Предновогодние размышления о «болоте» общественной жизни

Чем примечателен прошедший год и каким видится 2014?

2.jpg
 

ПЕРЕЗАГРУЗКА ПОСЛЕ 365 ДНЕЙ

Новый год обязательно надо как-то отмечать. Ставить вешку: вот прошел год, наступил новый. Однажды попробовал отказаться от разрывания ленты времени. Не выбрасывать старые бумаги, не заводить новый календарь. Не подводить итоги и не строить планы на следующий год. Просто жить спокойно и экономно. И никак не праздновать. Вечером 31 декабря лечь спать и встать первого января. Продолжать делать то, что делал вчера. Не распыляться.

Результат ужасный — накапливается усталость. Все идет вкривь и вкось, время течет скучно и вяло. Лучше помучиться от переедания и ночных возлияний. И тогда понял — надо обязательно ежегодно ставить точки и запятые, перезагружаться. Перелистывать страницы минувшего. Даже язычники, гордые тюрки и строгие мусульмане помечают веху нового куска времени. Не чураются они даже григорианского календаря, елки с украшениями: раз у соседей так принято, празднуют, правда, по своим правилам, без выпивки, но с поздравлениями и молитвами.

И вся современная публика, христиане, мусульмане, атеисты в этот день расслабляется после вчерашних дел и думает о будущем. Финансы, экономика, бюджет, культура, наука, масс-медиа, тиражи, рейтинги, кто ушел, кто пришел, чего потеряли... Как же без этого? Иначе следующие 365 дней не протянешь...

ТРИНАДЦАТЫЙ...

Кто-то в ушедший год справил свадьбу, получил квартиру, родил ребенка. А Казань справила новоселье дорог, мостов, развязок. И превратилась в центр мирового спорта на пару недель. Звездный час Татарстана, ликование татар всех регионов. Гордость руководящей команды, надежда российской элиты. Рождаемость подскочила, вновь напряг с детскими садами.

Но на этом сказка кончается. Дальше по правилам цифры тринадцать. Причем не только в масштабе Казани и республики. Экономика замедляется. В мире и в России. Цифры замедления экономического развития вызывают тоску. Собираемость налогов все ниже, дефицит бюджета — выше. Зарплата, доходы только в мечтах и среднестатистических показателях «вымухлевываются». А по жизни — не очень. В целом неукротимая безработица (она выросла в РФ на 4,3%), неустроенные молодые специалисты с неизвестным призванием и непонятной квалификацией. Малый и средний бизнес не могут разогнаться. Крупный тоже испытывает трудности. Климат, стимулы не вполне целебные.

Недавно узнал о таком факте. Есть в Канаде комбайновый завод, прибыльный, успешный. Специалисты подсчитали, что если бы этот завод привезли в Россию, то в наших налогово-разрешительных условиях он стал бы убыточным. А героический российский бизнес, экономика держатся, иногда даже развиваются.

Село — сплошной кусок боли. Две засухи подряд. С инвесторами непростая ситуация. По официальной информации, в Татарстане экономические показатели ниже федеральных. А может, в других местах приписок больше?

4.jpg
 

И под занавес года — трагедия самолета. Потеря близких, незаменимых, молодых. Потеря бренда авиакомпании с названием республики. И еще поджоги церквей, запуски самодельных ракет. Ловля исполнителей, выбивание признаний. И разборки между силовиками. Есть от чего впасть в уныние! На фоне общего социально-экономического спада, интеграции с ВТО любое негативное событие сильно бьет по настроению. Даже увольнение тренера любимой футбольной команды становится фактом глобального масштаба. А это значит, что масс-медиа, конкретно телевидение и интернет издания, становятся стратегическим ресурсом. Даже наиважнейшим средством спасения от депрессии.

ОЧЕРК ВМЕСТО ИСПОВЕДИ

Хочу покаяться. В январе 2013 года редакция «БИЗНЕС Online» предложила писать блоги объемом в две-три страницы. Но я ни разу не написал короткий, пронзительный, настоящий блог. Вроде хотел, и было что сказать. Но не смог. Вместо короткой исповеди каждый раз выходил проблемный очерк. С аргументами, фактами, экскурсами в прошлое. Заданная глубина не давалась на меньшей площадке. Но объем, сложность логической конструкции уменьшает аудиторию, снижает рейтинг. Любая аналитика адресована не на широкий круг. Как и всякие проявления качественной журналистики. Наиболее верный ход — «желтого» цвета, он помогает многим собирать золотого тельца, доходы и сверхдоходы медиабизнеса.

От нас (медиаработников и общественных деятелей) можно ожидать только некоторых значимых оценок, взвешенных аргументов, серьезных фактов. А это не всегда занимательно. Но мы будем довольны, если сможем приносить вам иногда хоть небольшой кусок правды. Ее же так мало. Еще меньше желания и понимать этот непростой продукт. И очень нужный, полагаю.

РАБОТА БЕЗ РЕЗУЛЬТАТА БЕССМЫСЛЕННА!

Ради чего мы пишем и говорим? При социализме после каждой статьи ждали действенности публикации: «Газета выступила. Что сделано?» Действенность надлежало повышать, местным властям — реагировать. А сейчас такого нет. «Мели, Емеля, пока твоя неделя!» — вот и вся реакция. СМИ не обязаны добиваться реакции. Герои публикации — реагировать. Скучно. Я пишу не с целью снять или посадить кого-то. «Доносительскую» журналистику можно ориентировать на сдачу своих материалов прокурору в одном экземпляре. Я пишу для народа, его определенной части. Хочу добиться «щелчка» в головах, переключения клапана в душах. Хоть небольшого.

Всего с января прошлого года я написал более 50 статей. Они написаны по единственной причине — редакция, читатели по воскресеньям ждали. Так я думал.

Наибольший резонанс случился с публикациями о бойкотировании татарского языка на внеклассных мероприятиях некоторых казанских школ. Получены тысячи откликов. Система образования отмолчалась. То ли страх, то ли гордость. Значит, тема переходит на следующий год.

Были счастливые случаи, когда личности и факты доставляли радость. Например, встречи с микрохирургом Александром Расческовым, спортсменкой Олесей Владыкиной, историком Гумаром Сабирзяновичем. Не получил удовольствия от статьи о средней зарплате, мало кого интересует проблема социального благополучия «средних» работников. Большой осадок остался от публикаций о микрофинансировании. Финансистам не понравилась мысль об ущербности кредитования нищих и обездоленных под огромные проценты в расчете на их пенсионные пособия. Один из лидеров этого бизнеса недавно задержан за обналичивание материнского капитала. Посмотрим, чем закончится это история. Я запомнил, как никто из этой сферы не захотел списать долг философа Фана Валишина одной фирме, которой он за десятитысячный кредит заплатил более 25 тыс. рублей. Известно, что Бог рано или поздно наказывает «браконьеров» совести.

Написал о плачевной ситуации с речным флотом, об отсутствии у Татарстана, Казани больших пассажирских судов, об авиакатастрофе. На реакцию минтранса или других ведомств не рассчитывал. Но факты, ситуация, остаются. «Щелчка», кардинальных перемен еще нет. В национальных и языковых проблемах они созревают еще дольше.

А вот читатели «БИЗНЕС Online», согласные или, наоборот, возражающие, отрицающие анонимно или с подписью писали от души. Спорили, обнародовали свои взгляды, хотели достучаться до до власти и своих оппонентов. Своеобразная компенсация нехватки открытости, гражданского общества. Тоже неплохо. Авторам всех комментариев спасибо.

3.jpg
 

ПОЛЕ ДИКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ

Я писал то, что хотел. Сколько хотел. Как хотел. Почувствовал контакт с определенной частью аудитории. И не мог пропустить следующее воскресенье. Если бы я не написал, большинство читателей и редакция не заметили бы. Понимаю, кое-кому надоел, наверное. Сам тоже изрядно утомился. Никогда в жизни в течение 50 недель подряд не писал по большому проблемному очерку на горячую тему.

Писал о безразмерности и бессмысленности информационного потока. Вряд ли в этой сфере что-то изменилось. Две татарские газеты и одна русскоязычная превратились в журналы. Не факт, что проблемы решены. Посмотрим! Да поможет Бог коллегам!

Проблема информационного пространства, в котором современный человек отравляется пожирающей энергию информацией и утопает, сохраняется. И даже обостряется. Безразмерное поле интернета, ужесточение конкуренции, растущее желание властей регулировать и почти нерастущий уровень политической и правовой культуры превращает информационное пространство в бесчеловечный, холодный космос. Есть о чем тревожиться.

ЖИЗНЬ ВНЕ ПОЛИТИКИ СКУЧНА...

Увы, в ушедшем году в республике не было политической жизни. Никакой. Назначения, подковерные игры, PR-акции, несбыточные прогнозы о нереальных переменах на политическом олимпе, правозащитная деятельность, вброс компромата — это весьма далеко от политики. А без нее можно потерять существующий баланс сил. Торможение интеллекта, пассивность, стихийность политических сил рано или поздно прорывается в форме бишкекского или египетского бунта. Или политической, культурной оккупации. Нам это надо?

В 2013 году практически не было политических событий, кроме постоянного информационного обстрела Татарстана политтехнологическими снарядами. Исламская угроза, террористические акты, экстремизм, всякие политические ярлыки — практически все в анонимном формате. Информационная агрессия имеет только одну цель — дискредитировать регион или кого-то лично. Скучно...

Не знаю, будет реальная политическая жизнь в 2014 году? Не могу сказать, как пройдут выборы в Госсовет, намеченные на 14 сентября. Может быть, немного оживят общество.

Журналисты, особенно телевидение, могут оживить «болото» общественного бытия. Особенно когда накатывает волна депрессии. Не считаю особо оригинальными и гениальными форматы телевизионных проектов «Голос», «Пусть говорят!», «Дуэль» и т.д. Российские телевизионщики часто пользуются мировым опытом. И добиваются неплохого рейтинга. А у нас в Татарстане даже этого нет. Ничего активизирующего общественное мнение, раскрывающего различные точки зрения нет! В смысле политических шоу, аналитических мозговых атак мы остаемся дистрофиками. А может, пока боимся выходить на публику с актуальными идеями? Не можем гарантировать свою компетентность и уравновешенность?

Российская информационная действительность такова, что иногда региональным СМИ стоит корректировать медийную «шизофрению». Постоянно из ежедневной хроники напрашивается вывод: опять грохнуло, столкнулись, сгорели, украли и избежали наказания. Создается впечатление, что Россия так долго не протянет. Или еще: ислам — это зло и опасность. Кто-то верит этому. А нормальные мусульмане никогда не согласятся, не поймут. Работы для здравых коллег много.

5.jpg
 

АХ, ЭТО СЛОВО!

В новом году предстоит определиться с названием должности «президент», выбирать депутатов Госсовета. Право же, непонятно, почему переименование высшего должностного лица объявлять федеральным законом, если это относится к полномочиям субъекта федерации? Может быть, уже нет ее, федерации-то? Для меня большая загадка, чего хорошего и плохого в слове «президент». Так же называется пост руководителя банального ОАО. Даже неудобно называть так должностное лицо, подбираемое, наделяемое полномочиями в сложной системе фильтров. Только не говорите, что выбирает народ. Без гражданского общества термин «народ» остается абстрактным понятием. Как может выбирать сообщество, которого еще нет?

Соседняя республика выбрала слово «глава», переведя на башкирский буквально — «башлык». Как главу районной администрации. Горячие головы предлагают экзотичное слово «хан». Можно, конечно, хоть императором или темником назвать, если это делать добровольно. Слово и понятие «глава» невозможно перевести лучше и точнее чем «Ильбашы». Значит, глава страны, предводитель. Раньше слово «иль» воспринималось не как «страна» по современному, а как «родной край», даже «род» или «народ». Поэт Гусан Садэ в свое время написал песню о президенте, она так и называется «Ил башы». Таков натуральный, житейский смысл миссии руководителя республики.

Но дело не только в слове. Переименование — несложный акт, если сохранить полномочия и обязанности нынешнего президента, а также статус возглавляемой им республики. Если не забывать, что республика и ее руководство создаются и утверждаются самим народом. Таков наказ на следующий год всей элите, нынешним и будущим депутатам.

О СВОБОДНЫХ ЭКСПЕРТАХ

Кто наиболее свободен и чьи оценки заслуживают доверия? Полагаю, что таких не очень много. Я имею в виду тех, кто в меру компетентен в вопросах общественной жизни и устройства государства, имеет определенную научную, политическую и правовую культуру и свободен от групповых, партийных, экономических интересов. Вы будете улыбаться, но я отношу к такому кругу экспертов... себя тоже! Относительная уравновешенность и беспристрастность бывает, когда у тебя нет карьерных планов, некому и не за что мстить, нет необходимости отрабатывать чью-то подачку, удержаться в кресле и пробиваться в чиновники корпорации или в исполнительный орган, в депутаты или общественную должность. Когда не хочется кого-то свергать, да и нет причин отмазывать, защищать кого-то.

Самое время по мере возможностей делиться впечатлениями с теми, кто помоложе и не мечтает регулярно наступать на одни те же грабли. Когда ситуация складывается сложно и хочется заглянуть в завтрашний день, понять сегодняшний. Сейчас в Москве действуют десятки и сотни фондов, политтехнологических и научных центров, государственных, общественных и частных «институтов стратегических исследований» с общим бюджетом в миллиарды рублей. А в регионах, в частности Татарстане, просто не с кем за круглым столом посидеть. Журналисты мучаются в поисках комментариев. БО в числе немногих учреждений старается находить специалистов и знакомить общественность с их мнением. Посмотрим, может быть, в выборный год прогнозов, комментариев будет больше.

1.jpg
 

А ЧТО ПОТОМ?

Люблю находить недостатки, причины неудач. Прямо наслаждаюсь, если нахожу недочеты в своей работе. Даже давал интервью с таким заголовком. Ведь если точно поставить диагноз, установить причину неудач, можно быстро добиться успеха, результата. Водители, которые мучались с заглохшим мотором в пути, меня поймут. Нас ждут победы и богатства, если мы узнаем о причинах своих бед, преодолеем или заменим маршрут, тактику. В новом году у нас неплохие шансы, господа! Мы же знаем, что и почему происходит. Или узнаем, если захотим.

Мы просто обязаны находить совершенно новые модели и подходы.

Хотелось бы не повторяться. Будет что сказать — обязательно напишу. Но два раза короче, чем в уходящем году.

Если нет новых идей, лучше помолчать. В новом году поступлю именно так, обещаю. Смотря как пойдут дела после непростого — тринадцатого года. Жизнь сама подскажет. Удачи всем в новом году!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции