Раис Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— Погода — это один из важнейших факторов, которые влияют на продажу меховых изделий. Для российских меховщиков 2013 год был плохим. Но в этом есть даже положительный момент. Когда общий спрос на какой-то товар падает, то в выигрыше остаются самые сильные игроки. Возможно, именно поэтому у нас по сравнению с предыдущим годом падения продаж замечено не было. Хотя, насколько я знаю, у других меховщиков двукратное падение продаж.

Мы уже несколько лет активно меняем свой ассортимент, прилаживая его к глобальному потеплению. На смену тяжелым шубам приходит облегченная одежда. Сегодняшняя шуба в 3 - 4 раза легче, чем та, которую производили 20 лет назад. Современные технологии позволяют делать шубы и легкими, и теплыми. По моему мнению, шубы гораздо практичнее по сравнению с пуховиком: они в холод греют, а в теплом помещении в них не жарко. А пуховики все же рассчитаны на эксплуатацию в определенном диапазоне температур. В помещении в нем вспотеешь, а потом на улице замерзнешь. Поэтому когда устанавливается такая переменная погода, как сейчас, я предпочитаю натуральный мех.

Что же касается лично меня, то я соскучился по морозам. Этой зимой мне даже еще ни разу не удалось покататься на лыжах.

Мунир Гафиятуллин — генеральный директор ОАО «Спорткультавтотовары» (СКАТ):

— Наш бизнес — один из тех, которые зависят от глобального потепления. Мы являемся дилерами техники для активного отдыха, и отсутствие снега сильно отражается на объеме продаж снегоходов и зимнего спортинвентаря. Конечно, говорить о том, что все плохо, я не могу. Все-таки люди покупают эту технику исходя из пословицы: «Готовь сани летом, а шубу зимой». Если сравнить с прошлым годом, то особого снижения продаж снегоходной техники у нас нет. Но мы рассчитывали на большее и закупили большое количество этой техники. Из-за потепления часть снегоходов зависла, а вместе с этим снизилась и оборачиваемость капитала.

Думаю, что в такой ситуации могут радоваться коммунальщики — для них, наверное, очень хорошо. Мы же надеемся, что зима свое еще возьмет, снег должен быть обязательно.

Кстати, некоторые авторитетные ученые предрекают, что идет не глобальное потепление, а глобальное похолодание, и через десяток-другой лет на всем земном шаре будут суровые зимы.

Конечно, мне нравится настоящая зима — со снегом и морозом. И с экологической точки зрения при 15 - 20 градусов мороза природа обновляется, даже люди меньше болеют. А вот от такой слякоти, как сейчас, одни только болезни.

Я люблю зимнюю рыбалку. Для меня выехать на снегоходе, просверлить лунку, посидеть порыбачить — это такое удовольствие. А как рыбачить, когда толщина льда не превышает 10 сантиметров? Поедешь на снегоходе, а вдруг он провалится? Конечно, это не машина, и есть возможность соскочить, но снегоход точно утопишь.

Венера Тагирова — генеральный директор турагенства «Grand Вояж»:

— Не могу сказать, что есть прямая зависимость от глобального потепления. Люди как летали отдыхать, так и продолжают. И теплая погода на приток клиентов не имеет влияния. Конечно, для зимы такая погода не очень подходит, но что касается меня, то я не очень люблю морозы, поэтому в такую погоду чувствую себя довольно комфортно.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:

— Конечно, такая погода выгодна для нас, люди начинают чаще болеть из-за резких перепадов температуры: сначала холодно, потом слякоть, ветер. После каникул дети приходят в школу, происходит контакт, как следствие — заболевания ОРВИ и гриппа.

Впрочем, по всей видимости, из-за большего количества привитых в конце прошлого года заболеваемость по гриппу сейчас удивительно низкая. Так что в этом году прироста клиентов мы не наблюдаем, хотя во все предыдущие года такие перепады погоды приводили к увеличению продаж лекарств.

Мне лично такая погода, конечно, не нравится — слякоть, грязь, весь город в ней. Нет снежных покровов и ощущения зимы, хорошей зимы.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Статистику того, как климат влияет на бизнес, мы не проводили, поэтому говорить однозначно сложно. Но, конечно, туристов приятнее водить по снежному городу, чем по лужам и слякоти, это бесспорно. Хотя те заезды, которые у нас планировались в Казань (а мы работаем только по приему гостей), они все состоялись. Никто не отменил своего посещения нашего города, ссылаясь на плохую погоду. Поэтому она совершенно не повлияла на новогоднее обслуживание. Но, повторюсь, было некомфортно ходить в такую сырую погоду, ведь экскурсионные туры предусматривают пешие прогулки.

Погода в последние годы постоянно преподносит сюрпризы по всему миру, так что надо быть к ним готовым, это наша новая реальность.

Айдар Исмагилов — владелец сети автомоек «Мойдодыр» и станций шиномонтажа «Пятое колесо»:

— Мне кажется, что любой бизнес так или иначе зависит от погоды. Что касается нашего бизнеса, то теплая погода дает нам больше шансов заработать. В такую погода асфальт оголен, появляется больше проблемных зон, а значит, больше людей обращаются с какими-то порезами, проколами и так далее. К тому же люди чаще моют автомобили, потому что в такую погоду они пачкаются мгновенно.

Самому мне такая погода не нравится, конечно. Я люблю кататься на лыжах, люблю, когда на улице минус 5 - 7. Сухая погода мне ближе.

Руслан Минабутдинов — директор спортивно-оздоровительного комплекса «Трудовые резервы»:

— Зависит частично. Все-таки большой плюс стадиона «Трудовые резервы» в том, что у нас имеется компрессорная станция, охлаждающая лед. Поэтому, даже если на улице грязь и слякоть, у нас всегда нормальный ледовый корт.

Тем не менее теплая погода увеличивает наши затраты на охлаждение льда. С другой стороны, посещаемость катка возросла: люди уходят с естественных катков и приходят на те, которые охлаждаются. Также стало много тех, кому не нравится искусственный каток в закрытом помещении, они понимают, что там на них действуют вредные испарения химикатов из трубок охлаждения. А у нас лед под открытым небом.

Мне такая погода не нравится, я привык к тому, что зимой должен быть морозец, чтобы он щекотал нос и щеки, а под ногами должен хрустеть искрящийся белый снег. А сейчас какая-то европейская зима, мы пока к ней не привыкли.

Вячеслав Лаврентьев — генеральный директор НП «Союз автомобильных грузовых перевозчиков»:

— Чем меньше сугробов, тем легче ездить грузовикам. Так что такая температура для нашего бизнеса выгодна. Перед Новым годом благодаря такой погоде мы успели развести весь груз. Что касается роста заказов, то от погоды он мало зависит. Как такового шквала не было.

Если честно, такая погода вполне приемлема для меня, но если бы было градусов 10 - 15 мороза, то было бы лучше.

Фанис Нурмухаметов — директор Казанского зооботсада:

— На содержание животных такие погодные условия никак не влияют. У нас есть отапливаемые помещения для теплолюбивых животных, есть помещения неотапливаемые — для белых и бурых медведей, волков, и все они себя прекрасно чувствуют. Хотя на посещаемость зоопарка потепление, конечно, повлияло — клиентов стало больше. По сравнению с прошлыми новогодними праздниками наш зооботсад посетили гораздо больше людей. Теплая погода более располагает к прогулкам и для того, чтобы прийти и посмотреть нашу коллекцию растений и животных.

Но лично мне такая погода не нравится, я хотел, чтобы было хотя бы минус 10, чтобы чувствовалась зима. Нынешнее мое отношение к зиме не самое приятное: жижа, грязь — это больше походит на осенне-весенний период.

Михаил Левашов — ИП (грузовое автохозяйство):

— Мы везем грузы в любую погоду. Просто когда погода аномальная, то делать становится это несколько сложнее. Говорить о том, что перевозчикам выгодна аномально теплая погода, думаю, нельзя. Если ты загрузил в рефрижератор продукты питания и тебе нужно их развезти по торговым точкам в разные города, ты же не остановишься. Или если ты закрываешь потребности конвейера на заводе, тоже ведь не остановишься, не будешь ждать, пока погода наладится. Будешь ехать дольше, тише, но все равно будешь ехать. На объемах транспортников сейчас сказывается не погода, а длительные каникулы. Страна отдыхает, значит, нет потребления, нет загрузок. У меня в рейсах сейчас только одна треть подвижного состава. Заводы работают не в полном объеме: КАМАЗ только 23 января начнет работать, АвтоВАЗ вообще до февраля будет стоять.

Мне самому нравятся и лыжи, и коньки, с детьми катаемся, но когда уже очень тепло становится — температура в плюс уходит — это уже не зима. Нет уже того удовольствия от зимы. Но, с другой стороны, есть и плюсы — снег идет, на полях его много, он настом держится, его не сдувает никуда.

Леонид Штейнберг — гендиректор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама Тракс»:

— На нас аномально теплая погода практически не сказывается, и это однозначно лучше, чем морозы под 30 градусов или бесконечные снегопады. Лучше тем, что дороги у нас в Татарстане более-менее чистые, нет заносов, как в прошлом году. А вот во Владимирской области дорог нет, там бывали такие пробочки, что будь здоров! Мы же ездим везде. На северах погода, слава Богу, пока такая, которая дает нормально работать нам. В Европе, когда там шли обильные снегопады, нам, конечно, приходилось немного изменять маршруты.

Работа для нас есть, от погоды это не зависит. Те предприятия, с которыми работаем мы, начали работать сразу после Нового года. А вот обратные загрузки, в связи с новогодними каникулами, конечно, дают простои.

Я, как человек метеозависимый, конечно, хотел бы, чтобы погода была стабильная — градусов 10 мороза, и было бы нормально.

Сергей Валишев — гендиректор службы такси «5 девяток» (Набережные Челны):

— На такси влияет все. Президент что-то сказал — на нас уже отражается. И погода тоже. В сухую погоду люди могут позволить себе пройтись до остановки пешком. Если еще и солнце светит, можно и прогуляться. Дождь и слякоть — самая «таксишная» погода, работа есть. Зимы это касается так же, как и лета: когда ветра нет и солнце светит, у нас заказы резко падают. Если бы мы делали 20 заказов в день, разницы бы не было, но при наших объемах и небольшой процент существенен. В минувшем декабре у нас было много работы, мы были вынуждены извиняться перед клиентами за отказ в машине. Причем это не касается периода новогодних праздников. В слякотные дни количество заказов у нас растет процентов на 16 - 18. Поэтому в нашей работе важна не только температура, но и ветер, и осадки.

Лилия Лобода — директор ООО «Логистик-АвтоКапитал»:

— Такая температура определенно для нас выгодна. Меньше расходов на топливо, меньше износ резины, износ самой машины. На приток же клиентов такая температура не влияет. Мы занимаемся перевозкой продуктов питания, и на это не могут влиять никакие погодные аномалии. В целом такая погода мне нравится — я не люблю холод.

Руслан Малышов — управляющий ТК «Сити-Молл»:

— Собственно на торговых центрах и на нашем, в частности, погодные аномалии никак не сказываются. Можно говорить только о сезонных изменениях в продажах и клиентском потоке — летом торговля идет вяло, но это не столько из-за температуры, сколько из-за отпусков. Летние товары тоже дешевле, взять ту же одежду. Возможно, арендаторы, торгующие меховыми изделиями, испытывают затруднения и в связи с аномальной температурой, но на торговом комплексе в целом это не отражается. Мы считаем поток клиентов — по сравнению с прошлой зимой он значительно не изменился.

Руслан Галиев — владелец компании по прокату лыж, сноубордов, тюбингов и велосипедов «Велокайф»:

— На сноуборды и горные лыжи высокая температура этой зимы никак не повлияла. Шипованные велосипеды тоже берут, как и обычно. Проблемы только с тюбингами — горка деревянная, лед растаял, услуги практически не было. Но сегодня люди уже катаются после вчерашнего дождя и снегопада. Прогноз обещает скорое похолодание, так что мы особо не переживаем.