Осенью прошлого года с подачи Владимира Путина, который отстоял Сирию, мировой расклад геополитических сил изменился. Мы не дали США сожрать Сирию, но это не значит, что они успокоились на этом и смирились — было бы слишком наивно в это верить. Мир во всем мире, справедливость, равенство и братство, это все, конечно, хорошо, но только, увы, в пределах школьной скамьи. А хищник продолжает хотеть жрать, и для этого он будет продолжать убивать — это аксиома. Кого? Вопрос второстепенный. Как говорится, ты виноват уж тем, что хочется мне кушать... А виноватый всегда найдется. Если его как следует поискать...

На днях газета The Washington Post выступила с многозначительным редакционным заявлением. Она призвала Белый Дом и ЕС «оказать давление на премьер-министра Турции Эрдогана, чтобы он уважал закон и дал полиции и прокуратуре возможность направлять дела в суд». В заявлении также говорится о том, что президент Барак Обама должен пересмотреть свою внешнюю политику в отношении Турции, поскольку «за прошедшие годы Эрдоган и его правительство допустили многочисленные преступления… страна стала все более скатывается к авторитаризму, намного сильному, чем в соседних странах». В связи с этим США «должны изменить свое отношение к Турции и Эрдогану». Таким образом, если еще совсем недавно на Западе Эрдогана объявляли единственным «апостолом демократии» в регионе, то сейчас он становится там чуть ли не «единственным диктатором». Премьер-министр Турции Реджеп Тайипа Эрдоган стал проигрывать президенту Сирии Башару Асаду. Более того, по версии авторитетного издания Эрдоган и Асад действительно поменялись местами.

Конечно, с «легкой» руки США, этого известного спонсора мирового террора, возможно и не такие метаморфозы. Дестабилизация стран и целых континентов — это топливо для станка, печающего доллары. Подумать только, как «демократично» (просто апогей демократичности) ведет себя правительство этой страны: по первому же сигналу одного из СМИ, оно вдруг начинает задумываться над изменением стратегии своей внешней политики по отношению к своему вчерашнему партнеру. Эрдоган, по всей вероятности, никак не ожидал такого поворота событий, думаю, он вообще пребывает сейчас в полной растерянности. Ведь он так рассчитывал на поддержку Запада, памятуя о турецком служении ему в годы холодной войны. Надеялся на благодарность, выраженную в солидарности и дальнейшем сотрудничестве.

К этому вроде бы все и шло: штаты действительно еще совсем недавно поддерживали исламистов в том же Египте. Да мало ли еще на что рассчитывал наивный правоверный мусульманин Эрдоган. Он забыл о главном. А что главное? Правильно, В ПОЛИТИКЕ, равно как и в бизнесе, НЕТ ТАКИХ ПОНЯТИЙ, как УДОБНО и НЕУДОБНО. Есть лишь — ВЫГОДНО и НЕВЫГОДНО. В общем, друзей в таких делах не бывает — есть лишь ВРЕМЕННЫЕ союзы в соответствии с общими интересами. Или в соответствии с интересами только одной стороны при создании ею иллюзии интересов у другой стороны, умышленно вводимой в заблуждение. Причем такая разводка считается уже высшим политическим мастерством.

Вот такой расклад. Жестокий, но простой. Памятуя о нем, можно уберечь себя от многих страшных, а порой и роковых ошибок.  Вот, например, Асад, этот стреляный уже воробей, оказался куда более дальновидным игроком, чем его турецкий коллега. И в результате его адекватного понимания действительности Дамаск поддержал сражающееся против исламистов национальное курдское ополчение, демонстрируя царю горы свою гибкость и готовность играть по правилам, которые в этой игре (как и в большинстве прочих игр) устанавливает сильнейший.

Судите сами: ну на кой США сдалась укрепляющаяся на глазах Турция, мечтающая о восстановлении своей великой Османской империи? И не просто мечтающая, а осуществляющая вполне конкретные для этого шаги. Кроме того, обжегшись на реальной опасности, исходящей от своей слабо управляемой госструктуры, показавшей себя во всей своей красе время летних событий, Эрдоган начал проводить тотальную чистку в рядах полиции. Чтобы в следующий раз этот щит не трепыхался в его премьер-министерских руках. Ну какому внешнему агрессору  геополитическому партнеру такое понравится? Вот и США (естественно, не иначе как с подачи редакции одного из СМИ) не понравилось.

Тут, ясное дело, вероломные дальновидные штаты нашли до чего докопаться. Припомнили Эрдогану и его помощь сирийским экстремистам, которых они, правда, в ту пору их боевой славы упорно называли повстанцами, и жесткое подавление летних беспорядков в Турции (конечно же, он с их подачи уже кровавый тиран и авторитарный диктатор)... А до кучи обвиняют его теперь и в порочащих связях с боевиками Аль-Каиды, приписывая сыну турецкого лидера Билалу Эрдогану дружбу с бизнесменом из Саудовской Аравии Ясином аль-Кади, который вроде как финансирует эту террористическую организацию и т.д. и т.п. Будут «раскрыты» новые эрдоганские грехи, если будет нужно. И тогда, когда будет нужно.

В общем, хотелось бы какого-то креатива в действиях США, что ли. Все как-то уж однообразно, если не сказать примитивно. С другой стороны, зачем им изобретать велосипед? Ведь и так все работает, колеса большой политики продолжают крутиться, а мир продолжает лететь в тартарары.

Весьма подробно анализирует сложившуюся ситуацию доктор исторических наук, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов:

"Самое интригующее в политическом кризисе в Турции то, что с точки зрения имиджевых характеристик премьер-министр Турции Реджеп Тайипа Эрдоган стал проигрывать президенту Сирии Башару Асаду. Если раньше на Западе Асада именовали не иначе как «диктатором», требовали его убийства и свержения, соглашались с негативными ярлыками, которые навешивал на него Эрдоган, заявляли, что Дамаск утратил свою политическую легитимность, то сейчас все выглядит наоборот. «Кому-то придется сквозь зубы признать, что Асад остается, — считает директор центра изучения Ближнего Востока в университете Оклахомы профессор Джошуа Лэндис. — Другого варианта игры у нас больше нет». В свою очередь, бывший посол США в Ираке и Сирии Райен Крокерзаявил New York Times: «Настало время снова говорить с Асадом; как бы он ни был плох, он лучше джихадистов, которые возьмут власть, если его не станет».The Washington Post констатирует, что «со стороны правительственных СМИ Турции идет клеветническая кампания, обвиняющая США и Израиль в заговоре против Турции». По мнению газеты, «это глупый и преднамеренный антизападный дискурс, который не может быть проигнорирован Соединенными Штатами» и которые поэтому «должны изменить свое отношение к Турции и Эрдогану».

Летом 2013 года Эрдоган жестко подавил протестное движение, вспыхнувшее во многих городах Турции в связи с реконструкцией парка Гези в Стамбуле. А сейчас по ходу развития коррупционного скандала проводит — сомнительную с точки зрения закона — чистку рядов полиции. На днях в Анкаре он отстранил от должностей более 350 полицейских. Появились также сообщения о том, что чистка полиции затронула уже 15 вилайетов страны. В то же время Турция, как пишет The Times , является членом блока НАТО, связывает свое будущее с ЕС, ее реформы осуществляются по евростандартам, худо ли бедно, но она продолжает жить в системе демократии западного типа. Более того, одно время Брюссель активно поддерживал, как сейчас выясняется не совсем законные, судебные процессы против военных, которым в Турции предъявлялись обвинения в подготовке военного переворота, с черной повязкой на глазах смотрел на дрейф правящей партии «Справедливость и развитие» от кемализма в сторону исламизации, прощал еще многое другое. Но на сей раз Запад стал жестко критиковать Эрдогана, требуя даже его отставки. На наш взгляд, проблема не в том, что Запад и Турция разошлись по отношению к «арабской весне». Первоначально Запад приветствовал приход в Египте к власти «Братьев-мусульман», затем поддержал там военный переворот. Эрдоган выступил в защиту свергнутого в Каире Мурси, ставя под сомнение «искренность Запада в защите ценностей демократии». К тому же Эрдоган упрекает и исламский мир за отсутствие реакции на то, что «в Египте убивают их братьев». Турция разочарована тем, что у нее не срабатывает прежняя формула: «в годы «холодной войны» мы служили интересам Запада — сейчас Запад должен помочь осуществить нам геополитический проект — укрепить влияние на территории, охватывающей бывшую Османскую империю». Тем более что первоначально Турция восприняла события «арабской весны» как один из вариантов осуществления своего геополитического проекта. Но она оказалась не готовой к смене курса Запада, который неожиданно для Анкары отказался от поддержки исламистского режима в Каире, а затем изменил своё отношение к Дамаску, загоняя Анкару в позицию геополитического аутсайдера.

