Страна пирамид находится в глубоком экономическом кризисе. Само по себе это уже лет эдак пять не новость, аккурат со времен «великой февральской египетской революции». Однако в июне национальная валюта в очередной раз ушла в крутое пике, что стало очевидным маркером ухудшения ситуации. Казанская журналистка Лилия Ахмадеева, проживающая сейчас в Египте, в материале, написанном для «БИЗНЕС Online», рассказывает, как, в том числе с помощью «Татнефти», местные власти пытаются спастись от кризиса.
Запрет на посещение страны пирамид гражданами РФ стал «контрольным в голову» для египетской туротрасли
«КОНТРОЛЬНЫЙ В ГОЛОВУ» МЕСТНОЙ ТУРИНДУСТРИИ
Традиционно самым высоким в Египте считается зимний сезон, когда конкурентов в своей ценовой категории у курортов Красного моря нет. Зима 2015 - 2016 года в любом случае обещала быть не ахти какой прибыльной. Еще ранее из-за обесценивания рубля и, как следствие, снижения платежеспособности многие россияне (а это треть всего турпотока в Египте) отказались от заграничных поездок. Запрет на посещение страны пирамид гражданами РФ и вовсе стал «контрольным в голову» для местной туротрасли. Таким образом, этой зимой Египет недосчитался как минимум трети туристов. На деле гораздо больше, ведь Россия не единственная страна, «забанившая» арабскую республику из-за теракта в небе над Шарм-эш-Шейхом. Свои рейсы прекратила, в частности, Британия. Многие жители других европейских стран, будучи существами ответственными и рассудительными, самостоятельно обошли Египет стороной. Полгода назад им, наверное, еще казалось, что в их странах гораздо безопаснее.
В цифрах все выглядит следующим образом. Доходы казны от туротрасли за первый квартал текущего года составили $500 млн., тогда как за январь-март годом ранее в бюджет поступило на $1 млрд. больше. По другим данным, с момента теракта над Синаем в ноябре 2015 года по февраль следующего года Египет недосчитался порядка $2,3 миллиарда. Количество человек, посетивших курорты Красного моря, тоже различается на круглое число: в первые три месяца 2015 года их было 2,2 млн., в тот же период 2016 года цифра «красиво» снизилась на миллион.
СУЭЦКОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ ЦЕНОЙ В $8,5 МИЛЛИАРДОВ
Туризм входит в тройку бюджетообразующих источников (11% ВВП), а открывает ее Суэцкий канал, который тоже заслуживает нескольких слов в контексте темы. Год назад с помпой открыли вторую очередь канала. Было много речей о том, что проект, который обошелся в $8,5 млрд., если не спасет экономику Египта, то уж доходы удвоит-утроит, это точно. По прогнозу, вливания в казну должны были увеличиться с $5,3 до $13,2 миллиарда. Однако вторая очередь работает уже год, а результаты отнюдь не впечатляют. За фискальный период 2015 - 2016 годов канал заработал все те же $5,3 млрд. (48,5 млрд. египетских фунтов), прогноз на следующий фискальный год —$6,3 млрд. (56,4 млрд. соответственно, если исходить из курса доллара 1 к 9, что маловероятно: фунт падает).
Год назад с помпой открыли вторую очередь Суэцкого канала
Напомним, откуда власти Египта изыскали средства на строительство второй очереди канала. Частично они привлекли инвестиции посредством выпуска «народных акций» малого номинала, остальные источники не раскрываются, но, очевидно, не обошлось без денег богатых соседей. Правительство генерала ас-Сиси, пришедшего к власти в результате военного переворота, получило многомиллиадные транши на безвозмездной основе от Саудовской Аравии и ОАЭ. С помощью нефтяных долларов были залатаны зияющие дыры в бюджете, а также начаты амбициозные «стройки века». По поводу последних в обществе преобладает скептизицм, распространено также мнение, что деньги следовало бы потратить на точечные, тактические меры по поддержанию местных товаропроизводителей, компаний с большим количеством рабочих мест, мелких и средних предпринимателей — словом, тех, на ком держится экономика Египта в отсутствие доходов туротрасли.
КРЕДИТ МВФ В ОБМЕН НА ОБНИЩАНИЕ
В июне египетский фунт в очередной раз потерял в стоимости. Курс национальной валюты по отношению к доллару упал сразу процентов на 20%, с 8 до 10 фунтов, затем немного отыграл назад. Однако по официальному курсу доллар купить в Египте невозможно, в банках этой валюты нет. В стране работают ограничительные меры, призванные лимитировать спекуляции с долларом и предотвратить дальнейшее падение фунта. Приобрести американские дензнаки можно лишь при особых условиях, например, предъявлении билета за границу. Держатели долларовых карт столкнулись с заморозкой счетов и лимитом на выдачу наличных (в разных банках условия разные, но речь идет о суммах порядка $500). В «свободной» продаже доллар есть только на черном рынке по цене 13 - 14 фунтов.
Потребительские цены на многие товары первой необходимости взлетели на 50%. И речь идет не только об импорте, но и о продукции, производимой в стране. Так, килограмм белого риса, главной злаковой культуры, подорожал в июле в среднем с 5 до 8 фунтов. Ситуацию с мгновенным ростом цен на продукты даже там, где, казалось бы, это совсем не обосновано, можно легко представить, если вспомнить, как это происходило в России сразу после введения санкций и обвала рубля. В Египте даже оборванец, в жизни не державший в руках доллара, который жарит на улице кукурузные початки — наидешевейший местный фастфуд — в эти дни заломит цену. «Дуллар, хадретак!» — последует многозначительный комментарий в ответ на возможные вопросы («Доллар, уважаемый!»).
Еще ранее правительство решило отказаться от дотационной политики и отпустило рычаги сдерживания цен. Стоимость электроэнергии для конечного потребителя в стране поднялась вдвое и продолжает расти. То же самое происходит с другими ресурсами — в частности, газом и бензином. Власти пошли на это, так как, во-первых, не тянет бюджет, а во-вторых, таковы стандартные условия предоставления кредитов от международных финансовых организаций. Египет и МВФ заканчивают переговоры, результатом которых может стать 3-летняя программа кредитования с предоставлением арабской республике $12 млрд. Западные СМИ называют вливания МВФ последним, пожалуй, шансом Египта на выживание. При тотальном обнищании страны, безработице, разорении огромного числа мелких и средних предпринимателей впору ожидать голодных бунтов. Правда, на этот счет режим подстраховался: все время, пока «военный президент» ас-Сиси у власти, в стране шло укрепление режима безопасности вкупе с усилением позиций армии и полиции (а по факту — закручивание гаек).
Пока страна скатывается в экономическую яму, власти и не думают отказываться от осуществления масштабных долгосрочных проектов. Видимо, именно в них правительство видит потенциал для создания рабочих мест и возвращения инвесткапитала в страну пирамид. Так, «Газпром нефть» и «Татнефть» получили предложение организовать совместное предприятие на территории Египта по производству удобрений и метанола для внутреннего рынка (импортозамещение!). Проект стоит порядка $6 млрд., которые стороны вложат на паритетных началах. Он является частью плана по строительству российской промышленной зоны с облегченным налоговым режимом. РПЗ, под которую уже выделено 80 га земли у Порт-Саида, начнет свою работу в 2018 году.
Еще одно грандиозное начинание — строительство атомной электростанции. Этот проект более реален и уже находится на последней стадии проработки. Посол России в Египте Сергей Кирпиченко даже обмолвился, что контракт может быть подписан уже в этом августе. Сразу после этого начнется подготовка к строительству первой в арабской республике АЭС за счет кредита, предоставленного РФ. Остается только открыть воздушное сообщение с Египтом. Не через Турцию же российским специалистам летать, в конце концов!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.