В Набережных Челнах не утихают страсти вокруг управляющей компании «Ключевое», что на протяжении года не расплачивалась за услуги с ресурсоснабжающими организациями и накопила многомиллионные долги. По утверждению ее директора Анны Сацук, «Ключевое» пало жертвой несовершенного законодательства в сфере ЖКХ, жадных поставщиков-монополистов и городских властей, которые им потворствуют, об этом она заявила в подробном интервью нашему изданию. Свое видение ситуации в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», изложил директор Набережночелнинской теплосетевой компании (филиала ОАО «Генерирующая компания») Айрат Зайнуллин, долгое время отвечавший за сферу ЖКХ на посту замруководителя исполкома Набережных Челнов.
Айрат Зайнуллин: «Главный вопрос и корень всех проблем, связанных с «Ключевым», — в финансовом состоянии этой управляющей компании» |
«СПРАШИВАЛИ? ОТВЕЧАЮ»
ЖКХ — тема, безусловно, животрепещущая и весьма болезненная. Беспроигрышный вариант для умелого манипулятора. Потому что, критикуя систему, которая выстраивалась долгие годы, критикуя городские власти и поставщиков услуг, можно без особого труда заработать себе очки и найти массу сочувствующих. А если к тому же с безапелляционным видом обрушивать на людей потоки информации, не соответствующей действительности, — считайте, что любовь народных масс вам обеспечена.
Увы, зачастую за подобными выступлениями скрываются процессы, которые людям неискушенным не видны. И, на мой взгляд, ситуацию, которая сложилась вокруг управляющей компании «Ключевое» и обрела столь скандальный характер, необходимо рассматривать сквозь призму именно этих скрытых от постороннего взгляда процессов.
В этой статье мне бы хотелось ответить на те вопросы, которые в многочисленных интервью высказывает и в мой адрес, и в адрес городских властей и ресурсоснабжающих организаций госпожа Сацук. Как директор Набережночелнинской теплосетевой компании и в первую очередь как в недавнем прошлом заместитель руководителя исполкома города, курировавший вопросы ЖКХ, я считаю необходимым развеять созданные ею мифы и внести ясность в некоторые наиболее острые, вызывающие бурное обсуждение вопросы.
МИФ №1: «НЧКС «СОДРАЛИ» С НАСЕЛЕНИЯ БОЛЕЕ 700 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
История создания предприятия «Набережночелнинские коммунальные системы» (НЧКС — прим. ред.) достаточно банальна: в 2009 году прекратило свою деятельность предприятие тепловых сетей (ПТС), и сети юго-западной части города (пос. ЗЯБ, ГЭС, Сидоровка — прим. ред.) остались без обслуживающей организации. Встал вопрос: кто в таком случае будет поставщиком горячей воды? Ресурсоснабжающие организации отказались. Возьмись они за это, схема была бы такая: или «Челныводоканал» покупает тепло у «Таттеплосбыта» и подогревает свою воду, либо НЧТК покупает воду у «Челныводоканала» и подогревает ее своим теплом. Ни то, ни другое предприятия не захотели брать на себя эту услугу. Управляющая компания — тем более.
Именно поэтому после многочисленных совещаний было принято, на мой взгляд, единственно верное решение — создать предприятие, которое бы покупало холодную воду, тепло и поставляло уже в виде горячей воды потребителям. Произошло это в 2010 году. Соответственно в эксплуатацию НЧКС были переданы центральные тепловые пункты (ЦТП), трубопроводы горячей воды. Также в устав предприятия вошел муниципалитет со своей долей в виде бесхозных сетей и транзитных трубопроводов, находящихся в подвалах жилых домов.
За эти два года силами НЧКС были выполнены работы по ликвидации ЦТП и трубопроводов горячей воды, пребывавших на тот момент в удручающем состоянии (ПТС, которое находилось в предбанкротном состоянии, ни рубля не вложило в последние годы в их обновление), и в подвалах домов совместно с управляющими компаниями установлены водоподогреватели. Таким образом, точка приготовления горячей воды переместилась в подвалы. Если раньше люди жаловались на ржавую, дурно пахнущую воду, то с появлением водоподогревателей из кранов побежала чистая вода, и отключений, связанных с порывами трубопроводов, не стало. Кроме того, НЧКС была проведена колоссальная работа по обновлению тех самых бесхозных и транзитных сетей.
Так что свои деньги от потребителей предприятие получило за реально оказанные услуги по подготовке горячей воды. Жителям нет особой разницы, кто поставляет услугу и получает за нее. Ни одного лишнего рубля горожане не заплатили. Не берусь судить, откуда госпожа Сацук взяла сумму в 700 миллионов рублей, якобы «переплаченных» населением. Могу только предположить, что это деньги, которые горожане платили за потребленную горячую воду по квартплате.
Госпожа Сацук утверждает, что предприятие НЧКС «тихо ликвидировалось по предписанию УФАС». На самом деле, УФАС оспорила лишь передачу муниципалитетом сетей в НЧКС: эта процедура была проведена без торгов. В результате сети были возвращены на обслуживание муниципалитету и на сегодня вновь остались, по сути, бесхозными.
МИФ №2: «ХОЧУ ПЛАЧУ, ХОЧУ — НЕ ПЛАЧУ?»
Теперь что касается самой управляющей компании «Ключевое». Можно сколько угодно сопереживать страданиям Анны Юрьевны перед прессой, но факты — вещь упрямая. С ними не поспоришь. А на сегодня ситуация такая: есть управляющая компания «Ключевое», которая из месяца в месяц спускается в подвалы 13 жилых домов, снимает показания приборов учета, передает их нам, и в соответствии с этим потреблением производит начисления квартплаты жителям, исправно собирает эти деньги, а вот дальше... Дальше эти деньги где-то растворяются. Во всяком случае, к нам они не поступают.
За 2013 год управляющая компания перечислила за тепло и горячую воду 734 тысячи 246 рублей. А потребила и начислила жителям на 14 миллионов 712 тысяч 246 рублей. Я могу даже согласиться на те 10 - 11 процентов несобранных платежей, о которых госпожа Сацук говорит с каждой доступной ей трибуны. Но и при таком раскладе она должна была собрать более 13 миллионов рублей. Теперь главный вопрос: где эти деньги?
Причины неплатежей, по ее словам, — в отсутствии договора и ее несогласии с договорными отношениями. Я пригласил Анну Юрьевну к себе, попытался разобраться. Выяснилось, что ее не устраивает лишь граница раздела, «потому что она проходит по колодцу». Конечно, это вопрос спорный. Я считаю, что сети, построенные строителями от жилого дома до точки подключения к нашим сетям, входят в стоимость квадратного метра жилья и соответственно являются общедомовой собственностью жильцов. Тем не менее, решив пойти навстречу Анне Юрьевне, мы получили согласие Генерирующей компании на перенос границы раздела до стены здания. Договор с нашей стороны подписан, но протокол урегулирования УК не подписывает, направленное нами 22.10.2013 заказное письмо с уведомлением возвращено без вручения. В соответствии с действующим законодательством, даже отсутствие договорных отношений не освобождает потребителя от оплаты принятой энергии в полном обьеме. Здесь «живым щитом» стоит население, которое мы не можем оставить без тепла и горячей воды.
Зато госпожа Сацук выставляет новое условие: мол, буду платить ровно столько, сколько соберу с населения. На мой взгляд, это очередной повод не выполнять свои обязательства. Которые, к слову, по закону возложены на нее: именно управляющая компания, имеющая прямые договорные отношения с жителями, обязана собирать с них платежи.
Да, согласен: у всех управляющих компаний есть проблемы со сборами платежей за жилищно-коммунальные услуги, мы это понимаем и поэтому по отношению к ним не предпринимаем крайних мер. Как правило, объем недосбора не превышает 5 процентов. Но почему столько вопросов именно к «Ключевому»? Да потому, что их задолженность перед поставщиками ресурсов — не полумесячная, а годовая! Идет умышленный неплатеж. Как это иначе назвать — собраны средства жителей, по сути, чужие средства, десятки миллионов рублей и используются УК в непонятно каких целях. Поэтому не принимать меры в отношении уже самой управляющей компании мы не имеем права.
Я же начал вплотную заниматься этим делом потому, что с 1 января 2014 года нам передана и сбытовая функция. И теперь это моя непосредственная функциональная обязанность — производить сборы за поставленные коммунальные услуги.
Анна Сацук |
МИФ №3: «ГРЦ ИСКАЖАЕТ СУММУ ДОЛГА»
Хотелось бы мне сказать и несколько слов о городском расчетном центре, который также оказался под градом необоснованных обвинений госпожи Сацук. Набережные Челны — едва ли не первый город в России, где открылось подобное учреждение. Основным его предназначением была как раз-таки прозрачность платежей за ЖКУ для всех заинтересованных сторон — и жителей, и поставщиков услуг. Принцип работы ГРЦ таков: каждый день он получает определенную сумму от горожан и равномерно распределяет эти деньги между поставщиками. Человеческий фактор исключен. Как эффективное средство ГРЦ, ЕРЦ сейчас внедрено почти по всей России. Но в ряде городов и регионов, увы, до сих пор с поставщиками услуг и ресурсов расплачиваются в «ручном режиме», на вроде того, что «туда перебросим, сюда перекинем».
Когда я предложил Анне Юрьевне вступить со своей управляющей компанией в ГРЦ — она вступила. Но в первые же дни попыталась распоряжаться деньгами именно в таком «ручном режиме». В итоге спустя некоторое время она покинула ГРЦ под предлогом, что плата за его услуги для «Ключевого» слишком высока. Как вы думаете, 34 тысячи рублей в месяц для управляющей компании, которая имеет дело с миллионами, это много?..
Я лично сильно сомневаюсь, что работа по начислению платежей проводится в «Ключевом» силами одного бухгалтера. Чтобы курировать 1,3 тысячи квартир, забивать показания всех квартирных приборов учета, производить расчеты, вести компьютерную программу, паспортную работу, печатать и разносить квитанции, а также принимать платежи — нужны как минимум три-четыре человека. Распечатка квитанций, оплата услуг банка, кассовые аппараты, инкассация... И уложиться в те самые 34 тысячи в месяц — просто нереально.
Сегодня в Городском расчетном центре трудятся порядка 150 человек. Если бы ГРЦ не было, то в управляющих компаниях его работу вели бы по 20 - 25 человек, и в общей сложности таких специалистов в городе необходимо было бы более 400. Кто бы оплачивал их работу? Население. Так что еще одной функцией ГРЦ изначально была экономия денег горожан.
Да, в свое время ГРЦ был действительно создан при участии ресурсоснабжающих организаций. Потому что ему было необходимо помещение, оргтехника, мебель — кто-то же должен был нести эти затраты! Причем хочу еще раз подчеркнуть: ни Генерирующая компания, ни «Таттеплосбыт» не являются учредителями Городского расчетного центра и уж тем более не участвуют в процессах его управления.
МИФ №4: «ТАРИФЫ НА ЖКУ В «КЛЮЧЕВОМ» НИЖЕ»
Утверждают, что платежи за жилищно-коммунальные услуги в управляющей компании «Ключевое» в два раза ниже, чем в остальных. Но даже мало-мальски подкованный в этой теме человек скажет, что такого быть не может! Потому что счета УК «Ключевое» выставляются на основании тех же городских тарифов: стоимость жилищных услуг утверждает исполком города, коммунальных — комитет по тарифам РТ. Платеж зависит только объемов потребления той или иной услуги.
Я не поленился и сравнил счета-квитанции «Ключевого» со счетами, выставляемыми другими управляющими компаниями. Цифры там примерно одинаковые, и, по большому счету, иначе и быть не может.
МИФ №5: «ГИСУ ВОРОЧАЕТ ДЕНЬГАМИ НА КАПРЕМОНТ»
Очень странными мне показались рассуждения Анны Юрьевны, касающиеся капитального ремонта жилого фонда. Человек, который никогда не занимался капремонтом, чья УК даже не входит в эту программу, позволяет себе как минимум некорректные высказывания по этой теме.
Как вы знаете, несколько лет назад наша республика стала инициатором программы капитального ремонта по всей стране через создание фонда содействия реформированию ЖКХ. Десятилетиями до этого наши дома не ремонтировались. Только слепой, наверное, не видит, что с созданием фонда огромное количество домов в Набережных Челнах, Татарстане, в России подверглось капитальному ремонту. В нашем городе это сотни фасадов и кровель, лифтов, тысячи километров переложенных трубопроводов.
Создание общей «кассы» для капремонта через Государственное инвестиционное строительное управление (ГИСУ) — это тоже инициатива нашей республики. У каждого дома в этом «котле» есть свой лицевой счет, на который перечисляются деньги. ГИСУ обеспечивается гарантия сохранности и целевого их использования. И, на мой взгляд, абсолютно правильно, что на ремонт одного дома могут браться своего рода «займы» со счета другого, чья очередь еще не подошла. Подойдет очередь — «займ» вернется, и дом, конечно, тоже отремонтируют.
Предложения не распечатывать эти «кубышки», пока не подойдет очередь ремонта, я считаю несостоятельными. Простой пример: 9-этажный жилой дом, 1,5 тысячи квадратных метров жилья. Собираем по 5 рублей с «квадрата» и умножаем на 12 месяцев. При 100-процентном сборе этот дом накопит 90 тысяч рублей за год. А замена, например, одного лифта стоит 1 - 1,2 миллиона рублей. Получается, только на него нужно собирать деньги 10 - 11 лет! А ведь еще нужно менять трубы, ремонтировать кровлю, фасады,подьезды. Именно благодаря «займам» друг у друга в Татарстане отремонтированы тысячи домов.
Более того, принятый недавно федеральный закон будет работать как раз по этой схеме: речь идет о создании регионального оператора или специального счета. Так что по этому пути, скорее всего, пойдет вся Россия. Если кто-то думает, что раз провел капремонт — и о нем можно забыть, он сильно ошибается: через 10 лет вновь придет черед ремонтировать кровлю, через 12 — фасад и трубы, через 25 — лифт. Это процесс бесконечный.
Подводя итог всему написанному, я хочу сказать: на мой взгляд, главный вопрос и корень всех проблем, связанных с «Ключевым», — в финансовом состоянии этой управляющей компании. Для меня оно на поверхности. Если «Ключевое» покажет компетентным органам, поставщикам услуг или жильцам средства на счете, по нашей оценке это более 30 миллионов рублей, (а это задолженность в 15 миллионов перед Генерирующей компанией, более 1 миллиона перед «Челныводоканалом» и 1,7 миллиона — перед «Энергосбытом», а также средства, собранные с жителей за капремонт, начиная с 2008 года, это тоже 14 - 15 миллионов рублей, без учета 4 миллионов рублей, использованных за последние годы), мы снимем перед госпожой Сацук шляпу и вопросов задавать не будем. Но воз и ныне там...
Айрат Зайнуллин
Справка
Айрат Зайнуллин родился 8 сентября 1962 года в совхозе Ныртинский Кукморского района ТАССР.
Окончил Казанский инженерно-строительный институт.
С 1979 по 1984 — студент Казанского инженерно строительного института г. Казань.
С 1984 по 1986 — мастер, слесарь-сантехник четвертого разряда специализированной передвижной мехколонны №1 Курганского облмежколхозстройобъединения г. Курган.
С 1986 по 1987 — мастер Курганского облмежколхозобъединения г. Курган.
С 1987 по 1990 — старший инженер, заведующий отделом коммунального хозяйства Набережночелнинского горисполкома г. Набережные Челны.
С 1990 по 1992 — заведующий отделом жилищно-коммунального хозяйства Комсомольского горисполкома г. Набережные Челны.
С 1992 по сентябрь 1992 — заместитель начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Набережные Челны.
С 1992 по 1996 — префект префектуры «ЗЯБ» г. Набережные Челны.
С 1996 по 2004 — руководитель администрации территории — префект префектуры «Мелекесская» г. Набережные Челны.
С 2004 по декабрь 2005 — начальник департамента строительства министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ по г. Набережные Челны, начальник северо-восточного межрайонного отдела строительства и ЖКХ министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ по г. Набережные Челны.
С января 2006 года — заместитель руководителя исполнительного комитета.
В настоящее время — директор филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережночелнинской теплосетевой компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.