«Я с удовольствием езжу в оркестры, которые меня тепло принимают, но работать люблю именно со своим коллективом. Максимума я добиваюсь именно здесь», — уверен худрук ГСО РТ Александр Сладковский. В своем очередном материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает о сотрудничестве с приглашенными дирижерами, своей работе с другими оркестрами и планах на ближайшее и более отдаленное будущее.
«Мне, когда я шесть лет назад принял приглашение работать в Казани, известные музыканты тоже говорили: «Куда ты едешь?! Ты что, с ума сошел?!»
«Я ВСЕХ ПРИГЛАШАЮ, ПРОСТО НЕ ВСЕ МОГУТ ПРИЕХАТЬ»
Начну с искреннего признания: с дирижерами пока дела обстоят очень напряженно. Те люди, которых я бы хотел к нам пригласить и приглашал, ссылаются на занятость. Среди них — Андрей Борейко, главный дирижер Национального оркестра Бельгии; Туган Сохиев, главный дирижер Большого театра России и Национального оркестра Капитолия Тулузы; Василий Петренко, главный дирижер Филармонического оркестра Осло. Возможно, какие-то агентские ограничения сказываются, а возможно, и подсознательный «страх провинции». Мне, когда я шесть лет назад принял приглашение работать в Казани, известные музыканты тоже говорили: «Куда ты едешь?! Ты что, с ума сошел?!»
Впрочем, оглядываясь назад, скажу, что у нас все-таки побывали многие прекрасные дирижеры. Владимир Иванович Федосеев, например, был дважды, как и Гавриэль Гейне из Мариинского театра. Приезжал и Кристофер Мулдс — специалист по барочной музыке, который регулярно работает в Большом театре и в Московской филармонии. Да много кто был! Сознаюсь, я не отношу себя к тем дирижерам, которые боятся пригласить кого-то, кто лучше. Мне не дадут соврать: ну нет у меня комплекса, нет соревновательного азарта или боязни, что меня кто-то обскачет. Я всех приглашаю, просто не все могут приехать. Что делать, дирижеры — занятые люди. У многих график расписан на годы вперед.
Если говорить о солистах, сейчас, когда мы попали на лист агентства IMG и, кроме этого, сотрудничаем и с другими агентствами, все стало очень удобно. Те солисты, которые приезжают в Казань, — не просто хорошие, а очень хорошие музыканты. Уровень наших партнеров предполагает топовых солистов и такого же — топового — плана события. Например, от французского агентства «Сарфати» мы ездили к Рене Мартену на его фестиваль Les follе journee («Безумный день»), европейский тур в декабре нам устраивает агентство IMG, а февральский тур в Испании — одно из ведущих испанских агентств.
Что касается меня лично, на днях я играл с Вадимом Репиным и Российским национальным оркестром в Москве. С другим коллективом — Национальным филармоническим оркестром Владимира Спивакова — буду дирижировать «Просветленную ночь» Шенберга, «Дон Кихота» Рихарда Штрауса и «Песнь о земле» Малера. В эту группу выступлений меня пригласил на свой фестиваль замечательный баритон Василий Ладюк. А еще предстоит концерт с Государственным симфоническим оркестром России в венском театре An der Wien. Том самом, где в свое время состоялась премьера «Волшебной флейты» Моцарта. Там мы дадим программу с «Весной священной» Стравинского и сюитой из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.
«Оркестр Татарстана — удивительный с точки зрения готовности к сотрудничеству и приятию любой концепции, любого исполнительского требования»
«МОЙ КАЗАНСКИЙ ОРКЕСТР — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ МЕНЯ»
Все это, безусловно, приятно. Но, каким бы ты ни был выдающимся, заслуженным, каким бы ты ни был волшебником, если ты приезжаешь в чужой коллектив, все равно испытываешь трудности, как бы тепло там тебя не принимали. Две-три репетиции — интересная вещь, но... Конечно, когда я был моложе, меня это заводило: «Интересно, сумею я за одну-две репетиции собрать и бабахнуть „Весну священную“?!» Сейчас я на это смотрю несколько иначе. Как говорится, своя рубашка ближе к телу.
