В субботнем потоке официальной информации появилось сообщение: «Президент РТ вручил награды «за умелое руководство по ликвидации последствий крушения «Булгарии». Понятно, что за «умелое руководство» награждают не рядовых спасателей, а умелых руководителей. Так и есть - медалей МЧС России разного достоинства - «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», «За содружество во имя спасения» и «За пропаганду спасательного дела» - удостоены 13 чиновников и примкнувших к ним руководителей республиканских структур. Ну, случайного ничего не бывает, а суть, как известно, кроется в деталях - так и есть: «чертова дюжина».

По этому поводу даже как-то неудобно рассуждать, но приходится. Потому что некоторые вещи просто нельзя пропускать мимо ушей, чтобы не превратиться в «тварь бессловесную», готовую смириться с чем угодно и что угодно продать.    

Конечно, нельзя не заметить одно «оправдательное» обстоятельство – награды спущены сверху, от МЧС РФ, это явно не инициатива снизу. А МЧС в разваливающейся стране давно уже стало министерством №1. И некоторые политпредсказатели даже называли министра Шойгу возможным кандидатом на высший пост, если вдруг что-то не срастется в тандеме…

Еще важнее другое – лично у меня нет никаких сомнений, что подвергнутые двусмысленному награждению руководящие мужики честно прошли выпавшее на их долю испытание, которое никому не пожелаешь. Одно дело спасать жизни, другое – разыскивать и поднимать останки. Об этом уже сказали водолазы. Спасателям в награду – спасенные жизни, а этим – медали «за умелое руководство». По высшему суду и справедливости так всегда и бывает. Груз «умелого руководства» в такой ситуации, когда сделать уже ничего нельзя, для живого человека несравнимо тяжелее водолазного снаряжения. И нельзя сомневаться в порядочности людей перед лицом смерти. Если со всей очевидностью не будет доказано обратное. Иначе уходит последняя опора – и мы все тонем вслед за «Булгарией».

О чем же тогда речь? А вот о чем.

Во-первых, с точки зрения заменившего здравую политику пиара, т.е. той самой мути, которая, к сожалению, чаще всего и заменяет суть. Нельзя ли было как-то отказаться от наградных списков, хотя бы из уважения к памяти погибших? Или просто в интересах более-менее пристойного пиара. Заметим, что президента Р.Минниханова среди медалистов МЧС нет. Видимо, он все-таки сознательно отвел от себя возможность оказаться в наградном списке. Но и в недавнем президентском послании, как многие отметили, тема «Булгарии» всего лишь формально упомянута.  Может быть, это и помешало окружению пресечь неуместную инициативу то ли федерального, то ли республиканского спасательного штаба? Но даже в разлинованной аппаратной жизни надо иногда идти против процедурного течения.

Во-вторых, если трагедию рассматривать по сути, то даже в мыслях (а не только в наградных приказах) нельзя допускать преступного для государственного ума ведомственного разделения катастрофы. Разделения ее на отдельные «страховые события», «транзакции», спасательные, следственные и прочие «бизнес-процессы» - разделения на погибших и пострадавших, поиск пропавших без вести, денежные компенсации, подъем затонувшего судна, выявление причин трагедии и ее виновников и т.д. Ведь разделяют для того, чтобы потом спокойно сказать – мол, я не отвечаю за причины, а только за ликвидацию последствий.

Находясь в немощном состоянии, власть слишком легко идет на управленческий произвол путем расчленения любой реальной проблемы на ее узковедомственные части. И что получается в результате? Получается по форме все «правильно», а по сути издевательство: эти отвечают за лицензии, другие за страховку, третьи за спасательные жилеты, четвертые за компенсации пострадавшим и т.д., но за трагедию  и гибель людей – никто. Отсюда с железной логикой вытекает вечная фигура и «стрелочника»,  и «умелого руководителя» - это уж кому как повезет в конкретном случае.

И экономические корни такого поведения нашей бюрократии слишком очевидны – она просто копирует существующую модель бизнеса, при которой вся «конкуренция» сводится к тому, чтобы ответственность за риски максимально расчленить и затем удобно «распределить» их, перебросив на потребителей, зависимых партнеров или менее «умелых руководителей». То есть управляющая надстройка «тупо соответствует» своему экономическому базису, потому что система еще не вышла из мутного этапа первоначального накопления капитала. Все в точности по законам «Капитала» Маркса 150-летней давности. Этим и определяется дееспособность системы в части «ликвидации последствий» не только конкретных катастроф, но и так называемого глобального экономического кризиса. Но это отдельный разговор.

 Третье. Если честно отказаться от этого искусственного и в данном случае преступного разделения рисков и ответственности, причин и последствий, то никакого «умелого руководства» в случае с гибелью «Булгарии» мы просто не обнаружим. Этого просто нет в природе! Только муть на дне Куйбышевского водохранилища, как-то просочившаяся в приказ МЧС. И это ведомственное отношение к катастрофе - ну никак не соответствует тем человеческим переживаниям, которые наглядно проявились в дни трагедии, а сама трагедия на самом деле продолжается. Потому что, ну, куда деть обрушившийся в Волгу Як-42 под Ярославлем, и элитный катер с сыном депутата Госсовета РТ, затонувший в казанском порту, и еще много чего другого? Сегодня в полдень в Перми загорелся теплоход – родной брат «Булгарии», из той же судоходной компании. Хочется спросить: Вот это вот понятно? – Или же у нас в стране сосуществуют две совершенно разные расы – людей и «умелых руководителей» - которые просто по-разному воспринимают действительность?

И последнее, если уж совсем просто. Списки наказанных и награжденных виновников и чиновников должны соответствовать масштабам трагедии и тем ее последствиям, которые, к сожалению, никак и никем уже не могут быть ликвидированы. К тому же, как мы помним, вскоре после катастрофы были озвучены вполне конкретные указания президента Медведева и премьера Путина, касающиеся выявления причин и виновников катастрофы. Можно ли считать, что они выполнены, если дело дошло до наград? 

Глубина восприятия сегодняшней противоречивой жизни зависит от той внутренней планки, которую мы сами задаем. Есть такое маленькое стихотворение, оставленное Александром Твардовским. 

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
 

Это не просто стихи с тонким душевным строем. В данном случае это пример, показывающий планку отечественной истории, культуры и духовности. Ощущение, которое каким-то необъяснимым образом выразил здесь Твардовский, можно встретить в произведениях других – русских, татарских и многих других – поэтов, музыкантов, художников. Просто Твардовский сказал короче. 

Возможно, в повседневной «текучке» и «толкучке» эту планку соблюдать не обязательно. Но если по-настоящему стремиться двигать страну и республику вперед,  а не вбок, выбираясь из смутного времени в сторону ясности, пусть даже в сторону модернизаций и инноваций, то, безусловно, необходимо своим душевным настроем этой планке, как минимум, соответствовать. Мне даже думается, что с Божией помощью эту планку еще придется повышать – слишком уж много набрано неоплаченных кредитов. Иначе окажемся, как говорят молодые, «ниже плинтуса».

Кстати, один из таких молодых еще летом, после катастрофы высказал в разговоре со мною интересную мысль. Допустим, такого масштаба трагедия, не дай Бог, случилась в небольшой европейской стране или регионе, да еще за пару лет до крупного международного спортивного мероприятия. Как быть и с каким лицом, при такой инфраструктуре и после такой унизительной огласки, приглашать гостей? И вот, сохранившаяся после серии отставок управленческая команда региона делает три вещи. Первое - собирает команду профессионалов-технарей, которая без дураков, т.е. без бюрократических барьеров и условностей, составляет программу приведения этой самой инфраструктуры в приличное по международным меркам состояние. Второе - приглашает местных бизнесменов, но не для «распила» бюджета и даже не для сбора «спонсорских», а для того, чтобы по-хозяйски просчитать экономику этой программы,  определить ее ресурсы за счет перераспределения имеющихся и поучаствовать в деле на конкурсной основе. Говорят, толковый бизнес эффективнее «распилов» и «откатов». К тому же, принято соблюдать строгое правило: бизнес отдельно – благотворительность отдельно, там прибыль, а здесь медали и другие знаки отличия – материальное с моральным путать нельзя. И третье – обращается к населению с просьбой помочь в реализации этой программы под девизом «Наведем порядок в своем доме!». В результате возникает волонтерское движение, но не по-детски и не «по-комсомольски», а по-взрослому. Потому что в результате выдвигаются толковые кадры организаторов, которые постепенно сменяют половину местных чиновников.

Такой вот интересный взгляд на проблему. Вроде бы и пиар, но по делу. Все же есть у нас толковая молодежь. Жаль, если парень уедет за бугор…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции