Да сколько уже можно талдычить о прошлом! - возмутится иной читатель, - Мы живем в XXI веке, нельзя же двигаться вперед, все время глядя… назад? И будет, наверное, по-своему прав: кто же ходит задом наперед? Но только речь идет отнюдь не о физическом процессе, а, скорее, о духовном, где происходит движение целого общества или его отдельных поколений. И этот процесс не менее важен для нашей страны, чем социально-экономическое развитие или преодоление кризисных явлений. Не случайно, на одном из заседаний Государственного Совета РФ по вопросам подготовки к празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне президент РФ обратил серьезное внимание на состояние патриотического воспитания молодежи, указав на ряд серьезных недостатков, в том числе и по изучению отечественной истории.
Что понять, о чем идет речь, я побывал на уроке истории в десятом классе одной из городских школ и убедился, что эта проблема не столь безобидна, как кажется. Особенно меня шокировало то, что, в общем-то, неглупые ребята в беседе о Великой Отечественной войне не могли ответить на, казалось бы, элементарные вопросы: например, когда началась война, кто с кем воевал, какие планы строил Гитлер в отношении будущего СССР и России, в частности. Мало кто смог ответить и на такой вопрос, какова роль нашего региона в деле разгрома немецко-фашистских войск. Ну, а уж назвать хотя бы одного Героя Советского Союза, призванного в годы войны из нашего региона, вообще никто не сумел.
Впрочем, это еще не самое страшное: имена героев и даты основных сражений Великой Отечественной можно, в конце-концов, и выучить. Куда большую опасность, на мой взгляд, представляют труды иных писателей и историков, в том числе иностранных, в которых принижается роль нашей армии и страны в победе над фашизмом, фальсифицируются многие другие моменты нашей отечественной истории. Как ни странно, но эти материалы почему-то интересуют нашу молодежь куда больше, чем официальная история. Для того чтобы убедиться в эффективности этой оголтелой пропаганды, которая в последние годы приобрела весьма широкий размах, достаточно зайти на любой молодежный форум, где обсуждаются и вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.
«Я считаю, что немцы были по-своему правы, напав на СССР, потому что они хотели искоренить только сталинизм. Народ же наш в случае победы Гитлера жил бы еще лучше, чем при коммунистах», – пишет, например, 15-летний пользователь, подписавшийся именем Алекс. Видно, этому пареньку, никто до сих пор так и не рассказал, что по зловещему замыслу Гитлера, в случае победы фашистской Германии все народы СССР подлежали тотальному истреблению, а вся территория этой страны была бы заселена представителями исключительно арийской расы! «Нам много врут о зверствах фашистов. А они не убивали мирных жителей, а только выполняли приказ» - вторит ему 15-летняя Алиса, которая также ничегошеньки не знает ни о фашистских концлагерях, где планомерно уничтожались миллионы людей, ни о белорусских селах, где заживо сжигали мирных жителей!
В чем же причина столь эффективной «промывки мозгов» части наследников той самой Победы, роль и значение которой в мировой истории остается бесспорной? И не потому ли наша молодежь охотней вникает в книги такого толка, что они написаны лучше и убедительней, чем наши учебники, в которых, по мнению многих преподавателей, столько белых пятен, что порой разобраться в том или ином историческом событии трудно не только ученикам, но и самим педагогам?
Впрочем, не только хорошие учебники воспитывают настоящий патриотизм в людях, но и сама жизнь. Например, сегодня с самых высоких трибун слышатся декларации о том, что стране нужны миллионы патриотов. А в дни Победы мы чуть ли не силком загоняем школьников на праздники по «разнарядке». Мы обвиняем западных историков во лжи и необъективном освещении исторических событий. Но сами боимся задать себе честный вопрос: а многие ли из нас хранят благодарную память о тех, кто воевал и трудился в тылу, кто лежит на полях сражений и увековечен в бронзе? А часто ли мы бываем на могилах тех, кто проливал кровь за нашу Родину или работал в героическом тылу?
Мне думается, что одними призывами в таком важнейшем вопросе, как воспитание истинных патриотов Родины, дела не решить. Нужна мощная и эффективная идеологическая система, которая могла бы не только эффективно бороться за умы молодых людей, но и прививать людям то, чего нам так не хватает сегодня - общечеловеческие ценности: любовь к Родине, к труду, уважение к старшим, почитание Закона. Пока же, увы, вместо этого, нашей молодежи активно прививают совсем другие понятия - страсть к деньгам и дорогим вещам! У многих молодых людей уже даже «национальная идея» появилась: «Жить припеваючи и… ничего не делать!». Не потому ли у нас столько безработных с дипломами?
Да, двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад, невозможно. Но попытки руководства страны использовать праздники Победы для объединения гражданского общества, только подтверждают, что проблемы, о которых шла речь выше, не только реально существуют, но они еще гораздо серьезней, чем кажется. И чем дольше мы будем их не замечать или замалчивать, тем глубже и шире станет пропасть между прошлым и будущим. А временное забвение исторической памяти – необратимым.
Владимир МУЗЫЧЕНКО,
журналист, блогер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.