«…Знаете, есть известное изречение о том, что история повторяется два раза –

 как трагедия и как фарс. Сегодня она повторяется три раза - как трагедия, как фарс и как PR-кампания. Зачем все это устраивается? Очень просто. Когда наш паровоз летел к коммунизму, приходилось раскачивать вагоны, чтобы люди думали, что поезд движется, хотя он давно уже стоял на месте. А сейчас делают вид, что раскачивают вагоны, чтобы люди думали, что поезд стоит на месте, хотя его давно уже продали на металлолом вместе с болтами и гайками. Все это, конечно, смешно. Но не надо забывать, что Россия - такая страна, где можно обхохотаться до смерти  в самом прямом смысле…»

(Виктор Пелевин, из старого интервью, 2003 г)

 

 Вроде бы уже ко всему привыкли – на то оно и смутное время – но, все же, иногда удивляешься, до чего же в некоторых головах святое перепутано с похабным. Люди отчаянно спорят о том, у кого из политиков-безбожников больше «харизмы», напрочь забывая, что этим греческим словом обозначается – «Божия милость, божественный дар, исключительная одаренность» и т.п. А те конкурентные качества, с помощью которых соперничают на панели нынешние политики, гораздо вернее обозначить старинным русским словом «харя». Просто не надо его использовать в качестве ругательства, а только по прямому смыслу – «маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный» (см В.Даль). На сегодняшний день актуален именно тот самый окрутник, он и есть главный герой предвыборной компании, стоящий над всеми, без исключения кандидатами, и правящий свой последний бал.

В серии своих предвыборных статей один из кандидатов прямо обратился к гражданскому обществу страны, его наиболее активной, молодой и дееспособной части. Он поделился своим видением сегодняшней ситуации, а также путей и методов обновления России. При всех возможных возражениях по поводу недостатков и недоговоренностей озвученной позиции, особенно ее экономической части, нельзя не признать серьезность заявки. Это уже отмечено многими серьезными экспертами. Пусть, пока это только рабочий эскиз к серьезной стратегии и программе. Но и такими эскизными подходами власть не баловала не только за последние 20 лет, но и, пожалуй, за прошедшие полвека. И теперь вопрос – будет ли это обращение услышано - или воспринято как предвыборный пиар? Поверит ли электорат на слово или же граждане, на этот раз, возьмут на вооружение принцип «доверяй, но проверяй»?  Найдутся ли у Путина собеседники, а затем и товарищи по артельной работе по обустройству России?

Вопросы совсем не праздные – от способа и скорости их решения зависят темпы и продуктивность назревшего капремонта исполнительной, законодательной и судебной власти. А применительно к нашим региональным задачам, зависит, в частности, - окажется ли Татарстан, как обычно, впереди России всей, или же привычная «модель Татарстана», прозвучавшая на полмира и сильно пострадавшая от неумеренного пиара, тоже подвергнется  серьезному апгрейту.

 

Последний потребительский бал  

 

Последний-то он последний, но пока еще не закончился. И это главное препятствие, мешающее гражданам перейти из пубертатного состояния во взрослое. Статистика (официальная и корпоративная) радостно щебечет о том, что население возвращается к докризисной модели потребления кредитов и ипотек. Под эти разговоры про «оживление рынков» банки, принужденные было сверху грозными окриками укоротить некоторые из своих старых способов заморочки заемщиков, быстро придумали новые. Но дело даже не в этом, а в головах и неплатежеспособных предпочтениях физических лиц.

Казалось бы, соци-ум (чтоб не сказать ругательное – «толпа индивидуев») как-то незаметно для самого себя проскочил блаженно-потребительское состояние сознания, которое функционирует по принципу «как бог на душу положит». Самым наглядным образом это состояние массового экономического сознания проявилось в период «семи тучных лет» (2001 – 2007 гг), но инерция продолжается. При этом, соци-ум не зацепился ни за знаки «Булгарии», которые, как это видно по факту, почти до основания снесли «коммерческую благотворительность» и продолжают, храни Господь!, цепную реакцию расходящихся кругов… БулгариЯк-42 - Кольская буровая платформа - Коста Конкордия и т.д. – разделить беду на свою и чужую уже не получится. На страшный вызов этого цунами повсеместных катастроф достойно ответили только японцы – за все время (скоро исполнится год) не было ни одного случая мародерства.

Не заметил соци-ум и постепенного, но верного разрушения межличностного доверия, как основы хозяйственной жизни, всеобщего эквивалента, финансово-кредитной системы и т.д. – вообще всей «анатомии и физиологии» общества. Как досадные случайности воспринимаются, даже, неудобные и рискованные для тела, но спасительные для души – землетрясения, извержения, цунами и прочие так называемые «аномалии». Которые на самом-то деле – вполне нормальный процесс природного апгрейта Земли, в ответ на «цивилизованные вирусы», порожденные человеческим легкомыслием и жадностью (см. отрезвляющие статьи  и интервью уважаемого проф. А.Н.Дмитриева, г.Новосибирск – Г.Алтай).

В результате, из этого блаженного потребительского состояния соци-ум закономерно перешел в следующую фазу – «без Бога в душе и без царя в голове». Оно и проявилось самым ярким образом в декабре-январе, как раз на изломе года, в протестных акциях «за и против». А в таком состоянии, как свидетельствует историческая память и житейский опыт, процессы жизневосприятия развиваются по нисходящей. Одна из причин состоит в том, что непомерно раздувающаяся (в отсутствие Бога и царя) гражданская гордыня (внешне она выглядит как стремление к личной свободе) не позволяет толком увидеть и услышать других – видна и слышна только своя собственная кочка зрения. Однако жизнь, как всегда, умнее нас, и потому – она лучший учитель. Благодаря этому трудно не заметить и обнадеживающего поворота соци-ума к созидательной трезвости, к обновлению и очищению от накопившейся мерзости. И насколько оправдался расчет В.Путина на то, что «Россия сосредотачивается» - это станет ясно уже совсем скоро.

 

«Демократия» или народовластие? Свобода и воля.

 

Взрослеющему социуму предстоит в сжатые сроки определиться со своей мотивацией. На какие ценности направлен основной мотив социальной активности – к личной свободе, к разумному обустройству жизни, но не за чужой счет, к потребительскому комфорту, «как в цивилизованных странах», к разрушению всего обрыдлого, что мешает жить, в первую очередь – системной коррупции, и т.д.? Если только «за все хорошее», но без трезвого расчета, что за все удовольствия приходится платить, то повторение порочного потребительского цикла неизбежно. Причем, на сей раз – в гораздо более некомфортных условиях. По большому счету, на пороге – уже не просто кризис, а призрак хитрой «диффузной» войны, по всем правилам 21-го века. Имеющий уши вполне различает ее приближающиеся раскаты. В любом случае, что бы ни стряслось, и в надежде на лучшее, впору расстаться с подростковыми иллюзиями и по-взрослому обратиться к базовым ценностям.

Свобода, как известно, понятие сравнительное – оно означает «отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле» (см. В.Даль). Как понятие относительное, свобода всегда к чему-то прилагается, и, в зависимости от объекта приложения, усиливает те или иные качества. А в крайних случаях, когда разумная мера нарушена, свобода превращается в свою противоположность – в произвол, беззаконие и т.п. Воля (опять же по Далю) означает свободную творческую деятельность человеческого разума. Свобода воли (по Писаниям) является божьим даром и главным предметом договора между Создателем и человеками (см. Завет). Человеки, как видно по опыту, действительно свободны действовать по Божией воле или по своим прихотям, по воле начальников или других сильных мира сего, по традициям предков, в угоду собственным кумирам или по переменчивой моде и т.д. При этом получаются разные результаты – согласные или противоположные замыслам – что и позволяет разумным корректировать свои действия, укрепляя и закаляя собственную волю.

Базовые ценности тем и хороши, а главное – продуктивны, что обращение к ним помогает избавиться от ценностей временных и суетливых, которые сразу же облетают, как ненужная шелуха. Помогают различить формальную свободу личности и ее конкретную созидательную волю к разумному обустройству собственной жизни в предлагаемых обстоятельствах. При этом ты свободен выбрать ценности сам, по душе и своему разумению, а не по указке начальства. На то она и свобода воли.

Главным препятствием для обновления экономики является паразит-посредник, который сам ничего не производит, а только «отжимает прибыль-файду» у всех на виду. Почему это откровенное и очевидное безобразие стало возможным и почему многим кажется, что изменить это невозможно? Потому что «посредник» (под это определение подходит любой ловкий, предприимчивый – за чужой счет, неважно – от жадности, отсутствия моральных норм или от неумения рассчитать и свести концы с концами) узурпировал и монополизировал на глазах у всего общества право и функцию предпринимательства, превратив ее в противоположность. Тем самым он лишает всех остальных реального права и возможности своим трудом заработать на достойную жизнь. Экономически так оно и есть.

