Рауфаль Мухаметзянов
Рауфаль Мухаметзянов

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА И ТРАГИЧЕСКАЯ «НОРМА»

Директор казанского театра оперы и балета Рауфаль Мухаметзянов рассказал вчера о том, что в ближайшие сезоны казанские меломаны смогут увидеть новые варианты «Трубадура» и «Пиковой дамы», а также беллиниевскую «Норму» и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. Выбор интересный — знаменитая Casta Diva в новейшие времена никогда не звучала в Казани.

О «Любовном напитке» стоит сказать отдельно. В свое время Мухаметзянов признался, что исполнить главную партию в этой опере — давняя мечта татарстанской оперной дивы Альбины Шагимуратовой. Одна из самых ныне востребованных певиц, лауреат первой премии конкурса им. Чайковского и высшей театральной награды страны «Золотая маска», поющая на сцене Метрополитен-опера, Ла Скала, Венской оперы и других топовых театров мира, до сих пор не имела возможности выступить в этой комической опере.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», примет ли участие в казанской постановке Шагимуратова, Мухаметзянов ответил, она выступит в главной партии. «Альбина так выстраивает график, чтобы была возможность нормально репетировать. Премьера оперы назначена на конец сентября этого года, мы традиционно откроем новым спектаклем сезон», — рассказал он.

Ставить «Любовный напиток» в Казани будет режиссер, народный артист РФ, дважды лауреат «Золотой маски» Юрий Александров, сказавший недавно, что эта опера Доницетти — одна из самых любимых у него. Постановка оперы на определенную солистку — такого в практике нашего театра еще не было. Зная потенциал Альбины, можно предположить, что у нее будут шансы стать лауреатом «Золотой маски» еще раз.

Альбина Шагимуратова
Альбина Шагимуратова

«МНЕ ПОКА НЕ ХВАТАЕТ ЗРИТЕЛЯ»

Постановщик «Севильского цирюльника», спектакля, с которого начнется грядущий фестиваль им. Шаляпина, Юрий Александров отметил, что его никто не заставлял делать «спектакль в чемодане», то есть постановку с минимумом декораций, с которой можно будет легко и беззаботно колесить по городам и весям. Он обещает публике «фантазию на тему «Севильского цирюльника» за все 200 лет жизни этой оперы».

И хотя на постановку у него было всего 20 дней (что, конечно, все-таки смущает), декорации, и костюмы были выполнены в срок, репетиции шли в плановом порядке.

— Единственное, что мне сейчас не хватает, — это зрителя, он же полноправный участник спектакля, если речь идет о комической опере, — заявил Александров.

Юрий Александров
Юрий Александров

«ПУБЛИКА СЛОМАЛА КАССУ»

Фестиваль этого года посвящен 140-летию оперы в Казани, отныне так будет считаться возраст нашего театра. Как рассказала заведующая музеем оперного театра Рамзия Такташ, первая оперная постановка на постоянной основе прошла в Казани 26 августа 1874 года, это была антреприза известного антрепренера Петра Медведева, его еще назвали «собирателем театра в Казани». Опера началась у нас с постановки «Жизни за царя» Михаила Глинки, и когда в кассе появились билеты, публики было столь много и она так напирала, что сломала кассу. В принципе, это напоминает нынешнюю ситуацию с продажей билетов на фестивали в оперном театре, когда потенциальные зрители занимают очередь в 6 часов утра.

Впрочем, оперные постановки время от времени были в Казани и ранее, например, известно, что в 1803 году в театре помещика Есипова его крепостные играли русские оперы. Гастролировали в Казани и итальянские труппы, привозившие и «Травиату», и «Риголетто», но отсчет все-таки стоит вести именно с труппы Медведева. Кстати, первая профессиональная оперная сцена, на которой выступил Федор Шаляпин, была именно в Казани. В 1889 году он был принят в труппу статистом с месячным жалованием 15 рублей. Кто бы мог тогда предположить, что через 100 лет именем этого юного артиста будет называться первый в России музыкальный фестиваль.

— Город с тысячелетней историей достоин того, чтобы у него был оперный театр с богатым и славным прошлым, — подытожил Мухаметязнов.

СПЕКТАКЛЬ НА ОТКУП?

Целесообразно ли ставить спектакль на конкретного исполнителя? Нет ли опасности, что если он не справится, постановка может не иметь успеха? Об этом порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Дмитрий Морозов — критик, заместитель главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» (Москва):

— Стоит ли ставить оперные спектакли на конкретного исполнителя? Это зависит от того, какой театр и что за исполнитель. Если говорить о репертуарном театре с постоянной труппой, то вопрос заключается только в одном: имеются ли там певцы такого класса, чтобы на них что-то специально ставить? Если да, тогда просто глупо не ставить на них.

Конечно, ансамблевому театру (такому, скажем, как Московский камерный музыкальный театр имени Покровского) подобное просто противопоказано: ставка на звезду ансамбль неизбежно разрушит. Для театра, работающего по системе стаджоне (а так сегодня функционируют большинство ведущих оперных компаний Запада), когда исполнительский состав формируется на одну постановку, которая затем прокатывается в течение нескольких недель, такой вопрос попросту не актуален. Там, как правило, звезд собирают под конкретные названия, а не наоборот, что, впрочем, не исключает и другого: к примеру, Венская опера несколько лет назад ставила «Манон» именно в расчете на Нетребко. Но это все же немножко иное: конкретное название на конкретную звезду, а не «что бы нам такое поставить для Нетребко».

Что касается конкретно казанского оперного, то здесь своя особая ситуация. С одной стороны, постоянной труппы вроде бы и нет. С другой стороны, солисткой театра числится восходящая мировая звезда Альбина Шагимуратова. И если не будут ничего ставить специально на Шагимуратову, то и у нее не будет особого стимула чаще сюда приезжать: петь одно и то же в тех же постановках из года в год не слишком интересно, когда имеешь богатый выбор.

Николай Рыбинский — специальный корреспондент радио «Орфей»:

— С моей точки зрения, этот спор беспредметный. Достаточно привести в пример Федора Шаляпина. Это его исполнение партии Бориса Годунова в Русской частной опере Саввы Мамонтова возродило к жизни подзабытую оперу Мусоргского. Конечно, в нынешних реалиях, когда первым человеком в оперном спектакле становится режиссер, руководство некоего театра делает ставку именно на его работу. Да, бывали провалы некоторых спектаклей, когда певец-артист, на которого ставили спектакль, вдруг заболевал, а равного ему не было. И вся режиссерская работа уже становится никому не нужной.

Не сомневаюсь, если в театре (крупном) нет достойного Фауста, Кармен, Аиды. Виолетты, Садко, Германа, то надо хорошо подумать о постановке того или иного спектакля.