IMG1006.jpg
Здание оргкомитета Сочи-2014

ВНУШИТЕЛЬНЫЙ ДЕСАНТ ИЗ КАЗАНИ

Постоянные сотрудники оргкомитета работали в нем еще за два года до старта Игр. Естественно, офис первоначально располагался в Москве и только ближе к февралю 2014 года переехал в Сочи. Следующей волной постоянных сотрудников можно назвать тех, кто приехал трудиться в Сочи летом и в сентябре 2013-го. Далее уже шел набор временного персонала со сроками работ от 1,5 до 5 месяцев (включая Паралимпийские игры в марте 2014-го). Подбором штата занималась специальная компания, которая рассматривала резюме и сама мониторила анкеты в открытом доступе на сайте вакансий. Собеседования проходили в несколько этапов по телефону и по Skype.

В самом Сочи достаточного числа квалифицированных профессионалов на такой масштабный проект не было, поэтому привлекали иногородних. Более того, многие ключевые позиции заняли иностранцы. Если на Универсиаде руководители республики старались дать возможность заработать и получить необходимый опыт местным жителям и компаниям, стараясь обойтись своими человеческими ресурсами, в Сочи подход был иной. Конечно, масштабы проектов и ответственность при проведении Универсиады и Олимпиады разные, однако сравнения напрашиваются сами собой, от них никуда не уйти. Немало татарстанцев отправилось после Универсиады работать на Олимпийские игры. Имеющим опыт в организации спортивных соревнований, конечно же, отдавался приоритет. Однако на определенном этапе при подборе персонала возникла дилемма — некоторые кандидаты были полностью в теме спорта, но не так хорошо владели английским, другие — наоборот. В итоге казанский десант в Сочи выглядит весьма внушительным.

«БЕЗОПАСНИКИ» ОТКЛОНЯЛИ НЕКОТОРЫЕ КАНДИДАТУРЫ

Система обоих оргкомитетов выстроена схоже. Имеются определенные функции (направления, департаменты), например, спортивная (отвечающая за оргвопросы самих состязаний), протокол (встреча и сопровождение гостей Игр), перевод, пресса, аккредитация и так далее. Кандидатов подбирали с качествами, необходимыми для той или иной функции. После первого звонка от компании по подбору персонала могло последовать еще два-три собеседования по Skype непосредственно с потенциальными будущими начальниками, например, руководителем функции и кластера (приморского или горного). Также дополнительно мог позвонить и переводчик, который предлагал беседу только на английском длительностью около 10 минут, хотя разговорная речь на иностранном была обязательной почти при каждом таком собеседовании.

На этом испытания для кандидата не заканчивались. Ему предстояло пройти в специальной программе на компьютере самостоятельно три теста — на числа, на вербальные способности и на английский язык. Результаты отсылались работодателям. После этого заполнялась анкета с личными данными. Служба безопасности проверяла информацию по каждому сотруднику в течение 21 дня. Если претензий не возникало, то кандидат приглашался на работу в Сочи. Однако известны случаи, когда «безопасники» отклоняли некоторые кандидатуры. Например, одному молодому человеку, который уже работал на тестовых предолимпийских соревнованиях, позже было отказано в вакансии на самой Олимпиаде. Другому отказали после проверки, которая длилась не 21 день, а почти в 2 раза дольше, причем он уже находился в Сочи. Таким образом, селекция сотрудников для оргкомитета Сочи-2014 была многоступенчатой и на порядок строже. В Казани собеседования проводили лицом к лицу, в чем, конечно, есть свои плюсы. Служба безопасности в Москве также проверяла данные претендентов, однако без заполнения анкет.

В Сочи система гонораров построена своеобразно. В основном сотрудники получают от 50 до 100 тыс. рублей. Средней зарплатой можно назвать 65 тысяч (после вычета налога)

ВРЕМЕННЫЕ РАБОТНИКИ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОСТОЯННЫЕ

Будущие олимпийские работники ехали в Сочи без каких-либо предварительно подписанных документов или гарантийных писем. И уже по прибытии подписывали договор, получали аккредитации и форму. Конечно, в этом был определенный риск, хотя и в Казани договоры не со всеми подписывались сразу же, но зато не надо было ехать для этого из другого региона.

Несомненно, важный вопрос — мотивация в виде оплаты труда. В Сочи система гонораров построена своеобразно. В основном сотрудники получают от 50 до 100 тыс. рублей. Средней зарплатой можно назвать 65 тысяч (после вычета налога). Однако выплачивается эта сумма не равными частями. Работник в обычные месяцы получает, к примеру, 45 тыс., а уже после проведения Игр — крупный бонус, который и приводит к средней цифре в 65 тыс. в месяц. На Универсиаде зарплата начислялась равными долями каждый месяц, но ее уровень был чуть ниже (к примеру, на идентичной должности соотношение 65 тыс. против 50 тыс. в пользу Олимпиады). При этом постоянный олимпийский персонал может получать меньше, чем временный, на той же вакансии. Видимо, это делается для того, чтобы стимулировать сотрудников приезжать на кратковременные работы, бросая свой обычный образ жизни. Например, на одной и той же позиции постоянный сотрудник может получать 35 тыс. в месяц, а временный — 45 тыс., но при этом сроки работы постоянного дольше на сколько-то месяцев. Конечно, такими суммами можно привлечь, скорее, рабочую силу из регионов, так как москвичам подобные финансовые условия могут показаться не столь привлекательными. Тем более это касается иностранцев, которых не просто вырвать из их комфортных условий. Последним, возможно, предлагали специальные бонусы, хотя это лишь предположение. Отличаются и условия труда постоянного и временного персонала. Но о быте и работе оргкомитета — в следующий раз.