидкости в емкостях не более 100 мл. При этом данное правило не распространялось на лекарства и детское питание.

«КАК РЕБЕНКУ ОТКАЖЕШЬ, ЕСЛИ ОН ЗАХОЧЕТ ПИТЬ ИЛИ ЕСТЬ?»

Пока о вступившем в силу запрете в МАК пассажиров предупреждают только на стойке регистрации. Девушка-контролер интересуется, есть ли в ручной клади жидкость, и вежливо просит переложить ее в багаж. Вечером в аэропорту пообещали повесить объявление и периодически сообщать о нововведениях по громкой связи.

Мнения пассажиров на ограничения Росавциации разделились. Отрицательно к запрету на пронос жидкостей на борт самолета в основном отнеслись родители с маленькими детьми. Что касается молодых людей, то они согласились, что данные нововведения нацелены на усиление авиационной безопасности.

«Мы не знаем, как решать эту проблему. Нам в общей сложности лететь 15 часов. Как ребенку откажешь, если он захочет пить или есть? Значит, пусть стюардессы предоставляют. Нам и сок, и компот нужен. У нас целая сумка еды специально для ребенка. Пока ничего не знаем, слов даже нет. Чтобы развести кашу воды надо 200 миллилитров, детский сок — 200 миллилитров. Итого уже 400!», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» пожилая пара с малолетним ребенком на руках.

«Если в самолете все дают, почему бы и не запретить? Мало ли что можно пронести в самолет под видом газировки. Меня это абсолютно ни в чем не ограничивает», — поддержал усиление безопасности молодой человек, вылетающий заграницу.

Тем временем вчера вечером глава минтранса РФ Максим Соколов заявил журналистам, что сотрудники службы авиационной безопасности после введения запрета проносить жидкость на борт самолета получат право делать исключения, если удостоверятся в ее безопасности. В частности, по его словам, речь идет о лекарствах и детском питании. «Сотрудники службы авиационной безопасности будут иметь право вскрыть и убедиться, что там (в емкости) действительно провозятся соответствующие лекарства... Если сотрудник сомневается, он жидкость не пропустит», — сказал Соколов, отметив, что соответствующие полномочия будут предусмотрены в приказе минтранса, который он подписал вчера. По словам Соколова, в приказе оговорено, что на борт самолета можно будет пронести емкость с жидкостью, «если сотрудники службы авиационной безопасности идентифицируют находящееся в емкостях объемом до 100 миллилитров содержимое как продукты питания, зубную пасту, косметику и иные жидкости и разрешат пронос этих емкостей на борт самолета». «Мы видим усиление активности со стороны террористов, особенно по событиям ушедшего 2013 года. Рассматривается такая угроза и в части авиационных перевозок... Эта мера (запрет) будет действовать до снижения соответствующих угроз», — цитирует министра РИА «Новости». По его словам, если жидкость нельзя вскрывать и нельзя проверить ее содержимое, надо отказаться от авиаперелета и выбрать другой вид транспорта.

КЕМ ЗАКРЫТЬ БРЕШЬ В ТАТАРСТАНЕ

Введение новых чрезвычайных мер на авиатранспорте газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Александр Аввакумов — экс-начальник угрозыска МВД по РТ:

— Службы МВД и ФСБ, которые ведут борьбу с терроризмом, по всей вероятности располагают сведениями, что банк подполья, как любит выражаться Путин, имеет возможности и средства для проведения терактов. Одной из мер усиления безопасности является запрет на въезд в Краснодарский край для жителей Северного Кавказа. Я не совсем согласен с такой мерой, когда ограничивают въезд только по месту прописки, ведь жители Северного Кавказа — это обширное понятие, там ведь много национальностей проживает. Может быть, было бы полезнее ограничить перемещение лиц из воюющих республик.

С другой стороны, ужесточение мер безопасности, безусловно, должно быть, хотя многие вводимые меры являются не очень эффективными. Усиление мер безопасности в аэропортах и вокзалах необходимо, но нельзя забывать про торговые комплексы, кинотеатры, магазины и другие места массового скопления людей. Все эти места не «заблокируешь», их практически невозможно взять под жесткий контроль.

В аэропортах и на вокзалах легче контролировать потоки людей — там все предъявляют документы. Но ты не сможешь установить жесткий контроль на входе в супермаркет. На вокзале благодаря большому количеству полицейских и усиленным мерам безопасности может создаться «эйфория», что ты в безопасности. Но взрыв может прогреметь не обязательно в самом здании вокзала, но и в поезде.

Во всех торговых комплексах мы видим охранников. Они заточены на то, чтобы не допустить хулиганских проявлений, краж. Но многие из них не профессионалы, они не проходили специальные курсы подготовки, у них даже нет дубинок, чтобы как-то защищаться. В случае чего этот охранник будет вызывать оперативную группу, но иногда, чтобы предотвратить преступление, необходимы незамедлительные действия. Один из ветеранов МВД, к слову, разработал методику по выявлению лиц с террористическими наклонностями. К сожалению, методика не находит широкого применения, и охранники, работающие в супермаркетах, ею не пользуются. В данном случае полиция должна проводить курсы и обучение охранников: навострить, научить, подсказать. Это ведь не дело, когда в магазине «Пятерочка» охранником работает 60-летняя бабушка. Что она сделает, если увидит шахидку?

Сейчас террористическая угроза действительно существует. И в данной ситуации надо мобилизовать силы, которые способны оказать помощь полиции и ФСБ. Из Татарстана на усиление мер безопасности во время Олимпиады уедет, к примеру, 800 человек. Это большая армия, создается брешь, которую можно компенсировать офицерским патрулем. Раньше такой существовал — офицеры два раза в неделю выходили на охрану общественного порядка. На мой взгляд, очень большой контингент МВД сосредоточен в центральных аппаратах — УВД, МВД, даже пресс-центр МВД. Их также нужно привлечь к работе в офицерском патруле. Привлечь к охране общественного порядка можно бывших сотрудников милиции, ветеранов, которые смогут оказать посильную помощь. Также можно привлечь к этому делу курсантов, солдатов-срочников, и ставить перед каждой из этих групп свои задачи.

Рафаил Аптуков — президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов»:

— Я считаю, что это очень хорошая инициатива. Запрет провоза жидкостей в ручной клади вполне можно считать значительным вкладом в антитеррористическую программу. В моменты таких крупных мероприятий, как Олимпиада, подобным индикативам должно быть место. Достаточно вспомнить саммит в Санкт-Петербурге, когда были предприняты и более жесткие меры. Чтобы ни у одного злоумышленника не возникло ни единого шанса.

Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, начальник управления летной службы министерства гражданской авиации СССР, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

— С учетом того, что сейчас происходит в мире науки, в мире комплектования взрывчатых и отравляющих веществ, я считаю, то это мера необходима. Конечно, не стоит забывать о каких-то необходимых элементах в поездке: лекарства, питание для детей. Но с учетом авиационной безопасности, с позиции пилота гражданской авиации, в данный момент, по отношению к безопасности Олимпиады, безопасности России, безопасности гражданской авиации, безопасности воздушного транспорта, когда все эти элементы находятся в наиболее уязвимом положении, считаю, что эта мера не является излишней. Нужно немного перетерпеть, тогда и контроль будет более тотальным. Да, некоторые пассажиры потеряют в комфорте, но тут важно своевременно проинформировать население, чтобы люди могли вовремя и по правилам собрать свой багаж. Считаю, что это индикатива введена своевременно, за месяц, и она ни сколько не ущемляет права ни пассажира, ни гражданина.