Почему же стала возможной эта отвратительная монополия, паразитирующая на всем обществе? Да потому что совместными усилиями команды Горбачева-Ельцина был сломан несущий волевой стержень, позвоночник нашего государства. А народ, вернее, «та часть государства, которая не знает, чего она хочет» (по Гегелю) легкомысленно обменяла свое «общенародное государство», не лишенное, впрочем, серьезных изъянов, на «демократию» и «рынок». Понимаю, что это очень неприятно, но придется, для начала, признать, что и в прошлый раз дикари обменяли свои драгоценности на стеклянные бусы.

Чтобы извлечь, наконец, хоть какую-то пользу из прошлого опыта, полезно обратить внимание на роль выборной (парламентской, представительной, депутатской) демократии в процессе разрушения государства. Она была использована реформаторами-разрушителями для блокирования созидательной энергии прямого народовластия, которое в своих высших и культурно организованных формах способно выстроить систему «народного самодержавия» - высший идеал гражданского общества в России. Горбачев отвлек внимание соци-ума на КПСС, окончательно дискредитировав народные (низовые) Советы. А Ельцин в решающий момент расстрелял парламент из танков, чтобы впредь депутаты знали, кого они должны обслуживать.

С тех пор депутатский корпус стал основным катализатором и охранителем системной коррупции, созданной «посредниками». А также – основным препятствием на пути развития прямого народовластия. Это не исключает того, что некоторые (немногие) депутаты еще сохраняют, в виде исключения, некоторые связи и обязательства перед отдельными группами общества. Именно к ним они обычно обращаются, объясняя собственное политическое бессилие, в том числе неспособность обеспечить «честные выборы» на основе принятых ими законов и т.п.

Поэтому, с одной стороны, Путина, наверное, правильно упрекают за то, что он отказался от прямых дебатов с другими кандидатами – ведь, по факту, он сам является частью этой системы. С другой стороны, порядочный человек, хотя бы на уровне подсознания, чувствует – а с кем дебатировать и о чем, если вся подноготная давно известна? Некоторым, может, и руки-то нельзя подать, если по совести. А уж, если ты вышел на прямые дебаты с проснувшимся народом, то тем более – о чем речь?  

 

А было ли оно – государство?

 

Проблема в том, чтобы в ходе протестных дебатов граждане окончательно не утратили отношения и связи непосредственного личного доверия, на котором держится, до последнего, вся остальная более-менее человечная система – уважение к ценностям, справедливая цена, милосердие, качество труда и товара, садака и милостыня обездоленным, здоровая пища – телесная и духовная, семья, трудовая собственность и государство.

Насчет государства отдельный разговор, т.к. расставание с этой иллюзией для многих – самое мучительное. Для некоторых, получается, проще расстаться с семьей и собственностью, чем с иллюзией государства.

Начать с того, что современное правовое государство – это производная функция от гражданского общества. Как говорил патриарх советско-российской государственности И.Сталин (из песни слов не выкинешь), качество демократии в обществе определяется конкретными условиями, среди которых не последнюю роль играет уровень культуры граждан. В конечном счете – каковы граждане, таково и государство. Это первая производная в системе народовластия.

Только в таком контексте имеет смысл весьма спорный афоризм насчет того, что всякий народ имеет то правительство, которое он заслуживает. К слову сказать, правительство – это еще одна производная, уже вторая, от граждан страны, от их профессионализма и умения не только доверять власти, но и проверять делом качество управления с помощью низового народного контроля и аудита.

И, наконец, по жизни, а не политологии, наши выборные органы, где собираются депутаты, это уже третья производная от народа. Сейчас она настолько далека от основы, что экономическим базисом депутатства давно уже является не народное хозяйство, а системная коррупция исполнительного аппарата, которую они законодательно защищают. И, даже  учитывая вполне реальные внешние угрозы, именно депутатский корпус в его нынешнем качестве может стать основной внутренней угрозой для обновления политической системы и экономической модели развития - «генеральным штабом» саботажа и прикрытием для коррупционеров крупного калибра.

Помню, несколько лет назад моя престарелая тетушка по-своему, по-простому попросила разъяснить мучавший ее вопрос. Суть этого вопроса - почему наша власть так долго не исправляет очевидные недостатки и не пресекает явные преступления? В ее словах нельзя было не услышать то, что наболело у старшего поколения. Энергия этого простого, «наивного» вопроса остановила привычный строй мыслей и заставила найти подходящий образ: «Апа, вы же знаете, раньше был Сталин, и при нем было государство. Оно развивало страну, давало работу, могло защитить, держало дисциплину, но могло и прибить ни за что… (Это моя тетушка хорошо знала, она всю жизнь трудилась, а в военные годы попала в трудовой лагерь НКВД и организовала оттуда побег, пройдя с подружками несколько сот километров до родной деревни; добрые люди спасли от голодной смерти, а местные чекисты смягчили ей наказание)... А нынешние - закончил я - ничего не могут, даже если захотят – у них государства нет…»

Примерно так объяснил, хотя не в словах суть, важнее интонация и обращение к опыту. И тут лицо моей тетушки просветлело и успокоилось, она долго благодарила за толковый ответ. Видно, искала его у многих, но концы с концами не сходились – и вдруг «срослось». Она даже не стала уточнять, а что же теперь вместо государства – видно, знала по опыту. Спокойствие и облегчение, с которым она приняла ответ, поразили меня. Дело в том, что большинство моих образованных коллег на дух не переносят фактуру и аргументацию, вскрывающую отсутствие в стране государства, считают это ёрничеством и требуют «исторического оптимизма». А тут теория сошлась с практикой.

Кто внимательно прочел путинские статьи, тот не мог не заметить, при всей политкорректности формулировок, главную мысль, которая красной нитью проходит через все тексты – граждане, государство надо строить заново, и хорошо бы это сделать сообща…

 

  Обновится ли Татарстан впереди России всей?

 

Все же, в самом начале длинного 2012-2013 года на нашу долю выпала удивительно светлая и обнадеживающая обновлением полоса жизни. Когда день идет за неделю, другой день – за месяц, а иной – и за год. Даже самые умные (с диагнозом «горе от ума») не могут не замечать, каких перемен в нас самих требует Матушка-Природа, воздействуя на  неразумных с помощью природных «аномалий» (в Арктике тепло, а в Сахаре выпал снег). Упертый в привычные рамки экономической модели и образа жизни ум одолевается мудростью. А каким человеческим качеством одолевается мудрость, это мы увидим совсем скоро.

Если ближе к нашему региону, то увидим и оценим по тому, что «выпадет» на Татарстан в результате мобилизации мудрого Шаймиева в ряды доверенных лиц. Многие склонны расценивать это просто как сильный предвыборный ход, со всеми вытекающими электоральными последствиями. Так то оно так. Но есть, на мой взгляд, и более серьезная подоплека. Нельзя не заметить «скифского» изящества, с которым Путин вытащил госсоветника Татарстана из того «прочного и порочного круга», о котором не раз говорил сам Шаймиев. А, с другой стороны, качество терпеливой кротости перед лицом проснувшегося и зароптавшего народа – это, может быть, как раз то, что нужно для превращения первоклассного «разводчика олигархов» и топ-менеджера системы криминального капитализма – в адекватного сегодняшним вызовам государственного мужа.

И выбор Татарстана, как одной из опорных рабочих площадок, не случаен. Это универсальная точка – для сборки, разборки или обновления России. Есть, конечно, нюансы – мы выбираем или нас выбирают. Но важнее другое – не оказаться бы «модели Татарстана» на сей раз позади России всей. В процессе серьезного обновления жизни первые, бывает, иногда становятся последними. Чтобы этого не произошло надо первыми отвечать на вызовы. Разговор об этом уже начал гендиректор КамАЗа  С.А.Когогин – см. его выступление на коллегии трех министерств экономического блока по итогам 2011 года. Он задал некую планку для серьезной работы по обновлению региональной экономической модели. Будет ли эта планка поддержана – можно будет судить по продолжению.

А еще вернее, если станем судить по конкретным делам и полезным результатам. Например, по началу и итогам предстоящего сельскохозяйственного года. С четким разграничением качества и эффективности урожая в крупно-капиталистических, фермерских и крестьянско-аратских хозяйствах.

Ведь суть сегодняшней злобы дня состоит в том, что «фраера» и «приблатненные» (прошу не тронутого криминальной порчей читателя извинить за использование элитного жаргона), за две недели до намеченных выборов, уже окончательно разобрали партийные цвета. И теперь мало у кого из ангажированных хватит мужества, чтобы выйти из этого «порочного и прочного круга» Для продолжения и обновления жизни остались только граждане и та часть народа, которая «не знает, чего она хочет». Соотношение социальной энергии тех и других должно определить наше ближайшее будущее – после марта и на много лет вперед.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции