В Иннополисе, строительство которого ведется сейчас возле Казани, должна возникнуть своя экосистема, под нее должны быть найдены устойчивые, сильные проекты-«паровозы». Пространство синергии – «кипящий слой» – для этого должно быть прошито активным участием государства Иннополиса. 

                                                             «Живой - тот, кто видит Цель и сконцентрирован
  (одно из указаний Правед) 

0648a547433a513bd7b01a13e8f.jpg
 

МЕНЯЕМ ТАКТИКУ 

Мы уже определили, что для входа в постиндустриализм Татарстану нужно развить свой (официальный) проект Иннополиса – определить его концепцию, стратегию, ввести в него социальный проект, вычленить шансы прорыва как точки сходимости (а) универсальных ключевых тенденций и (б) обходных маршрутов на их основе. Тем самым – перейти к альтернативному проекту. Это окажется возможным, если опереться на иные концептуальные пазлы (впрячь в телегу другую лошадь). Официальный проект – это вариант уже имеющихся технозон Татарстана, но только приставленный к отдельно выделенному жилью, когда власть сосредоточится на функциях завхоза (ЖКХ), пиара зоны и сбора налогов. Каких-то иных интеллектуальных действий не заявлено и не требуется. Мы перечислили, чем это плохо. Официальный проект – это модель «САМИ КАК СМОЖЕТЕ», альтернативный проект – модель «ПРОРЫВАЮТСЯ ВСЕ, И НИКТО НИКОМУ ЗА ЭТО НЕ ПЛАТИТ». 

Комментарии на первые три части статьи показали следующее: нормально воспринялась критика и общая обзорность вокруг проекта (комменты идут по содержанию), но почти не воспринялась более точная и методологическая часть, когда чуть копнули фундаментальные основания рывка в XXI век и шансы прорыва (колонки таблицы 1). Это было воспринято как «профессорский стиль», а комментарии ушли во вкусовую плоскость. 

Посему меняем тактику на ходу. Нам следующим шагом предстояло проговорить, как фундаментальные тенденции могли бы конкретизироваться на проект Иннополиса[1]. Ведь ясно, что тенденции тенденциями, но их еще надо суметь взять – как-то перестроить под них свою собственную деятельность. И при этом не во всем изобретать велосипед, но взять на вооружение уже новое, также появляющееся под XXI век (понимать, какие новые модели инновационного управления уже появились, почему воспользоваться такими-то, а не другими, и так далее). Но сам стиль изложения неизбежно повторил бы стиль третьей части. Поэтому я упущу этот раздел, и мы не будем отдельно рассматривать строки таблицы 1. В конце концов, мы не занимаемся консалтингом и написанием нового учебника. Будем исходить из того, что все всё знают, но не вообще, а применительно к Новой экономике. Поэтому едем дальше. 

КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОПОЛИСА 

Если совсем кратко, то в таблице 1 в качестве объектов нашего внимания, понимания и наполнения Иннополиса содержанием мы обозначили три крупных блока: (1) перекрестно свели две данности - цивилизационные тенденции и точки их конкретизации для Иннополиса; (2) обозначили на этом пространстве функционал, который нас интересует – синергию; (3) указали, на чем все это должно схлопываться – на 4-х ключевых объектах управления Иннополиса (выделены кружочками под таблицей)[2]

Тем самым мы постулируем простую логику – надо конвертировать мейнстримы (свои шансы в них):

  1. в самих себя - изменить себя через сценарии настройки на мейнстримы (что называется, подладиться под них или, как писал Владимир Маяковский, «я себя под Лениным чищу»), выбрать управленческую и экономическую модель Иннополиса;
  2. в активы, объекты управления – их четыре (физические, интеллектуальные, ментальность и культура, внешняя среда и сети как экосистема). 

Все это лежит на поверхности. Дело в деталях и способах этого. Так, если бы мы говорили про необходимое изменение ментальности под новую модель управления (строка таблицы 1), то должны были бы указать, на каких новых правилах она теперь должна строиться. Дело – в новых правилах. Знать их – обязательная составляющая компетенции авторов проекта. Но мы уже договорились – этот раздел статьи пропускаем. 

Поэтому обозначаем следующий шаг и тему – о КОНКУРЕНТНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ Иннополиса. Что это и на чем произрастает? При этом не забываем, что часть ответов на этот вопрос должна быть получена еще при рассмотрении вертикальных и горизонтальных пазлов модели (на то они и пазлы). Сцепленные между собой, они  образуют необходимый драйвер проекту – ты встроился в мейнстримы через найденные для себя окошки (мы их обозначили в третьей части как шансы) и не тормозишь некорректными управленческими и ментальными моделями (прошлое оставил прошлому). А собственная пассионарность, новая ментальность служат ускорением к этому драйверу. 

Тогда следующее, от чего зависит потенциал Иннополиса – это его способность постоянно генерировать синергию – все время (а) создавать ситуации возникновения синергии и (б) конвертировать синергию в развитие - появление научных и технологических заделов, прибыль, рост собственности участников Иннополиса. То есть в Иннополисе должно возникнуть нечто производства синергии и конвейер по ее конвертации в конкретные проекты - бизнес и науку (рис.1).

иннополис.jpg
 Для увеличения нажмите на картинку

На рисунке многое уже знакомо по таблице 1. В середине схемы – некий плазменный слой, имя которому «события, обстоятельства и сценарии развития», присутствующие на рынке. Он разогревается с двух сторон: сверху - реально возможными шансами прорыва для Иннополиса (окошками в мейнстримах), снизу – реально сформированными активами Иннополиса (они же – его объекты управления). На схеме – две части, обозначены широкими треугольниками, в середине они сходятся как раз на этом плазменном слое, где и настает для Иннополиса момент Истины. Если кто-то увидел в этих треугольниках знак Звезды Давида – особых возражений нет, особенно, если понимать, какие порождающие и технические смыслы он несет (указание Трисмегиста, холоническая развертка, фрактальность, симметрия, проход полного цикла, и другое). 

Активы расположены на схеме не в самом низу, как можно было бы ожидать – в теле Иннополиса, как его собственные. Это сделано осознанно: в XXI веке меняется парадигма владения активами на парадигму распоряжения ими; интеллектуальными активами все сложнее владеть самому (они, как и радиация, вырываются наружу и сами пронизывают все границы компаний и рынков); переход на другой ключевой тип цивилизационной энергии – энергию отношений (а не энергия информации и капитала) – делает их коллаборативными. Есть в этом и другой смысл – надо извернуться так, чтобы их еще развивал для Иннополиса и сам рынок (всегда полезно «грести жар чужими руками»). Речь идет о всех способах и моделях создания «внешней стоимости» или «эффектах от синергии» по отношению к этим активам. 

Поэтому в своей фиксированной, устойчивой части под эти активы должна существовать своя экосистема и под них должны быть найдены устойчивые, сильные «паровозы». Именно поэтому по горизонтали пространство синергии, «кипящий слой», прошито участием государства («паровоз») и созданной экосистемы Иннополиса. Это две особые социальные данности, которые должны быть сориентированы на Иннополис. И на это же указывает часть комментов на статью (29.05.2013 01:08; 29.05.2013 12:5 и др.). 

Таким образом, итожа, о конкурентном потенциале прорыва Иннополиса, а вместе с ним и Татарстана, в постиндустриальную экономику можно говорить не в ситуации, когда собранные в Иннополис резиденты что-то там каждый «клепает» свое и в конкуренции с другими резидентами, когда они просто с чем-то своим старым переехали на новое место жительства, но тогда, когда все это в плавильном котле Иннополиса переформатировалось в прорыв. 

