Айрат Сибагатуллин: «Я не очень публичный человек, но для меня важна системная работа. Думаю, от моей непубличности работа не страдает» |
«КАЗАНЬ ВЫБРАНА КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕЙ ТЮРКСКОГО МИРА»
— Айрат Миннемуллович, мы хотим начать разговор с темы Года культуры — об этом задают вопросы наши читатели. В год проведения Универсиады в Казани культурных мероприятий было много. А вот что запланировано на Год культуры, мы пока не знаем.
— Церемония открытия Года культуры состоится 25 марта на сцене театра оперы и балета имени Джалиля, в День работников культуры. Программа пока прорабатывается, но мы планируем, что в концерте примут участие лучшие творческие коллективы республики, представляющие культуру всех национальностей, проживающих в Татарстане.
Напомню, Казань в этом году выбрана культурной столицей тюркского мира. И 26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, когда в Татарстане традиционно отмечается День родного языка, в театре оперы и балета пройдет торжество, посвященное этому событию. Программа здесь будет иной: хотим пригласить связанные с тюркским миром творческие коллективы из других регионов России и из зарубежных стран.
Также Михаил Швыдкой вышел к руководству Республики Татарстан с предложением организовать в Казани выступление одного из театров Лондона. Сейчас этот вопрос прорабатывается.
Каждый творческий коллектив, каждый творческий союз республики подготовил свою программу мероприятий, посвященных Году культуры. Скоро начнется серия пресс-конференций руководителей учреждений культуры, творческих коллективов и союзов, где они расскажут о своих планах на Год культуры.
— Не планируется ли приглашение на открытие Года культуры звезд российского и мирового уровня — уроженцев Татарстана?
— Желания такие есть, но пока не знаем, как получится.
НА ГОД КУЛЬТУРЫ ВЫДЕЛИЛИ 49 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
— На проведение мероприятий Года культуры дополнительные бюджеты будут выделены?
— В этом году к нашему обычному бюджету правительством выделено дополнительно еще 49 миллионов рублей. Напомню, бюджет министерства культуры на год составляет порядка 3 миллиардов рублей, из них 120 миллионов рублей — на разного рода мероприятия по линии минкульта. Одна из главных целей Года культуры в Татарстане — это укрепление материально-технической базы отрасли, поэтому надеемся на дополнительное финансирование и по статье «ремонт и реконструкция». Свои бюджеты на культуру имеют муниципальные образования, а также принятые государственные программы национальной политики и идентичности татарского народа и другие.
— Из года в год бюджет отрасли культуры изменяется?
— Да, он увеличивается с учетом индексации, финансируются и различные дополнительные проекты.
— А грантовая политика в этом году изменится?
— Все грантовые программы прошлого года останутся и в 2014-м. Недавно вышел указ президента РТ о выделении 241,3 миллиона рублей — это гранты, которые получат учреждения культуры на развитие. Среди них три академических театра — оперный, театр имени Качалова и театр имени Камала, а также государственный ансамбль песни и танца РТ, Государственный симфонический оркестр РТ, филармония, «Татаркино».
— Гранты выделяются творческим коллективам, а есть программы поддержки отдельных артистов?
— Такая поддержка оказывается через конкурсы композиторов, исполнителей и т.д.
— Последнее время много говорится о том, что Казань культурно очень развита. В качестве примера приводятся многочисленные фестивали и количество институтов культуры. Но не кажется ли вам, что это очень узкое понимание культуры? Что культура — это прежде всего образ жизни горожанина, это городская среда. Например, в Казани отсутствует большой парк с хорошей инфраструктурой для культурного проведения досуга. Шаляпинский фестиваль — это, конечно, замечательно, но посещение его не делает автоматически человека культурным. Что делается в плане культурного просвещения дошкольников и школьников? Ведь то, какая будет культурная среда в будущем, зависит от тех людей, которые будут ее формировать, а пока что, к сожалению, татарстанцы очень слабо приобщены к мировому культурному полю. (Дмитрий)
— Отвечая на этот вопрос, хочу зайти немного с другой стороны. Год культуры — это не только «мероприятие» министерства культуры. Каждый человек должен задуматься: что я сделаю в этот год для себя и своих близких, что я могу сделать для населенного пункта, в котором живу? Каждый человек всегда должен думать о будущем своих детей.
Министерство культуры очень много делает для того, чтобы привлечь детей в различные школы искусств, чтобы они имели дальнейшее развитие. И есть конкретный результат наших действий. Например, в республике создан детский симфонический оркестр, и он уже дает концерты. Ежегодно в дни зимних каникул для детей в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля проходят спектакли с участием учащихся нашего хореографического училища.
— Как вы считаете, в общеобразовательных школах достаточное внимание уделяется воспитанию именно культурного человека?
— Для кого-то достаточное, для кого-то — нет. Если родители думают о своих детях, они находят пути, чему и как их научить. И этот путь — не только спорт, но и культура, искусство.
«ОТ МОЕЙ НЕПУБЛИЧНОСТИ РАБОТА НЕ СТРАДАЕТ»
— Маэстро Сладковский на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» посетовал, что министры РТ не ходят на концерты симфонической музыки, что плохо сказывается на развитии... экономики республики. В пример он приводил Японию, где чиновников заставляли слушать музыку, и все мы знаем об экономических успехах этой страны. Как вы считаете, может быть, в Год культуры начать эту практику и нам? (Эльза Булатова)
— Сказать, что наши министры не ходят на концерты симфонического оркестра, я не могу. Они же сидят не только в правительственной ложе, но и в партере, если приходят с гостями. Кстати, в партере весь «вкус» музыки слышен гораздо лучше, чем в ложе.
— А вы лично часто бываете на концертах и спектаклях?
— Часто. К примеру, был на спектакле уфимского театра «Нур», в Большом концертном зале 26 января слушал концерт с участием детского симфонического оркестра и ГСО РТ. Обязательно пойду на спектакли Альметьевского драмтеатра (встреча с министром состоялась 31 января — прим. ред.).
— Почему вы мало бываете на публике? (Ильдар)
— И в театрах, и в концертном зале я постоянно бываю. Может быть, я не очень публичный человек, но для меня важна системная работа. Думаю, от моей непубличности работа не страдает.
«ПРЕМИИ НАДО ВРУЧАТЬ ТОЛЬКО ДОСТОЙНЫМ»
— На прошедшей коллегии министерства культуры РТ президентом РТ было одобрено мнение о том, чтобы увеличить сумму госпремии имени Тукая до 500 тысяч рублей. Но у общественности много вопросов по поводу госпремии: как и кем отбираются лауреаты, кто входит в комиссию? Нет прозрачности, из-за чего возникает много слухов. Может, стоит делать общественные слушания? Много мнений и о том, что государственная премия обмельчала, возникает вопрос: стоит ли ее вручать каждый год, если нет действительно достойных кандидатов? Может, вручать госпремию через год-два или когда появится произведение, которое по-настоящему всех может удивить и потрясти? (Римма Бикмухаметова)
— Я согласен, что премии надо вручать только достойным. Но мы и не каждый год вручаем по три премии, порой даже первой премии не бывает. Что касается комиссии по госпремиям, то ее состав опубликован на сайте министерства культуры. В нее входят руководители творческих союзов и коллективов, а возглавляет президент Татарстана.
— На ТНВ планировался запуск татарстанского варианта канала «Культура», это реально?
— По каналу «ТНВ-Планета» транслируется достаточное количество передач о культуре, но все должно идти в развитии. Считаю, генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов находится на правильном пути. И это не голословное утверждение или лесть! Когда я бываю в других регионах России и встречаюсь с татарской диаспорой, вижу радость наших соотечественников, они буквально со слезами на глазах благодарят за эту возможность слышать татарскую речь, видеть выступления наших артистов и творческих коллективов.
