IMG_1625.jpg

К 2020 ГОДУ ТАТАРСТАН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ 3,5 МЛН. ТУРИСТОВ

Сегодня свое видение на развитие туризма в Татарстане представил глава созданного на уходящей неделе агентства по туризму РТ Сергей Иванов — это его первое появление перед журналистами в новом качестве. Напомним, что президент РТ Рустам Минниханов создал ведомство в понедельник, а затем назначил на должность его руководителя Иванова — ранее он занимал должность замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ.

Иванов отметил, что изменения инфраструктуры туристической отрасли привели к тому, что заниматься этим необходимо уже в рамках отдельного ведомства.

— Поскольку туристическая отрасль включает в себя различные направления — это и гостиницы, и предприятия общепита, и транспортные компании, а главное — объекты историко-культурного наследия, — заявил Иванов. — По итогам 2013 года оборот отрасли в Татарстане составил 8,3 миллиарда рублей, причем это только затраты туриста на проживание. В эту сумму не входят затраты на экскурсии, кафе, рестораны и так далее, соответственно, цифры на самом деле больше. Задачи агентства — эту цифру увеличивать.

Какие цели и задачи поставил президент РТ перед новым главой ведомства? Отвечая на этот вопрос «БИЗНЕС Online», Иванов отметил, что главное — увеличить экономический эффект от турдеятельности.

— Мы понимаем, что увеличение количества туристов в первую очередь сказывается и на увеличении доходов бюджета РТ, и на увеличении количества занятых граждан, — рассказал Иванов. — На самом деле туризм вносит не настолько гигантский прямой вклад в бюджет того или иного региона, сколько генерирует большое количество рабочих мест в сфере обслуживания. И рост турпотока создает рост рабочих мест. Кроме того, президент обратил внимание на паломнический потенциал республики — это связано и с иконой Казанской Божией матери, и с древним городом Болгар. Он поставил задачу взаимодействия с диаспорами татар, находящихся за пределами Татарстана и за рубежом.

По программе, которая разрабатывается и планируется к принятию в течение 2 - 3 месяцев на основе мастер-плана австрийской консалтинговой компанией Kohl&Partner, к 2020 году турпоток необходимо удвоить. Он должен достичь 3,5 млн. человек — то есть фактически речь идет о том, что каждый год в Татарстан будет въезжать целое население республики. Это те люди, которые приедут с ночевкой в Татарстан. В 2014 году Иванов надеется на удержание роста въездного туризма на уровне прошлого года — то есть 15%.

ANGRY BIRDS ДУМАЕТ О КАЗАНСКИХ ИДЕЯХ

Хотя сейчас из-за девальвации рубля ситуация становится нестабильной, и давать прогнозы сложно.

— С одной стороны, мы не знаем, сколько денег останется у домохозяйств, чтобы планировать какие-то поездки, — обозначил сложности Иванов в ответ на вопросы журналистов. — С другой стороны, все зарубежные направления подорожают на 10 - 15 процентов, и мы предполагаем, что часть россиян переключится на поездки внутри страны.

В долгосрочной программе заложены механизмы создания новых туристических объектов и туристических продуктов. От конкретных параметров Иванов воздержался, отметив, что все они находятся в стадии проработки. Среди реперных точек развития туристических центров он назвал Чистополь, Болгар, Свияжск, традиционные Елабугу и Казань. Кроме того, напомним, что недавно в Казань приезжал создатель всемирно известной игры Angry Birds Петер Вестербака — речь шла о создании парка Angry Birds в Казани. Как пояснил Иванов, ему были представлены возможные варианты размещения парка в столице РТ, и сейчас он рассматривает предложения.

— В первую очередь для таких парков нужен большой туристический трафик, — добавил он. — Мы не можем заглянуть в голову инвестору, но с нашей точки зрения Казань является привлекательным местом для расположения такого парка.

Займется агентство и поддержкой проектов малого и среднего бизнеса — Иванов пригласил всех желающих заходить на специальные группы в Facebook и «ВКонтакте». И пообещал ежегодные гранты для создателей актуального и востребованного туристического продукта.

РЕСТОРАТОРЫ МЕЧТАЮТ «РАСТЯНУТЬ» САБАНТУЙ ВО ВРЕМЕНИ, КАК КАРНАВАЛ В РИО

Тем временем после новогоднего пика, когда было забронировано около 80% номерного фонда Казани, начался традиционный сезонный спад.

— К сожалению, февраль-март показывают тенденцию к снижению, — заявил председатель правления ассоциации рестораторов и отелеров РТ Зуфар Гаязов. — В среднем загрузка гостиниц упала до 40 процентов, а это уже рентабельность, близкая к нулевой либо минусовой. На нулевой отметке находится ряд ведущих отелей города.

Связано это и с развитием конкуренции — Гаязов напомнил, что в год Универсиады в Казани открылись десятки гостиниц и кафе.

Тем не менее есть повод для оптимизма — начинается мартовский подъем, который традиционно более динамичен. Есть и варианты развития ситуационного туризма. В частности, он отметил, что казанский Сабантуй отельеры предлагают «растянуть» во времени на несколько дней, а не проводить его в один день. Связано это в первую очередь с тем, что туроператорам довольно трудно заранее спланировать заезд групп на это время — ведь заранее дата Сабантуя неизвестна. А праздник, длящийся несколько дней, с уличными шествиями, с проездом «тележных» празднично украшенных деревенских кортежей, с ряжеными в национальных костюмах на 2 - 3 улицах с торжественным финишем у озера Кабан привлечет гораздо больше внимания.

— Свои предложения мы подавали еще в прошлом году, однако реализовать их из-за проведения Универсиады не удалось, — пояснил Гаязов. — Зная опыт Сергея Евгеньевича, мы надеемся предложить туристам что-то новое. И, находясь в Казани в эти дни, туристы смогут посетить что-то еще. И тогда, как в Рио-де-Жанейро, где карнавал идет неделю, наш Сабантуй тоже может идти три-четыре дня.

Комментируя идею, Иванов напомнил, что переформатирование Сабантуя — одна из идей, предложенных австрийцами из Kohl&Partner. Тогда туристы будут иметь возможность приехать и погрузиться в него, а туристические компании смогут построить свой продукт, понимая, что в этот период в Татарстане будет большой и интересный праздник.