В республике стартовал конкурс «Шамаиль моей семьи», куда принимаются работы в стиле поп-арта
На этой неделе в «Хазинэ» открылась выставка мэтра татарского шамаиля Наджиба Наккаша, посвященная 130-летию со дня рождения великого татарского поэта |
НЕДЕЛЯ ШАМАИЛЯ
Последние дни оказались удивительно щедры на события, связанные с древним искусством татарского народа — искусством шамаиля. В позапрошлую пятницу в «Кул Шарифе» открылась выставка шамаилей уникального народного мастера Габделхака хазрата Бикмуратова, к сожалению, недавно оставившего этот мир. Во вторник (3 февраля) в национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка мэтра татарского шамаиля, известного каллиграфа Наджиба Наккаша «Вдохновленный Тукаем», посвященная 130-летию со дня рождения великого татарского поэта. Ну и наконец, на этой неделе был дан старт II всероссийскому конкурсу «Шамаиль моей семьи», который духовное управление мусульман РТ проводит совместно с государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль» и некоторыми общественными организациями.
Татарский шамаиль — не просто одно из направлений в изобразительном искусстве. Для татар и, соответственно, Республики Татарстан данная традиция имеет особое значение. Осознание этого факта растет из года в год, о чем и свидетельствуют вышеупомянутые события. Однако потенциал этой изобразительной традиции осмыслен у нас не до конца.
ИНСТРУМЕНТ САМОСОХРАНЕНИЯ ТАТАР
Во-первых, традиционный татарский шамаиль выступает одним из инструментов сохранения самосознания татарского народа. Ведь что такое шамаиль для нас? Это наше воспоминание о своих корнях, родной деревне, детстве. Зачастую многие татары даже не знают, что написано на их семейном шамаиле. Для них он прежде всего хранит память о родных бабушках и дедушках.
В казанский центр татарского шамаиля часто обращаются
люди с просьбой отреставрировать их семейный шамаиль
или сделать его точную копию (на фото: момент съемок
программы «Татарлар» телеканала «ТНВ»)
Не случайно в казанский центр татарского шамаиля (Краснококшайская, 156), кстати, созданный по итогам прошлогоднего конкурса «Шамаиль моей семьи», часто обращаются люди с просьбой отреставрировать их семейный шамаиль или сделать его точную копию. Их не интересуют современные каллиграфические работы, какими бы высокохудожественными и изысканными они ни были. Для них нет ничего роднее того шамаиля, который достался им в наследство от своих предков. Таким образом, шамаиль для татар — это бесценная семейная реликвия, наша связь со своим родом. В этом и заключена сила исключительного влияния шамаиля на подрастающее поколение.
Признаться честно, мне и самому довелось испытать на себе подобное влияние. Я вырос в Нижнем Новгороде в русском окружении и имел абсолютно все шансы полностью ассимилироваться в той среде, как это часто происходит со многими татарами в нашей стране. Однажды в детстве, в возрасте 7 - 8 лет, мы с друзьями прыгали с крыш гаражей в сложенные кучи осенних листьев. Было высоко и очень страшно. И все мои друзья перед прыжком перекрестились. Глядя на них, и я начал было автоматически совершать аналогичное движение рукой. Но в этот момент мне вспомнился наш семейный шамаиль, доставшийся нам от бабушки с дедушкой и висевший у нас дома. И тогда я впервые в жизни осознал, что у нас есть свои традиции, свой путь, свое наследие. Моя рука опустилась, и я прыгнул просто так, молча (тогда я еще не знал никаких молитв). Для меня тот молчаливой прыжок стал первой шахадой в жизни. Именно в тот день я впервые осознал себя татарином, мусульманином.
Когда дети растут, глядя на татарский шамаиль, они сызмальства впитывают архетипы татарского самосознания |
Другими словами, когда дети растут, глядя на татарский шамаиль с национальными орнаментами, мечетями, выполненный по старинной технике татар, то они сызмальства впитывают архетипы татарского самосознания, культурный код татарского народа. Поэтому без всякого преувеличения можно утверждать, что шамаиль — это один из инструментов самосохранения татар как нации. Вот почему это искусство важно сохранять и возрождать.
ДРАЙВЕР ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Во-вторых, татарский шамаиль — это один из способов содействия развитию туристической отрасли Татарстана. В плане развития туризма в нашей республике сделано и делается немало. Туризм вполне справедливо рассматривается у нас как один из драйверов развития экономики. Однако в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке мы должны не переставать думать над созданием новых туристических продуктов. И искусство шамаиля нам здесь может помочь.
Как известно, искусство арабской каллиграфии распространено во всем мусульманском мире. Это связано с тем, что культура ислама центрирована вокруг Корана подобно тому, как христианство центрировано вокруг личности Христа. Именно поэтому в христианском мире получила распространение иконография, отсылающая нас прежде всего к образу Христа, а в исламском мире популярность получила каллиграфия, отсылающая нас к тексту Корана.
Турист ищет в нашем регионе именно местный колорит, который сполна представлен в искусстве татарского шамаиля |
Другими словами, арабская каллиграфия — это общемусульманский мировой феномен. При этом у разных народов данная традиция имеет свое национальное, региональное преломление. Так, например, в Турции образцы каллиграфии оформляются в технике эбру, когда краски наносятся сначала на поверхность воды, а потом переносятся на бумагу. В Иране распространена керамика. А у татар арабская каллиграфия получила распространение в технике традиционного татарского шамаиля, т. е. когда краски наносятся с обратной стороны стекла и подсвечиваются фольгой. Подобно сафьяновой коже, шамаили, выполненные в подобной технике, стали неотъемлемой частью самобытной культуры татарского народа, проявлением ее уникальных специфических черт.
На уровне татарстанских музеев осознание этого есть. Собрания старинных шамаилей имеются и у Национального музея РТ, и у музея изобразительных искусств. Современные шамаили достойно представлены в музее 1000-летия Казани и музейных экспозициях Болгарского заповедника. Отдельные шамаили вы встретите и в музеях Салиха Сайдашева, Габдуллы Тукая, Баки Урманче, Кави Наджми и во многих других.
Правда, часто люди, глядя на татарские шамаили, не понимают, что они сталкиваются с уникальным феноменом мировой культуры, родившимся в недрах религиозной традиции татар. А ведь турист ищет в нашем регионе именно местную специфику, местный колорит. Однако донести до него эту мысль наша туристическая отрасль зачастую оказывается не в состоянии. Вот почему так важны мероприятия, направленные на популяризацию искусства татарского шамаиля и разъяснения его значимости и уникальности. В идеале в республике должен появиться отдельный музейный центр, полностью посвященный искусству татарского шамаиля.
Татарский шамаиль – это одна из возможностей вывода «бренда» татар на мировой уровень |
МЯГКАЯ СИЛА ТАТАР
Ну и наконец, в третьих, татарский шамаиль — это одна из возможностей вывода «бренда» татар как минимум на общероссийский, а в перспективе и на мировой уровень. Это, так сказать, инструмент мягкой силы, придающий Татарстану глобальное звучание. Что я имею в виду?
Прежде всего мы должны осознать, что в традиции татарского шамаиля предметом культурного наследия являются не только сами шамаили, но и техника, в которой они исторически делались. Художники это давно уже поняли и начали делать на стекле с подсветкой из фольги картины, не имеющие никакого религиозного содержания. Так, например, казанский художник Равиль Загидуллин в технике татарского шамаиля оформляет различные орнаментальные композиции с восточным колоритом, а его набережночелнинский коллега Мадьяр Хазиев пишет картины на тему старинной Казани.
Сегодня в технике татарского шамаиля
создаются работы в стиле поп-арт
Но если эти и другие художники, отойдя от непосредственно религиозного содержания, все же еще «цепляются» за восточные и татарские мотивы, то уже появилась группа художников, которые пошли дальше. Так, например, Рина Ариадна (Арина Кузнецова) создала целую серию работ под названием «Сны о чем-то большем». Здесь перед нами в технике татарского шамаиля предстают произведения, которые можно квалифицировать как так называемое современное искусство. Или, например, Ленар Ахметов, который, также работая в данной технике, делает картины в стиле поп-арт: у него на стекле с подсветкой из фольги изображены, частности, гамбургер и Snickers. Получается такой татарский Энди Уорхол.
Через эти работы техника татарского шамаиля обретает универсальное, общечеловеческое звучание. А вместе с ним и татары выходят в пространство общемировой культуры.
КОМУ ДОСТАНУТСЯ 100 ТЫС. РУБЛЕЙ?
О концептуальном осмыслении всех упомянутых в статье культурных явлений мы подробнее поговорим в следующий раз. Ну а сейчас пора рассказать об условиях объявленного конкурса. Он проводится по четырем номинациям (см. ниже). Призовой фонд составляет 100 тыс. рублей. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 20 апреля. Произведения, вошедшие в шорт-лист, будут экспонироваться на территории Казанского кремля с 21 мая, Дня официального принятия ислама в Волжской Булгарии, до 5 июля, праздника Ураза-байрам. Именно тогда мы и узнаем, достанутся ли татарскому Энди Уорхолу, кто бы им ни был, 100 тыс. рублей от ДУМ РТ.
Более подробно об условиях конкурса можно посмотреть в его положениях на сайте татарстанского муфтията.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.