ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ 

Музей соцбыта, открывшийся прошлым летом, до этого почти двадцать лет существовал в подполье. Хотя, что за смысл было быть в андеграунде до первого десятилетия нового века, понять трудно. Все и всем давно уже разрешено. Авангардисты вышли из подполья, квартирники на Малой Грузинской улице и «бульдозерная» выставка остались лишь в преданиях.  Но мы, увы, иногда теряем оперативность. 

Экспозиция  нашего музея  все кочевала из подвала в подвал, накапливая коллекцию, пока проектом Рустема Валиахметова – отца-прародителя – не заинтересовалась мэрия. Ударили по рукам, город дал помещение в центре Казани, Валиахметов – коллекцию. Правда, по его словам, в выделенных под музей залах разместилась лишь десятая часть, остальная осела в фондах. 

Впрочем, фонды регулярно пополняются – то очередная «звезда» подарит гитару с автографом, то культовый персонаж презентует джинсы или футболку. Скромным нашим медийным лицам никогда не кажется лишним увековечить себя в музейной экспозиции.  Не отстают и простые казанцы, правда, чаще всего почему-то предлагают бэушные стиральные машины и чайники, коих в музее уже накопилось предостаточно.  Любопытная деталь: в этом музее вообще не закупают экспонаты, их в фонды просто дарят. 

СЛАВА КПСС ЗА СТИЛЬНУЮ КУРТКУ! 

Есть среди экспонатов  прелюбопытные. Например, куртка, сшитая из… обложек к партийным билетам. Купить кожаную куртку в конце восьмидесятых было просто подвигом, вот и придумал один любящий отец такой финт, чтобы порадовать дочку-модницу. Скупил бордовые кожаные обложки к партийным билетам, их пошло на обновку 120 штук. Куртка вышла отменная, правда в некоторых местах на ней отчетливо читается аббревиатура «КПСС». 

Год рождения этой креативной куртки – 1990. Появись она на свет лет на двадцать-тридцать раньше, ее создатель и владелица вполне могли угодить если уж не в места столь отдаленные, то, во всяком случае, иметь серьезные неприятности. 

Сшить куртку из обложек к партийным билетам – это ли не сюжет, достойный пера Ионеско или Беккета? Впрочем, чем, как не гигантским театром абсурда была наша тогдашня жизнь? Но казанский музей соцбыта сейчас – это и напоминание о том абсурдистском прошлом, и ностальгия то «тем временам» одновременно. Так уж все мы устроены – идеализируем прошлое.   

 

ПРО 730 ДНЕЙ 

Дембельские альбомы – новый проект музея. Их сейчас в экспозиции  около двадцати. Помимо них здесь можно увидеть предметы, украшавшие армейский был – самодельные фляжки и браслеты, ремни с надписями и открытки. Например, с кадром из фильма «Единственная», где играла секс-бомба семидесятых Елена Проклова или с любимейшим фильмом конца шестидесятых «Неуловимые мстители». Кстати, последний фильм можно увидеть в одном из музейных залов на плазменном экране. 

Дембельский альбом – это продукт наивного творчества военнослужащего и своего рода дневник в картинках. По неписанному закону, такой альбом разрешалось делать только во второй год службы, в нем аккумулировались снимки армейской поры, да и те, что присылали из дома. Естественно, на почетном месте – фото девушки, которая верно ждет и часто пишет письма. Кстати, иногда дембельские альбомы и были просвещены таким вот верным подругам и надпись на титульном листе «Не плачь, девчонка!» попадается часто. 

Иногда дембельские альбомы делали тайно, сказывалась секретомания советской эпохи – а вдруг на любительском  фото в кадр попадет оружие, и этот секрет узнают коварные иностранные спецслужбы? Которые, наверняка, все про все уже давно знали.  

Как бы там ни было, каждый молодой человек, отслуживший в армии, привозил домой пухлый дембельский альбом про свои «730 дней». Сейчас его, возможно, могут заменить фото, сделанные на мобильный телефон. 

«Кто не был, тот будет. Кто был, тот не забудет», - такова надпись на одном из альбомов, выставленных в экспозиции. И, правда, как забыть те прекрасные и ужасные времена, когда нас окружал вот этот самый «социалистический быт» с его нивелированием личности? Впрочем, тогда мы «были молодыми и чушь прекрасную несли». Что тоже дорого стоит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции