«РАМАДАН — МЕСЯЦ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Вчера с заходом солнца мусульмане Татарстана, как и всего мира, встретили священный месяц Рамадан. По преданию, в этот месяц случилось нисхождение священного Корана из Святохранимой скрижали и первое откровение благословенному пророку Мухаммаду. На протяжении многих столетий, следуя повелению Всевышнего, верующие мусульмане ежегодно в течение Рамадана соблюдают строгий пост, первый день которого в этом году пришелся на 28 июня.
Верующие организовали велокросс «Навстречу Рамадану» |
В Татарстане Рамадан встретили довольно оригинально. Верующие организовали велокросс «Навстречу Рамадану» по маршруту, включающему в себя многие известные мечети г. Казани, начиная от мечети «Ярдэм», занимающейся социальной реабилитацией слепых, заканчивая мечетью «Марджани», которая с момента основания в 1766 году никогда (даже в советское время) не закрывала свои двери для верующих. По пути движения участники велокросса раздавали прохожим магнитики с мусульманской символикой. Как заядлый велосипедист с многолетним стажем я также с большим удовольствием присоединился к акции.
Сам же месяц поста в этом году в Татарстане уже второй год проходит под девизом «Рамадан — месяц добрых дел». Мусульманские волонтеры и активисты ДУМ РТ на протяжении 30 дней вновь будут участвовать в своеобразном марафоне добра: они будут навещать одиноких стариков, устраивать различные акции для сирот, инвалидов, проводить различные мероприятия для незащищенных слоев населения. Мы хотим, чтобы в этот особый месяц — месяц милосердия — наш мир стал хоть немножечко лучше. Ведь все мы, без исключения, можем согреть своим вниманием близких и родных, поделиться частичкой своей души с теми, кто нуждается в нашей помощи и заботе.
По благословению муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина, в поддержку марафона ДУМ РТ подготовило несколько новых видеороликов с социальной рекламой на тему человеческой доброты, которые, как и в прошлом году, мы надеемся, будут транслироваться по телеканалу ТНВ и, возможно, на других каналах. В новых роликах в центре внимания стоят не только сами ценности отзывчивости и человеколюбия, но и реальные герои из жизни — те люди, которые не на словах, а на деле помогают другим и делают нашу жизнь намного прекраснее. К слову сказать, среди мусульманских организаций России, насколько мне известно, только ДУМ РТ занимается созданием социальной видеорекламы, посмотреть которую можно на специально созданном сайте «Лучший-мир.рф».
ЛЕТНИЕ СЛОЖНОСТИ НА ПУТИ К СВОБОДЕ
С точки зрения рабов потребительской культуры, мусульманский пост — неисполнимое предписание. Ведь пост направлен на то, чтобы помочь человеку обрести дополнительную степень внутренней свободы. Он призывает научиться обуздывать в себе и уметь возвышаться над двумя базовыми желаниями человеческого тела: чревоугодием и любострастием. Именно с этими страстями и связаны все постные запреты. Поэтому от рассвета до захода солнца в месяц Рамадан постящиеся воздерживаются от принятия пищи/питья и от супружеской близости. Многим людям это действительно оказывается не под силу.
Сложность заключается еще и в том, что из-за разности в количестве дней лунного и солнечного календарей месяц Рамадан ежегодно смещается на 11 дней. В результате вот уже несколько лет месяц поста приходится на жаркие летние дни. Более того, летом в наших широтах день, в течение которого действуют постные запреты, длится намного дольше, чем в мусульманских странах. Для сравнения: если в Мекке протяженность первого дня поста в этом году составляет 15 часов (с 4:14 до 19:07), то в Казани — все 19,5 часов (с 2:00 до 21:31). А в Санкт-Петербурге солнце заходит еще на два часа позже, чем Казани — в 23:26, что соответственно удлиняет и продолжительность поста. Возникает резонный вопрос: как соблюдать пост в таких условиях?
ПО РАСПИСАНИЮ МЕККИ
Подобный вопрос религиозной практики ислама до недавнего времени волновал в основном лишь татар — исторически самых северных мусульман мира. Так, известный татарский богослов Муса Бигиев еще в 1912 году написал посвященную данной теме книгу «Пост в длинные дни». В результате же миграционных процессов, которые сегодня активно происходят на планете, с этой проблемой уже сталкиваются и многие другие выходцы из мусульманского мира.
Логика рассуждений мусульманских богословов в данной связи укладывается в императив ислама «облегчать, а не усложнять» жизнь человека. К религиозным предписаниям выдвигается главное условие: они не должны вредить людям. Поэтому, если соблюдение поста в широтах, где летом он становится чрезмерно продолжительным, может так или иначе нанести урон здоровью, то настаивать на подобном посте неоправданно. «В ситуации, когда временами день бывает слишком продолжителен, как, например, в [Волжской] Булгарии, — пишет современный авторитетный богослов Сирии Вахба аз-Зухейли в своем компаративистском многотомнике по каноническому праву ислама, — для поста применяется расписание ближайшего от них региона или же время Мекки».
С ним солидарен и другой не менее авторитетный улем из Египта Али Джума: «Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например, достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя (1) расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня, либо (2) ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство».
СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА НЕ ВЫДЕРЖИВАЛИ ДЛИННЫЙ ПОСТ
Данную картину могут дополнить и малоизвестные страницы исламской истории, на которые мне в свое время довелось натолкнуться в ходе своей работы над книгой, посвященной мусульманскому посту. Мало кто знает, но на заре ислама пост соблюдался несколько иначе, чем это стало принято позднее.
Первые мусульмане приступали к постному воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момента окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующим ему сном. Таким образом, в те времена пост соблюдался не только днем, но и ночью, а на восстановление сил оставалось совсем немного времени. Иначе говоря, постное воздержание по своей продолжительности было сопоставимо с той долготой дня, которая наблюдается летом, например, в Санкт-Петербурге или других северных краях.
Как заядлый велосипедист с многолетним стажем я также с большим удовольствием присоединился к акции |
Сподвижники Пророка не выдерживали такого длительного поста. Кто-то падал в обморок, кто-то нарушал пост в неположенное время. Вот тогда и был ниспослан знаменитый аят Св. Корана: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Бог знал, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что Бог вам предписал [т.е. к зачатию/рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи» (2:187).
Другими словами, этот коранический аят возвестил о новых правилах поста, предполагающих, что он не должен быть чрезмерно длительным и включать в себя ночное время.
«ЕСТЬ ФАТВА, НО ЕСТЬ И ТАКВА»
Впрочем, несмотря на наличие вышеприведенных умозаключений религиозных авторитетов ислама, простые верующие в России всегда соблюдали пост так, как оно было предписано священными канонами ислама: от рассвета до захода солнца. Даже тогда, когда пост приходился на летний период изнурительных сельскохозяйственных работ и соблюдать его, казалось бы, физически невозможно, мусульмане никогда не отступали от принятых правил. «Есть фатва (богословское умозаключение), — говорили они при этом, — но есть и таква (богобоязненность)».
И вот что удивительно: пост в летнее время поначалу пугает, но как только начинается Рамадан, он проходит с необыкновенной легкостью. Об этом говорят многие верующие. И это действительно так.
Поститься или скоромничать в рамадан — каждый решает для себя сам. Но какое бы решение человек ни принял, крайне важно, чтобы все мы использовали любую возможность сделать наш мир лучше, старались бы украсить его открытостью своих сердец, отзывчивостью на чужую боль и безграничным человеколюбием. Месяц Рамадан — прекрасный повод для этого.
От всей души поздравляю читателей «БИЗНЕС Оnline» с наступлением священного месяца!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.