.. «Тукай — такая личность, которую нельзя трогать. Это все равно что задеть самое святое у татарского народа» Фото: Ирина Ерохина

«ЗДАНИЕ ВОССТАНОВИЛИ, ОТВЕДЯ 10 ПОЗОРНЫХ МЕТРОВ ДЛЯ КОМНАТЫ ТУКАЯ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ»

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся,

что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Карл Маркс

Тукай — такая личность, которую нельзя трогать. Это все равно что задеть самое святое у татарского народа. На углу улицы Московской с 1866 года стояло здание бывшего доходного дома купца Измаила Апакова. В начале XX века в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры.

В 2008 году Институт истории направил письмо руководителям республики с описанием событий и личностей, которые связаны с номерами гостиницы «Булгар», предложив создать там музей.

Вскоре после этого дом снесли. Но после большого шума, который поднялся среди общественности, начал бегать какой-то строитель с извинениями и убеждал меня, что выстроят точь-в-точь.

Интересно, почему люди предпочитают оригиналы копиям? Когда дело касается картин великих художников, целые институты подключаются для подтверждения их подлинности, а к зданиям относятся как бухгалтеры, вычисляя амортизацию основных средств.

На углу улицы Московской с 1866 года стояло здание бывшего доходного дома купца Измаила Апакова. В начале XX в. в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры В начале XX века в этом здании коммерсант Фаткулла Ахмадуллин, арендовав один из этажей дома, открыл гостиницу «Булгар», которая вскоре превратилась в своеобразный центр татарской культуры

Здание восстановили, отведя 10 позорных метров для комнаты Тукая на первом этаже. 40-й номер, где он жил, уже был продан. Тукая всю жизнь продавали и предавали. Такого удара татарская интеллигенция еще никогда не испытывала. На чьей совести эта операция, не знаю, надо думать, у тех, чья рука не дрогнула посягнуть на память о великом Тукае. И такие есть среди нас...

С разрушениями в Казани — старая история. Мне как председателю ВООПИиК (общество охраны памятников) пришлось много выступать, причем в резких тонах. Чего я только не услышал в ответ! Типа я мешаю строителям облагораживать Казань, «устраиваю Помпеи», хотя под этим лежал диковатый коммерческий интерес...

Кабмин для снятия с охраны памятников архитектуры придумал даже критерии типа ветхости, изношенности, отсутствия фундамента, плохого скрепляющего раствора и т. д. Мне пришлось написать свое мнение об их теории: «По вашим критериям надо немедленно снести башню Сююмбике. Она ужасно ветхая, опасно наклонилась и представляет угрозу для посетителей».

Мне ответили: «Не поднимай руку на святое». Номера «Булгар» тоже святое, но снесли же.

«Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань, улицу за улицей вместе с мэром и прокурором, а в свите шли потенциальные спонсоры» «Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань улицу за улицей» / Фото: president.tatarstan.ru

«В ГОСТИНИЦЕ «БУЛГАР» ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ МАКСУДИ, КАМАЛ, ВАХИТОВ, АКЧУРА, АЛКИН...»

Вся эта вакханалия прекратилась с приходом Рустама Минниханова. Он начал по выходным обходить старую Казань улицу за улицей вместе с мэром и прокурором, а в свите шли потенциальные спонсоры. Я вздохнул с облегчением, а татарстанское отделение ВООПИиК прославилось на всю страну как организация, нашедшая общий язык с властью и работающая с учеными рука об руку.

Но вернемся к истории номеров «Булгар». В 1906–1916 годах там находилась редакция газеты «Юлдуз» («Звезда») — самого популярного среди татар периодического издания. Ее редактором и издателем был известный педагог и журналист Ахмад-Хади Максуди. В 1906 году он же открыл в номерах «Булгар» первую библиотеку национальной книги «Китапханаи Исламия».

В гостинице «Булгар» в 1907 году впервые начал свою работу «Восточный клуб», объединивший передовых представителей татарской интеллигенции. Среди учредителей и активных членов этой организации были: просветитель Ибрагим Терегулов, драматург Галиаскар Камал, купцы Апанаевы, Юнусовы, Казаковы, театральный критик Габдрахман Карам, писатель Фатых Амирхан и многие другие.

В 1908 году в одном из номеров гостиницы открылась редакция газеты «Эль-Ислах» («Реформа») — орган леворадикальной молодежи, шакирдов, недовольных порядками в конфессиональных учебных заведениях. Фактическим руководителем этого издания являлся писатель Фатых Амирхан. Он также с перерывами проживал в номерах «Булгар» с 1908 по 1911 год.

В гостинице «Булгар» жил (с перерывами) Габдулла Тукай, начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере В «Булгаре» жил (с перерывами) Габдулла Тукай — начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере

В гостинице «Булгар» жил (с перерывами) Габдулла Тукай — начиная с октября 1907 года по декабрь 1912 года в 40-м номере.

Именно в «Булгаре» он написал свои лучшие, теперь уже классические произведения. Так, знаменитая поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» содержит в себе образы Сенной площади, где находилась гостиница. А ее персонаж — турецкий богатырь Карахмет — во время гастролей в цирке Никитиных останавливался в этих же номерах.

Кроме сотрудничества в газете «Эль-Ислах» поэт в 1910–1912 годах работал ответственным секретарем юмористического журнала «Ялт-Йолт» («Зарница»), чья редакция также находилась в этом здании.

«Ялт-Йолт» и журнал «Тербия» («Воспитание»), а также газеты «Эхбар» («Вести»), «Казан мухбире» («Казанские известия») печатались в типографии братьев Шараф — «Урняк», располагавшейся в номерах «Булгар».

Кроме того, в «Булгаре» в разное время проживали: поэт Сагит Рамиев, революционер Мулланур Вахитов. Постоянно снимали комнату под названием «Сайяр» татарские артисты Габдулла Кариев, Валиулла Муртазин-Иманский, Ахмат Кулалаев и другие первопроходцы национальной сцены. В «Булгаре» останавливалась и первая татарская актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

В 1912 году в 22-м номере гостиницы жил Габдельбари Габдуллович Саитбатталов — ученый-историк, видный представитель национального движения. Он с 1925 года находился в эмиграции в Турции, где прославился как исследователь культуры тюркских народов под именем Абдулла Баттал-Таймас.

В разное время в гостинице на деловых и творческих встречах бывали: писатель Галимжан Ибрагимов, Султан Рахманкулов, публицисты, общественные деятели, ученые Вафа Бахтияров, К. Бакер, Юсуф Акчура, Сеид-Гирей Алкин, Г. Хасани, Газиз Губайдуллин и многие другие.

Приведу заключительный абзац нашего письма с тем, чтобы показать наше искреннее старание отстоять это здание: «Здание номеров „Булгар“ является выдающимся памятником истории и культуры татарского народа. Татарская история ХХ века во многом творилась именно там. Поэтому было бы выигрышно при реставрационных работах не только сохранить сороковую комнату, где жил Тукай, но сделать музейный комплекс с тем, чтобы представить цельную картину Татарской слободы с Сенным базаром, многих писателей и издателей, материал о которых разбросан и малодоступен для посетителей. Желательно отдельно выделить историю татарского театра, начиная с основоположников Габдуллы Кариева, Галиаскара Камала и заканчивая Марселем Салимжановым, «Восточного клуба», с которым связаны многие начинания (струнный оркестр и прочее). Интересным элементом такого комплекса мог бы стать не только образ жизни писателей, актеров, издателей и т. д., но и чайная (с демонстрацией некоторых персонажей произведений, например, „Кисекбаша“), где рождались идеи, вошедшие ныне в учебники истории и литературы».

«Строителям не нужна татарская культура, хотя все, кто разрушал этот памятник, были татарами. Я верю, когда-нибудь появится мемориальная доска с именами тех, кто причастен к разрушению этого огромного куска нашей истории. Им нет оправдания»Что открыть, нажмите

«СТРОИТЕЛЯМ НЕ НУЖНА ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА, ХОТЯ ВСЕ, КТО РАЗРУШАЛ ЭТОТ ПАМЯТНИК, БЫЛИ ТАТАРАМИ»

Строителям не нужна татарская культура, хотя все, кто разрушал этот памятник, были татарами. Я верю, когда-нибудь появится мемориальная доска с именами тех, кто причастен к разрушению этого огромного куска нашей истории. Им нет оправдания.

У нашего института есть мечта написать книгу об истории одного-единственного дома — номеров «Булгар», где будет виден механизм создания среди татар общей идеологии, общей системы образования и Просвещения в условиях отсутствия не только государственных, но и общетатарских структур. Эта мечта вполне осуществима. Мы сделаем это.

В 1971 году Сибгат Хаким написал поэму «Сороковой номер» о комнате в «Номерах Булгар», где жил Тукай. Он считал поэму лучшим из того, что написал. Поэма заканчивается такими строками:

Великие уходят... Вслед за ними,

Как звезды, новые восходят имена...

Народ мой, береги сынов — и ныне,

И впредь — в нелегкие, крутые времена...

Тукай — язык мой. Равного не знаю.

Он — школа, свет, когда вокруг темно.

К своим истокам, родина, к Тукаю,

Я верю, ты вернешься все равно.

И помни, помни: есть на свете «Булгар»,

Трагический, как жизнь, сороковой...

В том номере — душа... Тукай не умер!

Сходи — он сам поговорит с тобой.

Спеши к Тукаю, молодое поколенье,

Укрась цветами стройный пьедестал!

«Родной язык» — его стихотворенье,

Его завет — народным гимном стал!

Бессмертно, как народ, родное слово.

Звучать ему и в праздник, и в беду.

Бежит, струится нить дороги новой.

А годы вдаль зовут. И я иду...

Не только судьба Тукая, но и здания, где он писал великие стихи, оказалась трагической. Что тут еще добавить? Кто-то хорошо нагрел руки. У Тукая и при жизни было врагов больше, чем собак, и после смерти не дают ему покоя. Место поклонения великому поэту распродали. Его всю жизнь предавали и продавали. Не будет этому конца...

Отец как-то сказал, что после нас останутся одни шабашники. Так оно и случилось.

«Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать» «Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать»

После смерти отца я привел в порядок весь архив, фотографы принесли из своих фондов неопубликованные снимки. Николай Седов снимал отца в самых разных ситуациях, он выложил на стол более сотни фотографий. Среди них одну выделил особо:

— Мне нравится эта фотография, что-то в ней есть — два совершенно посторонних человека, каждый занят своим делом, смотрят в разные стороны, но что-то в этом есть. Не знаю.

Я с удивлением и радостью отвечаю:

— Это единственная фотография, где мы с отцом вместе, хотя меня на ней не узнать.

Куда передние колеса, туда и задние.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции