«В действительности все совсем не так,
как на самом деле»

(тюркитайская пословица)

НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ПОЛНЫЙ МАЙДАН

Кто не страдает «мозаично-рассеянным склерозом», возникающим от постоянной суеты, должен помнить, что кабинет премьера Медведева изначально формировался как «временный», то есть не как настоящее правительство для реального управления страной, а, скорее, как управленческий буфер, для смягчения неизбежных ударов, возникающих при падении.

Кабинет создавался как бы «понарошку», но в то же время строго по форме, потому что так положено по Конституции. В основном потому, что, когда государственное хозяйство разрушено, механизмы управления не работают и решения, как правило, не исполняются, надо, хотя бы формально, исполнять нормы основного закона.

Иначе, даже те граждане, которые по инерции еще соблюдают какую-никакую дисциплину, закон и порядок, окончательно разочаруются, потеряют надежду и получится даже не революция, а полный майдан. Это понятно даже юристам.

БАЛАЛАЙКА — ТРИ СТРУНЫ

Кадровые рокировки иногда как будто специально сбивают память и воспроизводят состояние дежавю. Поэтому немногие, наверное, помнят, что после инаугурации президента и утверждения премьера в 12-м году действующие лица еще раз «рокировались в тандеме», но уже для внешних партнеров и наблюдателей. То есть премьер, «не по чину», отправился на международную встречу в верхах, а президент остался на хозяйстве — формировать правительство.

Путин, как помнится, аккуратно собрал своих ключевых министров, взращенных в период премьерства, в круг ближайших советников, оставив в кабинете их заместителей и других, кого не жалко.

Премьер по возвращении из зарубежной командировки еще раз перебрал оставшуюся кадровую колоду и много чего заслуживающего внимания по этому поводу высказал. Кроме того, ввел в состав кабинета Абызова — куратора «Открытого правительства». Это один из последних симулякров уходящей моды, запасенный на всякий либеральный случай.

Абызовское правительство, судя по промежуточным результатам, было заполнено не живыми кадрами, а только призраками того финансового центра, который спонсировал «болотные» и прочие пред- и поствыборные инициативы. Правительство это, по замыслу, должно было открыться фасадом — к «гражданскому обществу», вместо которого у нас образовался «креативный класс». А своим «бэк-офисом» (задним крыльцом) — в сторону «иностранных инвесторов», «консультантов», «аудиторов» и прочих лиц нетрадиционной экономической ориентации. Самая, что ни на есть, «избушка» на «ножках Буша».

Таким образом, во взаимодействии «тандема» возникло сразу три правительства: президентское, премьерское и «открытое» — для друзей народа. Разумеется, ни одно из них по-настоящему править страной, хозяйством и т.п. не могло и не рассчитывало. Потому что нельзя править в отсутствие государственного хозяйства, системы управления и профессионально подготовленного аппарата. В условиях хозяйственной разрухи можно править только силовыми внеэкономическими и внеправовыми методами. Но у нас же «не 37-й год», как договорились...

САМОУЧИТЕЛЬ ПО ИГРЕ В ПЕРЕХВАТ УПРАВЛЕНИЯ

Да уж, не 37-й. Гражданам жить стало вольнее, но управленцу от этого не легче. Балалайка требует виртуозного личного искусства, а оно утрачено. Техника ручного управления развивается не вглубь по вертикали ответственности, а вширь — растекается безответственностью.

Поэтому развитие пошло не в сторону качества и полноты правления, а в сторону увеличения числа квазиуправляющих центров. Не настоящих, разумеется, а тоже временных и неполноценных, которым по случаю делегирована какая-нибудь выпадающая функция государственного управления. Но готовых по приказу сконцентрировать управление и подпереть падающую вертикаль, если случится такая крайняя необходимость. Как всегда случается в ситуации двоевластия, многовластья и безвластья.

Так, еще на предвыборной волне возник «Народный фронт» (ОНФ), которому после учредительного съезда начали передавать некоторые правительственные функции — контроль за прозрачностью госзакупок и т.п. Дублирующая декорация всего лишь, но приятная и полезная, если кто понимает. Упреждает перехват управления конкурирующим крылом или веткой власти, пока еще не все обломались.

Затем появился комитет (и фонд) гражданских инициатив во главе с Алексеем Кудриным, который входит в экономический совет при президенте (структура основного правительства). Недавно появилось сообщение, что Кудрин будет вместе с АСИ и администрацией президента оценивать деятельность глав регионов. Задача была поставлена в послании президента Федеральному собранию. Уже в марте на основе агентства стратегических инициатив (АСИ) планируется сформировать национальный комитет, который должен составлять рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ — пилотный проект охватит 20 регионов.

Функции особого штаба с расширенными полномочиями, которые, в случае чего, быстро мобилизуются, приобретает минобороны во главе с Сергеем Шойгу. Есть корпоративные и региональные центры силы. А штаб сочинской Олимпиады и вовсе вышел на международную арену во главе с политиком года. Которого наверняка еще продолжают приглашать возглавить МОК. Хотя уже не таким дружным хором. Потому что баланс сил изменился. Это не Ванкувер-2010!

ЗАЧЕМ ЖЕ РВАТЬ СТРУНЫ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ?

Итак, 6 - 7 струн для игры «перебором» и «в перехват» набирается с запасом. А больше и не надо, это оптимальное число для топ-контроля власти и управления.

Поэтому — с какой стати отставка? Собирать или отвергать рациональные аргументы за или против отставки кабинета Медведева просто бесполезно. С позиции здравого смысла и так все понятно. Но двоичная логика здравого смысла не позволяет разглядеть просвет для третьей возможности, выводящей из логического тупика и нынешнего управленческого провала, который одним только кабмином не исчерпывается. Для этого нужно разумение с помощью образов, раскрывающее всю картину игры, а не только ее рамки.

Зачем же рвать во время игры басовую струну, которую худо-бедно играет премьер? Если уж менять, то инструмент или всю консерваторию. А так, пока удобно через него озвучивать, что положено по планам зачистки площадки для работ. Скажем, сдвинуть штабы российских корпораций на Восток. Поди, угадай — пошутил или всерьез... Кому надо, тот знает. А зимнее время и другие инициативы, которыми «жжет не по децки» — так это легенда для тех, кто пытается строить контригру в двоичной схеме, считая себя умнее других.

Не потому ли, как не раз подчеркнул президент, «работу в целом следует считать удовлетворительной». А для других оценок время еще не пришло. А так... действительно, опираясь на конституционный кабинет, удалось справиться с дальневосточным потопом и другими катаклизмами...

Силами же негласно уполномоченных эмиссаров основного правительства (не путать Набиуллину, Голикову и других с публичными комиссарами в пыльных шлемах) началась выборочно-показательная зачистка темных финансово-хозяйственных углов, внешних и внутренних «оффшоров».

В результате нескольких «показательных уроков» («дело» Сколково, испуг Гуриева и др.), досрочных освобождений одних и внезапных посадок других пресечена излишняя активность по выносу «сора из избы» открытого правительства. Это уже чуть посерьезнее, чем показная «борьба с коррупцией».

Стоит только задуматься, опираясь на жизненный и профессиональный опыт, который иногда выводит из плена двоичной логики, ну кто из топ-управляющих откажется от удовольствия иметь такого гибкого и отзывчивого напарника, первого зама? Который принимает на себя растущий обвал критики, в то время как первое лицо нащупывает третью спасительную струну управления.

Это же одно из ключевых искусств «татарской модели управления»! Ее и первый наш президент успешно использовал. Как минимум трижды — и до упора. На четвертый раз, правда, не сработало. Но ведь иногда обламывается и проверенный инструмент, когда сталкивается с новым материалом...

Остроумный в своем литературном таланте русский писатель сказал: поскреби русского — найдешь татарина. Пожалуй, в этой системе литературно-исторических координат Путину подходит роль польского или литовского татарина. Свой среди чужих — чужой среди своих... Не случайно же за полгода до выборов 2012 года возник этот образ раскосого уланского хорунжего в период от Куликовской смуты до Мамаева побоища, в котором объединенная тюрко-славянская рать одолела разбойничью интер-нац-банду.

(Окончание следует)
Рустам Курчаков, ИРИС

Рустам Курчаков: «Ну что вам, хлопцы, мешает обломить бандитов – тех, что у власти, и тех, что в оппозиции?». Часть 1-я