Первый зампред аграрного комитета Госдумы, совладелец сельскохозяйственного холдинга "Красный Восток-Агро" Айрат Хайруллин признается, что, если бы не его личные инвестиции, компании пришлось бы несладко. За последние шесть лет он вложил в свой аграрный проект 11 млрд. рублей, заработанные в других видах бизнеса. "За свою жизнь я построил 16 заводов, но когда речь шла о затратах, мне всегда приходилось брать на себя функции, которые должно было бы взять на себя государство", — уверен Хайруллин. Впрочем, от участия в аграрном нацпроекте и кредитов — в общей сложности на 9 млрд руб. — компания не отказалась. Попала она и в правительственный список стратегических предприятий, хотя пока это никак не пригодилось. Оперативным управлением "КВ-Агро" занимается родной брат Хайруллина — Илшат, но для депутата, по его словам, "компания — это предмет работы в Госдуме". С цифрами на руках он может объяснять реальную эффективность решений правительства. Впрочем, для разговора с чиновниками этого не всегда достаточно.

ДРУГАЯ ВЕТВЬ

Аграрии — не самая слабая категория лоббистов. Для обсуждения антикризисных планов в кабинете своего куратора, первого вице-премьера Виктора Зубкова, они собрались еще в прошлом октябре. Просили не увеличивать ставки по кредитам, не требовать увеличения залогов. Хайруллин, присутствовавший на той встрече, визитом в Белый дом остался доволен. Государство решило компенсировать производителям стоимость кредитов на развитие животноводства в размере ставки рефинансирования ЦБ, а не двух третей от нее, как раньше.

Впрочем, в правительстве депутаты-аграрии могут столкнуться с коллегами от конкурирующих отраслей, например ритейла. Как раз сейчас производители, переработчики и торговые сети спорят из-за нового закона о торговле. Хайруллин наизусть помнит свои потери: "В Европе производители получают 50-55% от стоимости продуктов на прилавке, в России им достается не больше 20%, на долю переработчиков приходится 30%, остальное — у торговых сетей". С этого года переработчики опустили закупочную цену на сырое молоко на 3 рубля за литр. Хайруллин называет это не иначе как результатом сговора и прогнозирует, что снижение молочных цен на фоне дорожающей говядины приведет к тому, что через пару месяцев в России начнет сокращаться поголовье скота: продавать мясо выгоднее. Производители надеялись с помощью закона ограничить торговые сети и переработку, но вопрос отложили на осень.

Свои предложения в закон "О торговле" есть и у совладельца группы компаний "Белая дача" Виктора Семенова. Депутат-"единоросс" и бывший министр сельского хозяйства считает, что к закону нужно приложить нечто вроде кодекса чести — джентльменского соглашения о предельных размерах бонусов, которые производители уплачивают сетям.

Самому Семенову крупный сетевой бизнес не по душе. В феврале он с чистой совестью продал гипермаркет "Садовый центр Белая дача" компании-конкуренту "Зеленая страна" — "дочке" голландской торговой сети Intratuin. В перспективе "Белая дача" может отказаться и от сети сезонных ярмарочных центров. Но это произойдет не раньше, чем закончится кризис: пока нельзя отказываться от любой возможности заработать живые деньги без больших издержек. Во всяком случае Семенов, который подчеркивает, что просто дает советы управленцам, в данной ситуации рекомендует поступить именно так. Не придерешься.

SmartMoney