Падение продаж автомобилей у дилеров набирает темпы. Подавляющее большинство автосалонов потеряли до половины объема по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем наибольшие потери несут региональные компании, специализирующиеся на продаже иномарок. Как считают эксперты, в ближайшее время в регионах ситуация будет ухудшаться быстрее, чем в Москве и Петербурге.

АНТИРЕКОРДЫ

Общее падение рынка иномарок по итогам I квартала нынешнего года составило 38,6%. При этом в центре России продажи сократились на 33,8%, а на северо-западе – всего на 29,5%. Такие данные приводятся обзоре автомобильного рынка России, подготовленном аналитическим агентством “Автостат”. Наиболее сильно от кризиса пострадали авторынки на Урале (-50,1%), в Поволжье (-47,5%), на Дальнем Востоке (-46,7%) и на юге России (-44,9%). Например, в Ростовской области за первые три месяца 2009 года было продано 6730 новых иномарок – на 55,4% меньше, чем годом ранее. В Свердловской области падение составило 52,5% – там реализовано 9260 автомобилей иностранных марок. Чуть меньший уровень снижения продаж отмечен в Татарстане (-49,4%, 6870 машин) и Башкортостане (-48,1%, 5600 автомобилей). Значительно “сдали позиции” крупнейшие рынки Приволжского ФО – Самарская и Нижегородская области, где продажи иномарок в I квартале снизились на 45,9% (до 7870 автомобилей) и 42,1% (до 7230 единиц) соответственно. Антирекорд продемонстрирован в Пермском крае – здесь местным дилерам удалось продать всего 3490 машин, что на 66,2% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ ПРОДАЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ

В то же время несколько лучше обстоят дела у дилеров Москвы (-34,5%, 137 550 автомобилей) и Санкт-Петербурга (-31%, 31 350 машин). Кстати, на их долю сейчас приходится 52% от общего объема продаж иномарок – 40,8% и 11,2% соответственно. Таким образом, число иномарок, проданных в двух столицах, впервые превысило объемы реализации во всех остальных регионах.

По мнению специалистов, рынок возвращается в 2004-2005 гг. как по объему продаж новых иномарок, так и по географической централизации – тогда на Москву и Санкт-Петербург приходилось около половины всех продаж новых иномарок.

ЛЮДИ СТАЛИ ОСТОРОЖНЕЕ ПОКУПАТЬ В КРЕДИТ

Автодилеры в Татарстане очень осторожно оценивают ситуацию на автомобильном рынке.

"Окончательные итоги первого квартала в нашей компании еще не подведены, - сообщил газете «БИЗНЕС Online» представитель ЗАО "Таттранском Холдинг" (группа "Сапсан").

- Но, судя по предварительным данным, снижение продаж составляет примерно 40 процентов, то есть оно в принципе сопоставимо с общероссийскими показателями. Как будут дальше развиваться события – не берусь судить. Ситуация на рынке непредсказуемая".

Дилеры считают, что одной из основных причин спада стало нежелание людей покупать машины в кредит в нынешнее нестабильное время.

"Падение рынка иномарок, конечно, есть. Впрочем, я не называл бы это падением - скорее, снижением продаж, - говорит Рустем Насретдинов, начальник отдела продаж ЗАО "АК БАРС Автомобили". - Так, по результатам работы нашей компании можно говорить об уменьшении покупательского спроса на машины средней ценовой категории примерно на 30-50 процентов. Кстати, среди продаж автомобилей высокого ценового сегмента снижение спроса не так заметно. Подобную ситуацию можно объяснить более осторожным отношением граждан к покупкам в кредит. Доля покупок в кредит снизилась. Если в апреле прошлого года они составляли половину всех продаж, то сейчас процентов 30-40".

БИЗНЕС Online