 

460.jpg
Игорь Козырев предлагает провести реинжиниринг деятельности АИРа: «Не потому, что есть недостатки, а потому, что есть резервы и надвигаются новая экономика и ВТО»

ЗРИ В КОРЕНЬ, ДЛЯ НАЧАЛА – ВГЛУБЬ, А ЧЕРЕЗ НЕЕ – ВШИРЬ (ГРУБО: «НЕ ШИРЯЙСЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ»)

Где-то мы это уже видели
(народное) 

Чтобы это произошло, необходимо как минимум сделать две вещи – (а) создать интеллектуальную[3] и экономическую инфраструктуры выходящими за рамки самого Иннополиса (мы это и назвали выше «выйти на управление внешними объектами» как тренд постиндустриализма) и (б) сделать это через пять ниже перечисленных проектов. 

В результате получается, что, на самом деле, альтернативный проект Иннополиса должен состоять из нескольких проектов. И они ложатся на таблицу 1:

  1. проект построения образа Будущего (XXI века);
  2. проект точек прорыва Иннополиса (шансов);
  3. проект изменения себя (ментальных моделей, правил и компетенций);
  4. проект сборки и управления активами Иннополиса – новых экономической и управленческой моделей;
  5. проект участия в этом Татарстана и России (программы госучастия). 

Главная фишка пяти проектов должна состоять в следующем. Они должны создать не разовые решения, но «ситуацию электронных таблиц» (типа MS Excel). Под аналогией с таблицами MS Excel имеется в виду следующее. На поверхности (айсберга) мы имеем сначала файл с пустым листом и со слегка размеченными пустыми клетками. Потом начинаем его заполнять средствами Excel – строить таблицы, графики. Но что за этим стоит – в подводной части айсберга? А стоит то, что клетки пространства – каждая из них фрактальна по набору скрытых функциональных свойств. Каждая клетка – точка, воронка сходимости всего набора стандартных программ, составляющих нутро MS Excel. По сути – это стволовые клетки. Любая клетка может «превратиться» в тот или иной функционал по отношению к объекту различной природы, который в нее может быть введен – текст, цифра, ссылка и другой объект. Подведенный к объекту функционал тоже достаточно обширен – математические исчисления, логические операции, варианты визуального представления, автоформат (логически-цветовой), наложение логических условий (проверок, ограничений и так далее), введение логик в формулы, фильтры и так далее. Я уже не говорю о режиме «сводных таблиц» - еще одна большая функциональность. Или подгрузка данных из других источников. 

В результате мы имеем поле, пространство, заминированное функциональными (Excel) возможностями. И было бы правильно аналогично этому создать внешнее и внутреннее пространства Иннополиса – его интеллектуальную, информационную и экономическую инфраструктуры, скрыто начиненные особыми возможностями. Главная цель (результат) таких возможностей – СДЕЛАТЬ УДОБНЫМ и БЕСПЛАТНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВО с Иннополисом, в чем бы оно не выражалось. Грубо говоря, на процессе прорыва не зарабатывают, зарабатывают не результатах прорыва. Прорыв этот все-таки не есть обычный бизнес. И мы помним, что бесплатность – результат синергии усилий, поэтому ничего не теряем. Наоборот – выигрываем. 

В результате создания такой расширенной инфраструктуры мы будем иметь функционал, когда каждый раз можем «начинать с чистого листа». Когда этим листом становятся не только наши действия, но вся подключаемая функциональность под них. Весьма разветвленная и разнообразная. Полагаю, что во многом Иннополис должен быть похожим на такой функционал, воспроизвести такую сервисную аналогию электронных таблиц и для прорыва в XXI век. Это и будет превращение Иннополиса в платформу вокруг процессов совместного создания ценностей[4]

И тогда администрация Иннополиса будет управлять уже не просто ЖКХ, преференциями. У нее возникают совершенно иные (на вырост) задачи и горизонт. Требуются совершенно иные компетенции. А команда, которая на решении такой задачи (проектировании и реализации выше названных пяти проектов) состоится и вырастет, достойна будет того, чтобы ее раз в год, по праздникам или после них, носили на руках. Исключительно за редкость такого феномена на просторах России и чтобы их не перекупили сингапурцы-малазийцы. Самим будет надо. 

Я не привожу здесь требуемый функционал такой инфраструктуры – она, во-первых, частично определяется расшивкой таблицы 1, во-вторых, содержанием пяти выше названных проектов, в-третьих, она результат свободного творчества авторов проекта, в-четвертых, она будет понятна, если будет понятен научный руководитель Иннополиса. Под творчеством тут я понимаю обычный, но крайне необходимый разговор о себе любимых. Чего и как хотим? Что нам ближе и что зажигает в нас пассионарность? По сути, это выбор сценария собственного поведения – почти стратегия. 

Относительно научного руководителя скажу коротко. Он должен быть. Мировой величины, личностью, с пассионарной энергетикой, чутьем, с хорошим гуманитарным мировоззрением в фундаменте и не чуждым метафизики обязательно. Ориентироваться не столько во вчерашнем и сегодняшнем дне науки, но в значительной мере – в постиндустриальных вызовах. По возможности, иметь методологические мозги. Кажется, ничего такого в Иннополисе не обозначено. 

Кто не чужд метафизике, тот знает, что развитие (витие Раза) – это шар, сфера, вращающаяся и извращающаяся не просто по спирали, но как бы по песочным часам. Они для Иннополиса должны быть (а по-другому и не могут) перпендикулярными его плоскости (охвату пространства – партнеров, государства, заказчиков и так далее), построенной на принципах электронной таблицы. По сути, это и есть образная основа новой экономической модели бизнеса Иннополиса – корректная и для XXI века, и для прорыва в него. Можно так и метафорически сказать, что новая экономическая модель Иннополиса – это песочные часы, прорезающие собой пространство, специальную ткань из интеллектуальной, информационной и экономической инфраструктуры Иннополиса, которой он укрыл весь мир (шучу – хотя бы Россию и СНГ). При это мы помним: чтобы часы не остановились, мы будем обречены все время их переворачивать – делиться накопленным снизу с теми, откуда это только что взяли («ты мне – я тебе», «выиграть – выиграть», «никто никому ничего не платит», «долг платежом красен», «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «счастье не в воле, а в доле»). 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ВЫВОДЫ 

В альтернативной модели проекта Иннополис должны появиться пять проектов – они названы. И научный руководитель под них. Это создаст запрос на интеллектуальную, информационную и экономическую инфраструктуры Иннополиса, которые должны быть (а) выходящими за пределы Иннополиса и (б) построенными на принципах электронной таблицы (спасибо IT-шникам за идею). Для развертки такой инфраструктуры и управления ею нужна совсем другая администрация Иннополиса – она по определению должна быть уникальной. 

В следующей части мы отдельно очертим возможные кейсы участия государства в Иннополисе и новую экономическую модель бизнеса в нем. Как можно реализовать лозунг альтернативной модели Иннополиса - «ПРОРЫВАЮТСЯ ВСЕ, И НИКТО НИКОМУ ЗА ЭТО НЕ ПЛАТИТ». Как по-другому можно создавать стоимость и гарантии прибыли в долгую. 

В части 6, в качестве отдельного приложения, пройдемся по теме мотивирования и стимулирования в Иннополисе как индикаторе существующей ментальности (спасибо Томашу Навратилу).

[1] У Иннополиса должна возникнуть интеллектуальная инфраструктура. Подобно тому, как есть дорожная, ЖКХ, образовательная, информационная и прочие инфраструктуры. Состав и полное назначение интеллектуальной инфраструктура – предмет отдельного выяснения.

[2] Что это такое «совместное создание ценностей», я чуть написал в комменте к части 3 (30.05.2013 19:16), отвечая на вопрос, там мне заданный (так как мы не стали далее рассматривать таблицу 1). Для начала этого достаточно.

[3] В части 3 статьи горизонтальными пазлами альтернативной модели Иннополиса были выделены: «перечень направлений прорыва в NBIC-техноценоз (XXI век)», «новые типы стратегий», «новые модели управления», «дух и пассионарность проекта», «риски». Через них ключевые тенденции 21 века должны были бы конкретизироваться для Иннополиса.

[4] Синергию можно извлекать из чего угодно и строя под это разные пространства, то нас должно интересовать именно это пространство. Тогда нас будут интересовать технологии получения синергии при работе именно с его параметрами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции