Эпицентр событий на Украине неожиданно для западных дипломатов переместился из Киева в Крым. А тут еще появление на дипломатической шахматной доске «джокера» — уже списанного европейскими «рулевыми» майдана со счетов, но все еще легитимного президента Януковича. Начался новый этап хитрой дипломатической игры, победитель которой получит возможность еще раз переформатировать ландшафт постсоветского пространства. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы РФ, член думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Василий Лихачев поделился своим видением ситуации на Украине и ролью России в ней.
Василий Лихачев |
НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ, НО НАБЛЮДАТЬ И КОНТРОЛИРОВАТЬ
Россия, как международный игрок высокого калибра, должна оперативно реагировать на ситуацию в Украине. Россия не может быть ни глухой, ни слепой, ни бессловесной. Но все ее действия должны находиться строго в рамках международного права. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва не будет вмешиваться во внутриукраинский конфликт. Но это не означает, что мы не должны обращать внимание на ряд самых серьезных фактов, которые сегодня там происходят. Новые власти Украины нарушают многочисленные международные обязательства, которые страна приняла на себя в сфере защиты прав национальных меньшинств. В первую очередь нас беспокоит запрет на употребление языков нацменьшинств, который был введен в первые дни после переворота. Это может обернуться настоящей гуманитарной катастрофой для миллионов жителей страны. В связи с этим российская дипломатия должна поставить перед цивилизованным сообществом вопрос о выполнении официальным Киевом своих международных обязательств.
ВОЛЯ НАРОДА, ОФОРМЛЕННАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕДУРАМИ
25 мая предполагается проведение референдума среди населения автономной республики Крым о самоопределении. Если жители Крыма добровольно захотят отделиться от Украины или повысить статус своей автономии, то это нельзя рассматривать как нарушение Россией и другими странами обязательств по гарантированию территориальной целостности Украины, которые были прописаны в соглашении о неядерном статусе Украины от 1994 года. Это воля народа Крыма. Более того, как показывает международная практика второй половины XX века и начала XXI века, международное сообщество в какой-то степени приветствует такого рода шаги, которые происходят мирным способом, цивилизованно, с соблюдением всех демократических правил и процедур.
Если новые власти Украины попытаются использовать силу для препятствования волеизлиянию жителей Крыма, то как дипломат-международник могу сказать, что это будет очевидным нарушением права народа на самоопределение. Пусть горячие головы в Киеве внимательно изучат всеобщую декларацию прав человека 1948 года, международный пакт о правах человека, который был принят Генеральной ассамблеей ООН в 1966 году, пусть они посмотрят на Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах 1951 года — главный документ для Европейского союза, и сделают соответствующие выводы.
ДЕ-ЮРЕ ПРОТИВ ДЕ-ФАКТО
Де-юре Янукович сохраняет статус законно избранного президента Украины. Я могу прогнозировать, что в ближайшее время им самим и его окружением будут сделаны интересные шаги по подтверждению и укреплению этого статуса. Отмечу при этом, что «знаменем» пророссийских сил на Украине Янукович никогда не был и не будет. Сейчас речь идет о его ответственности и обязанности перед украинским электоратом прежде всего в юго-восточной части Украины, которые ему верили и рассчитывали на него. Я пытаюсь избежать моральных оценок этой персоны. Для этого не пришло еще время. Если же стоять на почве чисто юридической догматики, то, конечно, он сохраняет полномочия. Совершенно очевидно, что в ближайшее время состоится какое-то мероприятие в Севастополе со сбором членов низложенного правительства. В истории международных отношений было много примеров и ситуаций, когда в стране одновременно действовало два центра власти, два правительства, два госаппарата. Новым властям Киева предстоит решить очень сложные вопросы со своим международным признанием — методы, которыми оппозиционеры пришли к власти, вызывают большие сомнения с точки зрения международного права. Да, Европейский союз уже признал новое правительство, по другому и не могло быть, ведь они, собственно говоря, и были организаторами переворота. Но помимо 29 членов Европейского союза в мире существует еще более 200 государств. Я думаю, что в ближайшее время вокруг Украины мы будем наблюдать по всем направлениям очень интересную дипломатическую игру. Сложившаяся там ситуация значительно сложнее и многослойнее, чем та шахматная партия между двумя сверхдержавами, которую нарисовал в свое время господин Бзежинский. Для Российской Федерации очень важно в этих условиях проявлять твердую позицию сторонника, спонсора и защитника современного международного права и устава ООН.
Василий Лихачев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.