«ПОСТАВИЛИ НОВЫЙ БАЛЕТ «ЗОЛОТАЯ ОРДА»
— За 2013 год оперная труппа театра имени Джалиля сделала 38 выступлений в Казани (включая Шаляпинский фестиваль и Универсиаду) и 60 — за рубежом. То есть бюджетные средства на культуру достаются в большей мере голландским слушателям, а для казанских опера стала труднодоступной. Имеет ли театр госзаказ на количество выступлений в Казани? Согласитесь ли вы с мнением, что аншлаги в театре вызваны не столько уровнем исполнения, сколько недостаточным количеством спектаклей? (Садреев А.З.)
— А как же без гастролей?! Театры, выезжающие за рубеж, показывают там уровень культуры нашей республики, они делают все, чтобы Татарстан стал узнаваемым. Они и себя показывают, и обогащаются опытом зарубежных коллективов. И не только за границу ездят наши театры, но и по стране. А в Казани оперная и балетная труппы за 2013 год дали 115 спектаклей.
Госзаказом определяется количество обслуженных за год зрителей, и этот план перевыполняется. Мы ставим перед театрами задачу, чтобы у них спектаклей было не меньше, чем в прошлом году. И они эту планку не только выдерживают, но и дают спектаклей больше, ставят премьеры. Например, театр оперы и балета поставил новый балет — «Золотая орда». Театры сами чувствуют, сколько давать им спектаклей, и ломать эту структуру нельзя! Мы же помним, когда оперный театр не гастролировал и ежедневно давал спектакль, зрителей было на треть зала...
Что касается гастролей нашего оперного театра в других городах республики, то там просто нет технических условий для приема балетного или оперного спектакля: нет сцены нужного размера, оркестровой ямы, нет освещения и требуемых механизмов для установки декораций. Конечно, можно гастролировать с театрализованными концертами. Над этим мы подумаем.
— В связи с упомянутой вами премьерой есть вопрос. В постановку балета «Золотая орда» вложено при участии государства 10 миллионов рублей. Показали на сцене оперного театра один раз, то есть увидела немногая избранная публика. Разве нельзя было, к примеру, вести прямую телетрансляцию с премьеры балета? (Фарида Романова)
— Во-первых, постановка такого уровня за рубежом стоит 200 - 250 тысяч евро, а у нас уложились в 10 миллионов рублей. Во-вторых, это были премьерные показы, за которыми последуют и другие — балет запланирован на февраль, и все билеты проданы.
Что касается трансляции по ТНВ, то, согласитесь, показывать новый спектакль по телевидению — это неразумно, его должно посмотреть как можно больше зрителей в зале, чтобы восполнить хоть какую-то часть затрат. А вообще сейчас идут переговоры с французским телеканалом «Меццо» о показе «Золотой Орды» на 40 стран мира. Но для этого нужна финансовая поддержка правительства Татарстана, и мы надеемся, что она будет получена.
— А среди бизнесменов есть желающие проспонсировать постановку нового спектакля?
— Мы обращаемся, пишем письма с подобными просьбами, но желающих пока не нашли.
«КАЧАЛОВСКИЙ ТЕАТР СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ВОСТРЕБОВАН»
— В Качаловском театре происходит нечто, имеющее признаки стагнации, серости и волюнтаризма со стороны руководителя. Нет ли в планах министерства рассмотреть сложившуюся ситуацию в русском драмтеатре Казани в рамках экспертного сообщества с привлечением культурной общественности, чтобы что-то изменить к лучшему? Коммерческий показатель — не есть мера успешности театра. (Вадим Гершанов)
— Конечно, все должны совершенствоваться, но Качаловский театр сегодня посещаем, он очень востребован. Причем не только в Казани. Театр в прошлом году в рамках культурной программы Олимпиады был на гастролях в Сочи. Прекрасно прошли гастроли! Я читал и отзывы зрителей в интернете, и рецензии — все было достойно.
— А когда завершится ремонт театра имени Качалова?
— Ожидаем, что в марте строительная часть подойдет к концу. Дальше будут идти работы по установке оборудования, оформление сцены, зрительного зала. Коллектив строителей, который там работает, всё делает очень качественно. И это отмечаю не только я, но и работники театра. Думаю, в мае-июне все работы закончатся.
— Будет ли когда-нибудь в Казани фестиваль имени Василия Качалова? (Зуфар)
— Думаю, очень своевременный вопрос: ремонт в Качаловском театре все равно кончится, а организация подобного мероприятия требует времени на подготовку. Министерство культуры обязательно поддержит такую инициативу.
ТАТАРСКИЙ ТЮЗ ПЕРЕЕДЕТ В ДОМ ОФИЦЕРОВ
— Почти год в русском ТЮЗе нет главного режиссера. Какова причина столь длительного отсутствия лидера театра? (Мария Фомина)
— Мы сейчас ищем нового главного режиссера, который в ТЮЗе может достойно продолжить дело Владимира Чигишева, но боимся ошибиться. Мы решили, что будем пробовать несколько режиссеров: пусть поставят по одному спектаклю, покажут себя, а мы выберем лучшего. Например, один из них — московский режиссер Туфан Имамутдинов, уроженец Набережных Челнов. Кстати, он уже поставил спектакль в Челнах.
— У вас есть материальные ресурсы, чтобы заинтересовать достойного режиссера работать в Казани?
— Если режиссер будет достойным, если он сработается с труппой театра, если его постановка понравится зрителю, необходимые ресурсы найдем.
— В последнее время ходят слухи, что здание, где располагается татарский ТЮЗ, хотят закрыть на реконструкцию или на капремонт. В случае закрытия здания по улице Гладилова, где будет располагаться театр? (Лилия)
— Сейчас театр имени Кариева работает в одном из залов детского центра «Экият». Параллельно идут проектные работы по реконструкции здания Дома офицеров, которое наконец-то передано республике. После его ремонта туда и переедет татарский ТЮЗ. В перспективе два детских театра окажутся рядом — будет целый театральный кластер. А в здании на Гладилова останется только молодежный музыкальный театр «Созвездие Йолдызлык».
— Когда в Челнах построят здание для татарского театра? Говорят, Минниханов одобрил... (Муслима Сатарова)
— В Набережных Челнах стоит вопрос не только татарского, но и кукольного театра. Сейчас наше министерство культуры в партнерстве с минкультом России рассматривает возможность реализации на условиях софинансирования проекта «Культурный центр». Я так вижу: культурный центр состоит из двух соединенных между собой блоков, в одном из которых разместится татарский театр, в другом — кукольный. Сегодня для этого культурного центра выделено место, идет подготовка проекта.
НА ФИЛЬМЫ И МУЛЬТФИЛЬМЫ ДОБАВИЛИ 8,6 МЛН.РУБЛЕЙ
— В Набережных Челнах уже много лет проходит великолепный международный фестиваль любительских театров «Действующие лица». На фестиваль выделяется едва достаточная сумма, чтобы обеспечить проживание гостей, но даже ради них приходится многократно ездить в Казань, писать и переписывать запросы и висеть на телефоне. Возможно ли организовать нормально функционирующую систему помощи негосударственным культурным проектам? (Анатолий)
— Ну как не ездить в Казань? Смету надо же утвердить! Мы должны проанализировать, не завышены ли статьи расхода. Мы не можем государственные деньги раздавать без проверки. А с введением в действие ФЗ-44 вообще все будет очень сложно. К сожалению, по этому ФЗ вопросов больше, чем ответов, и пока нет никаких разъяснительных документов по его применению. А год-то уже начался!..
— Что делается министерством культуры для развития кинематографа и мультипликации в Татарстане? (Гарайшин)
— Раньше на создание фильмов, в том числе мультипликационных, выделялось 4 миллиона рублей. В 2014 году объем средств увеличен на 8,6 миллиона рублей: на создание фильмов — на 2,8 миллиона рублей, на создание анимационных фильмов — на 5,8 миллиона рублей, в том числе 3 миллиона рублей — на производство татарских мультфильмов на основе национальной анимационной среды.
— Какая сегодня ситуация на казанской студии кинохроники?
— Ситуация там сложная. Данная организация является федеральной и находится в ведении федерального агентства по управлению государственным имуществом. Министерство культуры РФ в этом году планирует частично профинансировать студию.
Мы же со своей стороны всегда говорим работникам киностудии: участвуйте в наших конкурсах на производство кинопродукции, подавайте заявки! Хотя деньги у нас на это выделяются небольшие, но все равно для людей будет работа.
— На казанской киностудии, может быть, уже и реанимировать нечего?
— Вообще сегодня снять какой-то фильм не проблема, поскольку современная аппаратура есть у многих дома — можно снимать, монтировать, накладывать звук... Кто хочет, тот работает. Востребованность фильма у зрителя, участие в различных фестивалях являются критериями положительного результата конечного продукта. Однако требует решения вопрос качества продукции. Если сравнивать доходы созданных документальных фильмов с расходами на их производство, то, конечно, надо серьезно работать над качеством фильмов.
ФЕСТИВАЛЮ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО — 10 ЛЕТ
— Формат международного фестиваля мусульманского кино в этом году останется прежним?
— Мы всегда говорим, что наш фестиваль открыт для всех, но суть его остается прежней — демонстрация мусульманского кино. Этот год у нас юбилейный — фестивалю исполняется 10 лет. Юбилейный фестиваль пройдет в Казани с 5 по 11 сентября и немного изменит свой формат. В этом году мы хотим пригласить всех людей, которые в эти 10 лет возглавляли жюри. А вот председателя жюри этого года назвать сейчас не могу, потому что пока нет твердого ответа от кандидата. Также хотим пригласить всех организаторов фестиваля предыдущих лет, чтобы отдать им дань уважения. Я считаю, нельзя никого забывать.
— Есть шансы вернуть фестивалю прежнее название — «Золотой минбар»?
— Нас не устраивают условия, на которых готовы вернуть нам это имя.
— Когда Татарстан снимет художественный фильм о своей истории, как, например, сняли крымские татары, казахи? У нас ведь много интересных тем. К примеру, Муса Джалиль. Думаю, даже наши читатели в комментариях к этой статье могут предложить интересные темы для фильма...
— Согласен, интересных тем в нашей истории много. Но нужен хороший сценарий. Конечно, можно объявить конкурс. И потребуется отбор сценариев, а у нас даже нет своих профессиональных критиков. У нас не хватает и театральных критиков, и музыкальных, и кинокритиков.
«К 2016 ГОДУ ПЕРЕЙДЕМ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПРОДАЖУ БИЛЕТОВ»
— В Казани рынок продажи концертных и театральных билетов захвачен одной компанией. Скажите, будут ли какие-то изменения в данной сфере? (116)
— Считаю, в Татарстане много компаний, успешно работающих на рынке организации концертов. Что касается конкретно билетов, то ряд наших учреждений культуры уже осуществляет электронную продажу своих билетов. Но пока мы не можем 100-процентно перейти на такую форму, потому что соответствующее оборудование стоит недешево. К тому же многих устраивает институт распространителей билетов. Но тем не менее мы ставим себе задачу к 2016 году полностью перейти на электронную продажу билетов.
— На заседании коллегии минкульта президент республики попросил не превращать творческие союзы в «корпоративные клубы». Почему у него сложилось такое мнение?
— Думаю, потому что творческие союзы порой забывают о своих функциях, хотя их руководители получают зарплату из бюджета республики. Этот упрек относится ко всем творческим союзам РТ. Объясню, что от них ждут, на примере своего детства: я рос в деревне, но к нам в школу приезжали писатели, композиторы, художники. Они беседовали с нами, показывали свои работы. Именно в деревне я впервые услышал симфоническую музыку вживую и просто влюбился в нее! Я считаю, что творческие союзы — композиторов, писателей, художников, театральных деятелей — должны активно пропагандировать свое искусство.
— Заседание коллегии минкульта прошло, президент свое слово сказал. Что дальше?
— Президент показал нам болевые точки. По итогам коллегии готовится протокол заседания и программа его выполнения. В феврале под председательством спикера Госсовета Татарстана Фарида Хайрулловича Мухаметшина состоится совещание с руководителями творческих союзов, на котором мы постараемся выработать план совместных действий.
«В Татарстане эстрадных певцов очень много — порядка 500, но рынок сам поставит точки над i: кто идет дальше, а о ком просто забудут. Но в одном я согласен: репертуар слабоват» |
К 2018 ГОДУ ЗАРПЛАТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СТАНЕТ СРЕДНЕЙ ПО РТ
— Отрасль культуры на сегодняшний день по среднему уровню зарплат — это самая отстающая отрасль. Как будут исполняться майские указы Владимира Путина относительно армии бюджетников от культуры? Среди учреждений культуры наблюдается выстраивание их в некий «табель о рангах» в вопросах денежных дотаций и грантов. Некоторым избранным дают сумасшедшие деньги, а многим практически ничего не достается. Почему данный вопрос не обсуждается ни в профильном комитете Госсовета, ни в экспертном сообществе? (Культработник со стажем)
— Чтобы дать конкретный ответ, нужно знать конкретную информацию, но, к сожалению, автор этого вопроса не указал ни названия города или района, ни учреждения культуры, где работает. Когда мы делали анализ заработной платы работников культуры в муниципальных районах, у нас появились вопросы по ряду из них.
Напомню, в 2013 году средняя заработная плата в учреждениях культуры, искусства и кинематографии республики составила более 14,8 тысячи рублей, по отраслевым специалистам — более 15,2 тысячи рублей или 58,3 процента от средней заработной платы в регионе. В государственных учреждениях средняя заработная плата составила почти 19 тысяч рублей, по специалистам — около 23 тысячи рублей или 88 процентов от средней в регионе. Плановое значение показателя на год — 56,1 процента — перевыполнено. К 2018 году средняя заработная плата работников учреждений культуры должна достигнуть уровня средней заработной платы в регионе.
— Этот год наряду с Годом культуры в РФ у нас объявлен как год сотрудничества между культурами тюркских народов. Неплохо было бы в Казани летом на открытой площадке провести большой фестиваль современной эстрады тюркоязычных исполнителей, что-то похожее на «Азия даосы». (Культработник со стажем)
— Наверное, получилось бы неплохое мероприятие. Но это чисто коммерческий проект.
ЭСТРАДА РТ: «РЕПЕРТУАР СЛАБОВАТ»
— Когда наше территориальное министерство обратит пристальное внимание на ситуацию, творящуюся на эстраде РТ? Неужели нет методов и способов каким-то образом повлиять на данную сферу? На этом ужасе сейчас растет татарстанская молодежь... (Роман)
— Интересно, в чем Роман видит ужас? Считаю, нельзя так голословно говорить, что у нас на эстраде все плохо. Кому-то плохо, а кому-то все нравится... И потом — министерство культуры не может «указывать» коммерческим проектам. Да, в Татарстане эстрадных певцов очень много — порядка 500, но рынок сам поставит точки над i — кто идет дальше, а о ком просто забудут. Но в одном я согласен — репертуар слабоват.
— Как вы считаете, заслуживает ли Алина Шарибжанова звание заслуженной артистки РТ за почетное 4-е место, которое он заняла на международном конкурсе «Тюрквижн-2014» в городе Эскишехир в Турции? (Дамир)
— Творчество Алины Шарибжановой я очень уважаю и считаю, что она достойна звания заслуженной артистки Татарстана. Ее репертуар, ее голос выделяются из общей массы исполнителей.