Мой казанский оркестр — это продолжение меня. Это что-то, что можно назвать самолетом ручной сборки под конкретного пилота. Дело в том, что ни один из приглашенных мной дирижеров — а это были и Владимир Иванович Федосеев, и Владимир Теодорович Спиваков, и итальянские дирижеры — ничего настораживающего о нашем оркестре не сказал. Оркестр Татарстана — удивительный с точки зрения готовности к сотрудничеству и приятию любой концепции, любого исполнительского требования. Вот почему я с удовольствием езжу в оркестры, которые меня тепло принимают, но работать люблю именно со своим коллективом. Максимума я добиваюсь именно здесь. И только здесь могу работать концептуально, глубинно, перфекционистски.
20 сентября после трехнедельного перерыва встал за пульт своего оркестра. Ну что? Живой организм! Ребята отдохнули, отвлеклись от работы. Слушаю, кто-то где-то просел. Чувствую, требуется срочный техосмотр. Это я к тому, что любой оркестр, даже самый классный, требует постоянного и пристального к себе внимания. Паспортные данные оркестров — это вещь, как бы подразумеваемая, но эти паспортные данные все время меняются. Не буду называть один оркестр, поработать с которым я буквально мечтал когда-то, а сейчас думаю: «Только бы меня не приглашали». На сегодняшний день в России есть несколько оркестров, где — точно знаю — меня примут, будет классный результат. И все-таки возникает ощущение, что пилотируешь не свою машину. Тем сильнее хочешь вернуться сюда к своим ребятам.
«МОЯ МИССИЯ — НЕ ЗАВОЕВЫВАТЬ СЕБЕ ИМЯ С ЗАПАДНЫМИ ОРКЕСТРАМИ, А СДЕЛАТЬ НАШ ОРКЕСТР ИЗВЕСТНЫМ В МИРЕ»
Расскажу немного о репертуарных прицелах ГСО РТ. В этом сезоне мы будем играть Седьмую симфонию Брукнера, которая в Казани никогда не звучала. Хотелось бы поднять еще и Седьмую Малера: поскольку малеровские Первая, Четвертая, Пятая, Девятая у нас уже были, надо доращивать его симфонический корпус. Но, трезво глядя на вещи, понимаю, что в этом сезоне сделать Седьмую Малера просто не успеваем. Ее мы сделаем через сезон. Тогда же мечтаю исполнить и не игранную здесь Седьмую симфонию Дворжака. Ну а возвращаясь к тому, с чего начал, очень надеюсь на возможный визит к нам Михаила Плетнева в качестве дирижера. Тем более что с его Российским национальным оркестром в прошлом сезоне мне довелось провести очень интересный европейский тур, в котором сам руководитель РНО выступал солистом в фортепианном концерте Шумана.
Меня часто спрашивают, чего я ожидаю от агентства IMG по части предлагаемых мне оркестров. Честно скажу, что не ожидаю «революционных переворотов». Конечно, в их деятельность входит проба новых комбинаций: я для них человек новый. Надеюсь, что им будет интересно попробовать меня в союзничестве с их оркестрами-партнерами. Вызовы, которые судьба тебе посылает, всегда важны. И всегда значимо знать, как ты с этим справляешься, ведь помимо моих дипломов, моих лауреатств, каких-то моих прошлых активов важно понять и предъявить себя сегодняшнего. И все-таки первой своей задачей я считаю показывать не себя любимого, а свой коллектив — ту самую машину, о которой все говорили, говорят. И вот сейчас мы с нее снимаем чехол.
В агентстве IMG нас консультируют на предмет того, как мы бы могли развиваться. Мир-то огромный! Помимо европейских направлений почему бы не присмотреться к Азии, Латинской Америке, Китаю?! От нашего европейского тура, точнее, от того, насколько удачным он окажется, зависит наше дальнейшее продвижение по миру. Чудес, как думают люди, не бывает. Но чудеса бывают. Моя миссия — не завоевывать себе имя с западными оркестрами, а сделать наш оркестр известным в мире. Именно это и есть мой стратегический интерес. Преследуя его, на открытие сезона с Одиннадцатой симфонией Шостаковича я пригласил критиков из Австрии, Германии и Швейцарии. Думаю, они получили достаточно впечатлений, чтобы подготовить к декабрьскому европейскому туру ГСО РТ публику Цюриха, Линца, Братиславы и, конечно, Вены. Ну а дальше поживем — увидим.
Александр Сладковский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.