Мировой банковский кризис не затухает. Теперь он захватил и правительство США. Антикризисные меры, принимаемые Америкой, вызывают много споров. Парламент, правительство и эмиссионный банк ведут идеологические дебаты об основополагающих принципах своей стратегии: помогать ли компаниям, терпящим бедствие, или наблюдать за происходящим со стороны?
Хочешь знать, что американские банкиры делают не так, — спроси Анну Шварц. Седовласой экономистке, родившейся в 1915 году, подростком довелось лично наблюдать всемирный экономический кризис 1929 года. Позднее Анна совместно с Милтоном Фридманом исследовала причины Великой депрессии и пришла к выводу, что главным виновником ее был американский Центральный банк. Аналитическая работа двух ярких экономистов сразу же после публикации стала классическим трудом и обрела всемирную известность.
Сегодня, спустя десятилетия, Шварц вновь беспощадна к Федеральной резервной системе США (ФРС). «Их молодой команде не хватает опыта и фантазии, — строго заявляет она, — поэтому они совершенно не понимают, что происходит и какие меры следует принимать».
Изящная дама преклонных лет — живая легенда, память и совесть американской экономики одновременно. Она уже ходит с палкой, зрение и слух не те, что прежде. Зато разум и острота суждений не оставляют ее, и она сохраняет железную самодисциплину. «По утрам мисс Шварц появляется в офисе первой», — рассказывает ее тоже уже немолодая ассистентка с восхищением. Ее начальница до сих пор ежедневно приходит на работу в нью-йоркский офис компании Economic Research — и так с 1941 года.
Столь же последовательна Анна и в своих убеждениях. «За ошибки нужно платить» — произносит Шварц, энергично ударяя при этом своими костлявыми пальцами по столу, и добавляет: —Цена же таких просчетов — банкротство».
Раньше так и происходило. Однако правила, существовавшие в ее мире, больше не действуют. Некогда горделивые банкиры с Уолл-стрит униженно просят о помощи государство в лице Федеральной резервной системы, которая, со своей стороны, щедро предоставляет дешевые кредиты и делает миллиардные вливания в сомнительные инвестиционные фирмы наподобие Bear Stearns — как если бы речь шла о раздаче безнадежным наркоманам бесплатного метадона. Раньше такого не было. Приверженцам классической экономики, таким как Шварц, кажется, будто вокруг рушится мир.
Но что бы случилось, если бы Федеральная резервная система не стала вмешиваться и позволила Bear Stearns потерпеть крах? Разве это не привело бы к неминуемому отравлению атмосферы на других рынках — с непредсказуемыми последствиями для мировой экономики?
Эти вопросы волнуют в последние дни политиков, банкиров и экономистов во всем мире. От того, будет ли найден верный ответ, в конечном счете зависит, пойдет ли величайший с 30-х годов XX века кризис финансовых рынков на спад или же будет набирать обороты и разрастется в мировой экономический кризис.
Пока, во всяком случае, нет причин считать, что угроза позади. Банкиры обнаруживают все новые миллиардные дыры в своих бюджетах — как, например, Deutsche Bank и BayernLB в Германии. Давно понятно, что своими силами экономика не справляется. Но что могут предпринять правительства и Центральные банки? И какой ценой?
Взгляды неизбежно устремляются в сторону США. Там находится эпицентр финансовых потрясений, оттуда волны кругами расходятся по всему миру. И именно там бедствию необходимо положить конец.
В понедельник позапрошлой недели министр финансов США Хэнк Полсон, бывший глава инвестиционного банка Goldman Sachs, рассказал о своих предложениях относительно нового порядка банковского и финансового надзора. В прошлую среду демократы и республиканцы обсуждали выделение дополнительных средств для помощи владельцам недвижимости, оказавшимся в бедственном положении. И главе ФРС Бену Бернанке пришлось дважды приезжать в Конгресс, чтобы отстаивать проводимую им политику.
При этом глава эмиссионного банка США впервые официально допустил возможность рецессии: не исключено, что в первой половине 2008 года в американской экономике будет отмечено сокращение показателей, ведь «финансовые рынки остаются под крайне сильным давлением». В устах главы ФРС такое в общем-то не отличающееся особой оригинальностью высказывание приобретает особый вес. До сих пор Бернанке и Полсон, скорее, успокаивали экономические умы. Лишь лихорадочное снижение учетной ставки эмиссионным банком указывало, что в действительности положение весьма серьезно.
Откровенность Бернанке — явление столь же новое, как и энергичность Полсона. Возникает вопрос: не следовало ли им обоим проявить активность раньше?
Нужно ли правительству и эмиссионному банку вмешиваться в происходящее на рынках, а если да, то как и когда — ожесточенные идеологические споры на эту тему бушуют уже давно.
Понятно, что сейчас — за полгода до президентских и парламентских выборов — остро зазвучала тема справедливости. Почему банкиры могут рассчитывать на масштабную финансовую поддержку государства, в то время как миллионы американских кредитополучателей вынуждены выпутываться сами, сгибаясь под тяжестью непосильных ставок по ипотечным кредитам, составляющих 12% в год, и реально могут потерять крышу над головой?
Банковский кризис, бесспорно, в большой степени является следствием многолетней американской политики отказа от регулирования. Рынки лучше предоставить самим себе. Ничего не трогать!» — издавна гласит экономическое кредо Джорджа Буша. В вопросах хозяйственной и финансовой политики президент США на все случаи жизни знает один рецепт: радикально снижать налоги. Любые другие меры для него — «от лукавого» и предосудительны, поскольку суть попытка чрезмерного вмешательства государства в сферу общественного.
На протяжении многих недель, если не месяцев Буш производит впечатление человека, живущего в странном отрыве от экономических реалий Соединенных Штатов. Как только речь заходит о катастрофе на рынке недвижимости и в банковской сфере, он исчезает с политической сцены. «Наш президент опять ушел в затвор», — язвит New York Times. Всего 25% американцев довольны его экономической политикой. Даже авантюра в Ираке вредит его имиджу не столь сильно.
Похоже, что движут Бушем надменность и невежество. Еще в середине марта на Уолл-стрит он предостерегал, что «правительству не следует глубоко влезать в проблемы». А спустя всего два дня, когда катастрофа настигла Bear Stearns, принялся ее спасать. Когда президент отправился в Румынию на свой последний саммит НАТО, его однопартийцы договорились с демократами о комплексе мер для помощи владельцам недвижимости, обремененной ипотекой, — о решении, от которого Буш настоятельно предостерегал.
Если ничего не изменится, вскоре крыши над головой лишатся еще несколько миллионов американцев. Положение трагично: только в Денвере, штат Колорадо, в прошлом году было конфисковано 7700 домов; в текущем году этот показатель, вероятно, достигнет 11 000. В некоторых районах уже сегодня пустует треть домов; в таких местечках, как Грин Вэлли Ранч, каждую неделю выселяют еще десять семей.
Недавно крупнейшая ежедневная газета Америки USA Today напечатала аэрофотоснимки этого города. Конфискованные за долги дома на фотографии помечены красным цветом. На таком «виде сверху» улицы производят впечатление, как после мощного воздушного налета.
На позапрошлой неделе Бернанке сказал, что наиболее насущные для экономики проблемы США по-прежнему связаны с ситуацией на рынке жилой недвижимости и их решение является необходимым условием для преодоления кризиса.
Разработанный Вашингтоном комплекс мер предусматривает, в частности, финансирование консультативной поддержки для должников, которая должна помочь попавшим в беду любителям собственного жилья найти варианты реструктуризации кредитов. Будет ли этих мер достаточно, пока неясно. Пессимистически настроенные экономисты уже сейчас требуют от ФРС масштабной скупки ипотечных долгов — по их мнению, это единственный способ вызволить банки и владельцев жилья из кредитной западни.
В то же время США предстоит реорганизация системы финансового надзора. Необходимость ее назрела давно — действующая система крайне запутанна, изобилует пробелами и неэффективна.
Взять ту же Citigroup. Год назад бывший глава концерна Сэнди Уэйлл рассказывал в интервью «Шпигелю»: «У нас постоянно находились 60—70 проверяющих из Министерства финансов США». У аудиторов был в здании собственный офис, и они имели доступ ко всем балансовым отчетам и торговым позициям группы. Уэйлл находил тогда такое сотрудничество весьма полезным и делился своим опытом: «Иногда я сам просил сообщить мне что-нибудь устрашающее из найденной ими информации — чтобы, в свою очередь, при необходимости «припугнуть» ею моих собственных людей».
Такие проверки со стороны ведомств — обычная форма работы со всеми коммерческими банками Америки. Намерения были благие, но в итоге все это не помогло. Citigroup пострадала от кризиса на рынке недвижимости больше других и на настоящий момент была вынуждена списать убытки в сумме $31 млрд, понесенные в результате просчетов аналитиков.
Биржевым и финансовым надзором в США занимается добрый десяток организаций. Кроме служащих ФРС, проверять уполномочены и сотрудники Комиссии по ценным бумагам и биржам, а также такие малоизвестные ведомства, как Дирекция управления сберегательными учреждениями или Управление контроля над денежным обращением.
Эта система сформировалась за сто лет, пролетевших с момента вошедшей в анналы истории банковской паники 1907 года. Наиболее общий ее принцип: после каждого крупного банковского кризиса появлялось некое новое ведомство или уже существующее ведомство получало дополнительные надзорные функции.
В конечном счете это дало некий позитивный для кредитных институтов эффект: они получили возможность выбирать аудитора по своему усмотрению.
Наилучшим образом данное обстоятельство нашло свое выражение год назад на банковской конференции в Гонолулу. Тогда главы нескольких ведомств бились друг с другом за клиентуру. При этом в качестве аргумента, подтверждавшего превосходство над конкурентами, каждый подчеркивал свою не очень въедливую манеру проводить аудит.
«Вряд ли кто-то станет защищать нашу нынешнюю хаотичную систему и называть ее оптимальной», — признает сам министр финансов Полсон.
Он надеется, что представленный им в позапрошлый четверг проект поможет кардинальным образом изменить ситуацию. Его содержание сводится к слиянию мелких ведомств и предоставлению ФРС дополнительных полномочий.
Кроме того, инвестиционные банки и хедж-фонды также будут обязаны раскрывать ФРС определенные показатели. До настоящего момента эти институты образовывали в пределах финансовой отрасли своего рода «теневую империю». В отличие от коммерческих банков, таких как Citigroup, они были освобождены практически от всех проверок.
Конечно, в самый разгар предвыборной борьбы и к тому же в условиях продолжающегося кризиса едва ли можно ожидать быстрой реализации плана, вызывающего множество дискуссий. Тем более что организации по защите прав потребителей и без того опасаются, что единственной целью Полсона является усиление конкурентоспособности его старых друзей с Уолл-стрит.
«Обсуждать структурную реформу пожарной охраны, когда вовсю горит пожар и его причины остаются неясными, — не очень хорошая идея», — говорит Лоуренс Саммерс. Он был министром финансов в правительстве Билла Клинтона и в конце 1990-х занимался преодолением сравнительно более обозримого кризиса, вызванного хедж-фондом LTCM.
Саммерс, сегодня преподающий экономику в Гарварде и управляющий хедж-фондом, сомневается, что более жесткое государственное регулирование смогло бы предотвратить нынешнюю катастрофу в банковском секторе. Он говорит, что на Уолл-стрит «зачастую приходится иметь дело с приступами испуга и алчности».
Последняя волна страха еще не улеглась. Остается вопрос о том, какую роль в возникшем кризисе сыграло управление со стороны ФРС. Авторитет ее легендарного бывшего главы Алана Гринспена, некогда слывшего волшебником рынков, существенно пошатнулся. Его политика неуклонного снижения учетной ставки, осуществлявшаяся после массового банкротства интернет-компаний и трагедии 11 сентября, считается сегодня одной из причин, позволивших возникнуть «пузырю» на рынке недвижимости.
Преемник Гринспена Бернанке, профессор экономических наук, некогда сам исследовавший причины Великой депрессии, в 2006 году пришел на пост с репутацией бесцветного технократа и поначалу совершил несколько ошибок.
Так, год назад эмиссионный банк ошибочно решил, что кризис на рынке недвижимости уже достиг своего перигея. Бернанке многократно заявлял, что ипотечные кредиты ненадежным заемщикам затрагивают всего лишь «определенную нишу» банковского бизнеса. В другой раз он утверждал, что кризис на рынке недвижимости не перекинется на экономику страны в целом. Однако теперь он стал предупреждать уже о возможности всеобщей рецессии.
Анализ происходившего кризиса, осуществлявшийся ФРС, на протяжении целого года был «совершенно ошибочным», говорит нью-йоркский экономист Нуриель Рубини.
В прошедшие месяцы Бернанке как будто вслепую нащупывал и испытывал один за другим имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на экономику США: снижение учетной ставки, выступления на публике, вливания в банковский сектор для повышения ликвидности — а под конец и вызвавшую бурные споры акцию спасения Bear Stearns, компании с Уолл-стрит, ранее известной, пожалуй, лишь узкому кругу специалистов и занимающей в рейтинге инвестиционных банков только седьмую позицию.
«Эта мера была необходима для сохранения работоспособности финансовой системы, она направлена на благо американского народа» — так Бернанке защищал свое решение в Конгрессе. Быть может, он прав. Но не исключено также, что он просто выбросил на ветер деньги налогоплательщиков.
Сегодня ясно одно: спекулянты с Уолл-стрит в будущем смогут еще более безнаказанно играть на биржах и по-прежнему будут испытывать удачу, инвестируя в экзотические финансовые продукты.
Ведь им не дадут пропасть. В конечном счете эмиссионный банк придет на помощь.
(Профиль, Франк Хорниг, № 14 (570), 14.04.08)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.