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ БРЕНДБУКА В ТАТАРСТАНЕ
— Как вы считаете, увенчается ли успехом миссия создания историко-культурного бренда Татарстана, не слишком ли это сложная задача? Как вы сами оцениваете шансы на успех этого проекта и его перспективу? Какое личное участие вы принимаете в этом проекте? (Сергей)
— Задача очень сложная! Группе специалистов, которые приезжают сюда, мы всегда оказываем помощь и всяческую поддержку. Если у нас этот проект получится, я буду очень рад. Насчет успеха могу сказать только одно: брендбук такого уровня в России, наверное, еще не делали.
— Кто работает над этим проектом?
— Несколько творческих групп по разным направлениям. А в итоге все их предложения сольются в единый проект.
— А как вышли на эту «группу товарищей»? Был какой-то конкурс?
— Нет, они сами вышли с инициативой реализовать пилотный проект в Татарстане.
«Все учреждения культуры, все объекты наследия меня беспокоят» |
РЕМОНТА ТРЕБУЮТ МНОГИЕ ЗДАНИЯ КУЛЬТУРЫ
— Прокомментируйте, пожалуйста, положение (запустение, а порой и сознательное уничтожение) православных церквей в Казани: Косьмы и Дамиана, Петропавловского собора, храма-памятника павшим русским воинам. (Раис Сулейманов)
— Вообще министерство культуры РФ особый упор делает на реставрации памятников культурного наследия. Никак нельзя согласиться с прозвучавшим в вопросе утверждением о сознательном уничтожении перечисленных храмов. Что касается конкретно здания церкви Косьмы и Дамиана, можно сказать, Казанский федеральный университет выступает спонсором противоаварийных мероприятий.
Считаю, что некоторые активисты умышленно искажают происходящее и пытаются реальные меры, которые должны предотвратить развитие аварийной ситуации, представить как угрозу памятнику. Это здание уже практически разрушено временем, и если ничего не делать, оно просто исчезнет. Воссоздание утраченного служебного корпуса на территории университета укрепит склон и предотвратит дальнейшее разрушение церкви. На недавнем совещании у замминистра культуры РТ Светланы Персовой перед КФУ поставили ряд вопросов, которые они должны будут решить. В частности, по инициативе университета их научными силами планируется провести исследования состояния колокольни современными неразрушающими методами.
Работы по реставрации Петропавловского собора проводились в последний раз в 2004 - 2005 годах, перед празднованием 1000-летия Казани. В настоящее время министерством культуры РТ формируется заявка на финансирование исследований и проведение работ по сохранению колокольни и собора по программе «Культура России».
Два года идет реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году». Там есть вопросы не только министерства культуры, например подъездные пути. А нам даются федеральные средства только на определенные реставрационные работы. В прошлом году было выделено 18 миллионов рублей, на этот год запланировано 30 миллионов.
— Какие еще объекты историко-культурного наследия вас беспокоят?
— Все учреждения культуры, все объекты наследия меня беспокоят, потому что ремонта требуют многие здания. Очень много вопросов по Адмиралтейской слободе. Хорошо, если и там при реставрации реализуется государственно-частное партнерство. И конечно, большое внимание уделяется Болгару и Свияжску. Радует, что там работы ведутся активно. Сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО входит 25 объектов России, один из которых — Казанский Кремль. Хотелось бы, чтобы еще вошли Болгар и Свияжск.
— В августе 2014 года Елабужский государственный музей-заповедник отмечает 25-летие. Как вы считаете, ощутим ли вклад ЕГМЗ в развитие культуры и туристической инфраструктуры республики, будет ли это как-то отмечено? (Анна)
— Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник безусловно является одним из ведущих музеев не только Татарстана, но и России. В 2012 году он стал лучшим в России. Количество туристов, посетивших Елабугу, растет из года в год. Это следствие правильной политики по сохранению культурного наследия города, а также профессионализма руководства и сотрудников музея-заповедника. Примечательно, что музей ведет работу по изучению жизни и творчества многих прославленных жителей Елабуги. Благодаря музею-заповеднику имена Шишкина, Дуровой, Цветаевой и многих других обрели новое звучание.
В 2014 году запланирован целый комплекс мероприятий по случаю 25-летия музея-заповедника. Это и выставки, конкурсы, семинары, симпозиумы, и, конечно же, проведение Спасской ярмарки в августе
— Как вы можете объяснить наличие одновременно двух зданий, в которых в одно и то же время жил Шамиль Усманов? (Камалов М.Ф.)
— Условием передачи объектов недвижимости в период подготовки к проведению Универсиады-2013 было не наличие статуса памятника, а обязательство собственника по проведению работ по сохранению, если объект таким статусом обладает. Здание по улице Карла Маркса, 29 является объектом культурного наследия республиканского значения и охраняется государством целиком. Флигель является частью памятника не потому, что именно в нем жил Шамиль Усманов, а потому, что представляет собой часть комплекса единого домовладения. Передачу осуществляло муниципальное образование города Казани.
«В 2013 году музеи республики посетили почти 3 миллиона человек» |
«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»
— Что делается и что уже сделано со стороны министерства культуры для повышения привлекательности для туристов нашей республики? (Гарайшин)
— Безусловно, нашим конкурентным преимуществом является богатое культурное наследие. В 2013 году музеи республики посетили почти 3 миллиона человек.
Одним из способов привлечения жителей республики и туристов к посещению музеев является использование интерактивных форм работы: проведение широкомасштабных ежегодных акций (например, программа «День и ночь в музее» в рамках международного дня музеев), крупнейших фестивалей, ярмарок, праздников (международный фестиваль современной культуры Kremlin LIVE, праздничные мероприятия, посвященные годовщине принятия ислама в Волжско-Камской Булгарии и др.).
Одним из брендов республики является Спасская ярмарка в Елабуге, главной целью проведения которой является возрождение традиций и популяризация декоративно-прикладного и художественного творчества, народных промыслов России. Ежегодно тысячи мусульман съезжаются на празднование принятия ислама в Болгар.
Государственным историко-архитектурным и художественным музеем «Остров-град Свияжск» организуется ряд мероприятий, направленных на развитие внутреннего туризма. Так, в марте 2013 года на острове прошло празднование «Свияжской масленицы». 29 июня в Соборе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» состоялся второй международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры». На территории комплекса «Ленивый торжок» состоялись два турнира по историческому средневековому бою «Остров-буян» при участии музея «Остров-град Свияжск», центра исторического фехтования и реконструкции «Сулица».
Однако у нас еще многое не сделано. Мы развиваемся в этом направлении.
Но самое главное — туристская инфраструктура. Если она развита, музеям легче продвигать свой продукт.
— Айрат Миннемуллович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
Справка
Айрат Миннемуллович Сибагатуллин родился 31 марта 1958 года в селе Богатые Сабы Сабинского района РТ.
Окончил Казанский педагогический институт по специальности «история».
С 1977 года — радиооператор Чистопольского судоремонтного завода.
1985 - 1989 годы — председатель профкома студентов Казанского пединститута.
1989 - 1991 годы — инструктор Бауманского райкома партии.
1991 - 1993 годы — уполномоченный по прокату фильмов, заместитель директора Татарского отделения Всесоюзного ТПО «Киноцентр».
1993 - 1997 годы — заместитель председателя Госкомитета РТ по кинематографии.
1997 - 1998 годы — начальник отдела культуры и искусства аппарата кабмина РТ.
1998 - 1999 годы — советник премьер-министра РТ.
1999 - 2002 годы — первый заместитель председателя ГТРК «Татарстан».
2002 год — заместитель генерального директора ТРК «Новый Век».
С ноября 2002 по март 2011 года — председатель государственной телевизионной и радиовещательной компании «Татарстан».
С марта 2011 года — министр культуры РТ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.