Аккурат в день рождения Владимира Ильича, 22 апреля, — надо полагать, это так просто случайно совпало, — на YouTube пользователь под ником anikina 49 выложил (вернее, выложила) ролик о Казани — Worlds of Kazan. Ролик этот 16 апреля нынешнего года получил на 9-м профессиональном конкурсе ТВ-рекламы "25 кадр" первое место в номинации "Работа оператора-постановщика". Ещё точнее — приз получил оператор-постановщик Роман Васьянов.

Васьянов — 29-летний москвич. Окончил мастерскую не кого-нибудь, а самого Вадима Юсова. Отличился уже во времена ученичества, отмечен призом за операторскую работу в фильме "Прятки". Впрочем, было это на XXIV фестивале ВГИКа, так что фильм мало кто видел. Помимо этого, за его плечами ещё 6 фильмов, последний из которых — далеко не худший в российском кинематографе. Это — "Стиляги", операторская работа в котором, по мне, так вызывает восхищение. Несомненно, Васьянов — достойный ученик Юсова, одного из лучших и самых знаменитых операторов советского и российского кинематографа ("Солярис", "Я шагаю по Москве", "Андрей Рублёв", "Они сражались за Родину", "Борис Годунов"…)

Его-то и пригласили снимать презентационный ролик о Казани. Ролик этот мелькнул где-то по телевизору, но именно мелькнул — его мало кто видел, сам я посмотрел его, только наткнувшись на него на YouTube . Но ролик для Казани и не предназначен: это чисто пиаровский продукт для международного потребления. Задача его — создать визуальный образ Казани для иностранного человека. Это мы привыкли, что Казань, собственно, европейский город (о "месте, где встречаются Запад и Восток" с не меньшим основанием можно говорить, например, применительно к городам Испании, где восточной архитектуры поболе будет, чем у нас), что у нас по-европейски выглядят, по-европейски одеваются и по-европейски себя ведут. Для иностранцев это далеко не очевидно. Недавно Роза Закировна Богоудинова (если кто не знает — доктор наук, профессор, ректор Института дополнительного профессионального образования специалистов социокультурной сферы и искусства) рассказывала, как не в столь отдалённые времена в Казань явились какие-то французы и всё требовали показать им настоящих татар. "Да вот же татары, — говорили им, — вы вокруг себя-то посмотрите!" — "Не смешите нас, — отвечали французы, — вот эта длинноногая девушка в мини-юбке, она что, татарка? Это всё ваши потёмкинские деревни, эти фокусы мы знаем, а вот вы покажите нам настоящих татар!" Оказалось, что познания французов о России и Татарии в частности не выходят за пределы какой-то географической карты времён Вольтера, на которой вся Россия обозначена как " Grand Tartarie ", а жители её изображены как внушающие ужас коротконогие и кривоногие существа, грязные, немытые, на конях и с копьём. Вот этих "татар" и жаждали увидеть французы. Так и осталось неизвестным, удалось ли их убедить, что вот та самая девушка и есть настоящая татарка, и что Казань — это вовсе не потёмкинская деревня, а реальный город. А ведь это было в век телевидения! Но если не хочешь видеть — то и не увидишь; степень зомбированности западных людей у нас хорошо известна, и иной раз вызывает оторопь.

Так что необходимость презентационного ролика перед Универсиадой очевидна. Он должен быть частью большой pr -кампании, рассчитанной на иностранцев и призванной создать образ Казани, пригодный для внешнего употребления. Поскольку разнообразных "французов", подобных тем, что приезжали не так давно в Казань, за границей более чем достаточно. Так как я живу здесь, то мне трудно оценить, ведётся ли такая pr -кампания и как именно она ведётся. Но, по некоторым признакам, акценты расставлены правильно.

Роман Васьянов, несомненно, знаком с эйзенштейновским принципом "монтажа аттракционов", который и составляет стержень ролика. Мусульманская молитва чередуется с крещением, татарские лица присутствуют в кадре вместе с русскими, мусульманская архитектура — с христианской и светской, опера — с рок-концертом. В целом создаётся тот самый образ, который мы бы все хотели внедрить в девственное сознание людей, никогда в жизни не читавших ничего, кроме комиксов, и не видевших ничего, кроме телесериалов и продуктов современного, так сказать, кинематографа. Очевидные, но от этого не потерявшие актуальности идеологемы — "место, где встречаются Восток и Запад", "многовековая дружба и взаимопроникновение культур, народов и религий", "взаимопонимание и взаимоуважение", — и прочее в ролике явлены. Идеологически он вполне выдержан.

Есть ли недостатки? Если и есть, так это недостаток фантазии. Посмотрите по EuroNews рекламный ролик Черногории. Там объединяющая идея — как бы плавающая в воздухе девушка в длинном красном платье, нечто среднее между русалкой и духом воздуха. Снимали девушку явно в воде, и потому её естественные плавательные движения и шевеления шлейфа в водной глубине, будучи перенесены в воздух, получились красивыми и необычными. Всё остальное — завлекательно-туристический стандарт: пляжи, горы, счастливые туристы и прочая необходимая дребедень.

Вот подобной оригинальной идеи в нашем ролике явно не хватает. Других претензий нет.

А почему нет такой идеи? Да потому, что у нас не привыкли за идеи платить. Ну что такое идея? Что-то невесомое, ерундовское, какие-то слова или рисунок… За что здесь платить?! Вот за операторскую работу, понятно, платить надо, и придётся отдать столько, сколько запросит мастер. Тут всё на виду: вот оператор с камерой, вот сложный свет, осветители, провода, электропитание… Видно, за что платить. А платить за идею? За несколько оброненных слов?! Да никогда. Сами придумаем. Бесплатно и лучше…

Но бесплатно и лучше — не бывает. Потому и идей нет. Самое ценное и дорогостоящее — это как раз идея, всё остальное — это всего лишь ремесло, её воплощение. И пока у нас не научатся платить за эти вот несколько оброненных слов или за небрежный набросок на листке календаря, — идей в нашем pr не будет никогда.

27.04.09

Владимир Марченко

 

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.

Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.

Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.

В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.