Более того, случилось так, что именно события в Сирии выступили в роли спускового крючка для обострения внутриполитической ситуации уже в самой Турции, превращая ее — наряду с Сирией — в еще один плацдарм для дальнейшей дестабилизации обстановки на Ближнем и Среднем Востоке. Неслучайно и то, что именно на фоне последних турецких потрясений активизировались обсуждения проблем создания Большого Курдистана на территориях компактного проживания курдов в Ираке, Сирии, Турции, Иране, и даже в Азербайджане. Вот почему последний коррупционный скандал в Турции оказался многопрофильным, затронул помимо Турции, Иран, Азербайджан и Саудовскую Аравию.

Асад, похоже, предвидел такой ход событий. Неслучайно еще несколько месяцев назад эксперты германской разведки БНД призывали перестать говорить о его неминуемом устранении от власти. Дамаск поддержал сражающееся против исламистов национальное курдское ополчение, не выступил против альянса «своих» курдов с иракскими. Говоря иначе, он перехватил у Анкары инициативу, демонстрируя готовность вести маневренную «игру» в более широком диапазоне. А когда из Сирии начался вывоз компонентов химических боеприпасов, стало очевидно, что Дамаск заметно укрепляет свои международные позиции. На этом фоне и дипломатический прорыв в вопросе иранского ядерного досье стал приобретать особое значение. В таком контексте более логичными и объяснимыми выглядят происходящие сейчас в Турции события, которые могут вывести из большой политики Эрдогана, поскольку политический кризис в этой стране каждый день преподносит новые сенсационные сюжеты.

Сначала в турецких, а затем и в ряде авторитетных западных СМИ появились сообщения о связях между сыном премьер-министра Турции Билалом Эрдоганом и бизнесменом из Саудовской Аравии Ясином аль-Кади, которого подозревают в связях с Аль-Каидой. Как отмечает DW, «пикантность ситуации заключается в том, что до октября 2012 года саудовский бизнесмен Ясин аль-Кади состоял в черном списке пособников террористической организации Аль-Каида. Тем не менее, он нелегально посещал Турцию, где вел переговоры под прикрытием телохранителей премьер-министра». Это — первое.

Второе: в Турции разгорается еще один скандал, связанный с таинственным грузовиком, перевозившим партию оружия, боеприпасов и гуманитарной помощи в Сирию. Оказывается, перехваченное полицией оружие направлялось Национальной разведкой Турции (MIT) действующим в Сирии боевым группировкам, и, как пишут, «возможно, боевикам Аль-Каиды». Напомним, что ранее президент Сирии Асад уже обвинял Турцию за ее «участие в гражданской войне в его стране», и возложил на нее «вину за разрушение объектов инфраструктуры в Сирии и содействие росту напряженности на Ближнем Востоке». Тогда многие к этому заявлению отнеслись как к пропагандистскому выпаду Дамаска против Анкары. Теперь это находит подтверждение уже в материалах турецкой полиции. Так на практике осуществляется план американского конгрессмена-республиканца Тома Коттона, который заявлял, что «интересы США состоят в том, чтобы не допустить полного краха Сирии как государства и попадания оружия массового уничтожения в руки террористов из Аль-Каиды». На этом направлении многое сейчас блокируется.

Так что вскоре может «заполыхать» уже Турция. Правящая партия дает понять, что строит планы по борьбе с «государством в государстве» — чиновниками и силовиками, не подчиняющимися премьер-министру. Не исключено, что будет предпринята попытка бросить против полиции и судебной системы военных, которых еще недавно обвиняли в попытке государственного переворота. Если, конечно, их убедят или они сами пожелают «тактически» поверить в то, что «стали мишенями особых групп в полиции и судебных органах». Но как бы то ни было, президент Сирии Асад получает шанс по-другому выстроить свою «турецкую партию», заявив о приходе уже в Турцию «арабской весны». 30 марта 2014 года в Турции должны состояться региональные выборы. Так что Эрдоган и Асад действительно поменялись местами.»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции