Открытие выставки донецкого художника и скульптора Равиля Акмаева в Доме дружбы народов Татарстана и приехавшие специально для этого делегация республиканского художественного музея ДНР и съемочная группа донецкого телеканала «Оплот-ТВ» не попали в топ ударных новостей Казани. Тем не менее журналист и общественный деятель, автор «БИЗНЕС Online» Римзиль Валеев считает это событие историческим и признает Равиля Акмаева яркой личностью татарского сообщества и постсоветской культуры.
Равиль Акмаев (справа)
«ВСЕ БЫЛО ТОРЖЕСТВЕННО И КРАСИВО»
Все было торжественно и красиво. Играл инструментальный оркестр «Мирас», выступили представители аппарата президента и министерства культуры Татарстана. Гости вручили хозяевам благодарственное письмо от и. о. министра культуры ДНР и черную розу, отлитую из металла, упавшего на Донбасс в виде бомбы. Подписано соглашение о сотрудничестве между ГУК «Донецкий республиканский художественный музей» и ГБУ «Дом дружбы народов Татарстана». В следующем году, алла бирса, состоится ответная выставка в Донецке.
Увиденное и услышанное на выставке ведомственного значения потрясает, хотя выставка картин татарина, живущего в далекой стране, — обычное дело для Дома дружбы. О ней рассказали лишь сайты самой организации и минкульта, и еще покажет, наверное, сюжет телеканал «Оплот-ТВ», так как на выставке работала съемочная группа этой компании из ДНР, а также телеведущий, известный как автор и ведущий популярной передачи «Без галстуков с Рашитом Романовым».
Но все в этот четверг было необычно. И металлическая роза, подаренная хозяевам директором донецкого музея Надеждой Анищенко, и подпись министра непризнанной республики под благодарственным письмом, и телеведущий с татарскими корнями и с интеллигентной мужественной внешностью Рашит Шехмаметьев, он же Романов, и популярная татарская песня «Шахта» в исполнении Филюса Кагирова, которую старшее поколение обычно слушает со слезами на глазах. Она не просто о проводах парня из татарской деревни на заработки в шахты Донбасса, а о судьбе народа, рассеявшегося по стране и миру и ищущего своего счастья в мирном труде даже в столь неспокойных краях, как юго-восток Украины.
Надежда Анищенко
КАКОЙ ОН, «ТАТАРСКИЙ ШАГАЛ»?
И все же главная причина кома в горле, во всяком случае в моем, другая. Дело в нем, в самом художнике. 69-летний Равиль Акмаев всегда держался подальше от власти и политики. В своей биографии Равиль Сибгатуллович указывает образование педагога-дефектолога, хотя еще окончил институт искусства и культуры в Москве. Он учился у Ивана Губского. Равиль не обласкан киевскими или московскими властями. На его счету участие в 50 выставках в Будапеште, Нью-Йорке, Москве и других городах. Его картины хранятся в знаменитых музеях. Никаких званий и степеней не нажил — от власти всегда старался держаться подальше, работал для себя и для людей. Но его знают. Посвященная ему передача телеканала «Донбасс» еще в 2012 году вышла в эфир в серии «Гордость Донбасса».
Искусствоведы иногда его называют «татарским Шагалом». Наверное, это не совсем точно, так как в картинах Марка Шагала ощущается мотив Парижа, Петербурга, европейской, российской и еврейской культуры. Равиль же совсем другой. Его с Ильей Глазуновым, Александром Шиловым или Баки Урманче не сравнишь. Он избегает русской, украинской или татарской детализации, его фантазия универсальна, космополитична. Он склонен к общей для всех житейской философии. Старательно обходит политику и государственные мотивы (хотя раньше в плакатах дыхание политики передавалось). У него приоритет донецкого восприятия жизни, поэтому на Донбассе его понимают лучше, чем где-либо.
ДОНБАСС КАК СУДЬБА И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Да, именно так: всей душой, мыслями и творчеством он врос в Донбасс как в землю и нравственное понятие. В самом начале войны его скульптура «Друг» украсила центр Донецка. Странный худой человек «пошел» вверх по бульвару Шевченко под дождем, держа зонтик над своей непородистой собакой. Когда началась война, скульптура была на отливке в Харькове. Равиль сам провез ее через линию фронта в Донецк. На украинском блокпосте прикинулся обычным грузоперевозчиком, сказал, что не знает содержимого огромного свертка. Проверивший документы часовой увидел, что он татарин и удивился хорошему произношению украинского языка. А Равиль объяснил, что «державная украинская мова» ему близка, тем самым спас себя и скульптуру. Знание украинского выручило! Если бы охрана догадалась, что провозят 300 кг бронзы, не стоять бы на бульваре Шевченко парковой скульптурной композиции «Друг». Теперь она как символ современного Донецка, добрый, человечный имидж непокорного и культурного города. И это не единственная скульптура с донецким колоритом татарского художника.
КАЗАНЬ ТОЖЕ ПОЛЮБИЛА БЫ «ДРУГА»
Подумалось: хорошо бы пригласить такого донецкого татарина (Равиль корнями из пензенских татар) для обогащения общественного пространства Казани. Он мог бы составить неплохую компанию Даши Намдакову, Асие Миннуллиной, Кадиму Замитову и другим ваятелям.
Должен признать, что Равиль Сибгатуллович не очень вдохновился моей подсказкой написать картину на татарские национальные сюжеты: «Я там не жил, не чувствую настолько детально, и вообще не мое это, писать этнографию...» Пока не смог его убедить, что картина по стихотворению Хади Такташа «Мокамай» как раз могла бы передать этого непутевого друга детства великого поэта. Попробую увлечь в следующий раз стихотворными строками, там живая картина нарисована. А может быть, Акмаев склонен метафоре и философии, которые едины и для русских, и для украинцев, и для татар. Такой космополитизм и универсальность — неплохое миротворческое средство и ключ к пониманию. И правда же, не стоит нагнетать ненависть, непонимание в столь сложное время. А живопись, графика, скульптура — прекрасные переводчики, когда теряются общие языки и взаимопонимание.
Рашит Шехмаметьев
ВОЙНА И МИР: ОБ ЭТОМ ГОСТИ НИ СЛОВА НЕ СКАЗАЛИ
И я, уподобляясь гостям и организаторам выставки, не хочу говорить о войне и будущем Донбасса — только о позитивных планах, о богатстве музеев, о картинах. Позже сам посмотрел в интернете передачи телеканала «Оплот-ТВ» с Романовым. Его герои не могут измениться, отступить — просто деваться им некуда.
Как сказал Акмаев, его земляки нужны на своей Родине, своим близким и самим себе. Многие из уехавших в Украину и Россию возвращаются или мечтают об этом.
Знаю, насколько тяжелое там положение. В шахтерском поселке Октябрьском в пригороде Донецка живет много татар. Его часто обстреливают. Люди уже привыкли. Даже дети после обстрела выходят на улицу, играют в песочнице. Об антивоенном проекте Равиля я узнал из публикации в «Московском комсомольце». Действительно мороз по коже: «Мороз по коже — первая реакция на проект новой скульптуры донецкого художника Равиля Акмаева. „Девочка в песочнице“ — памятник не рядовой, это реквием по погибшим детям Донбасса...»
«Беби-бум»
«Что вы все, кто не глянет, талдычите: „Страшно!“ — говорит Акмаев. — А то, в чем мы живем, не страшно? И не надо, Дима, мне говорить, что моя „Девочка в песочнице“ на площади Ленина приведет к ненависти еще большей. Про детей вспомни! Убитых детей Донецка, Мариуполя, Дебальцево! Им то на что эта война? Горе все это, и оно страшное!»
«Встретил знакомую весной, — продолжает мастер. — Рассказываю ей про „Друга“, „Моцарта“, „Беременную“. А она мне: „А дети погибшие наши? Ты почему их не делаешь?“ Я с этим пожил, и появилась вот эта работа. Ее на площадь надо, на газоне песочницу поставить, и в нее девочку, ростом чуть больше реального — где-то метр с половиной, чтоб каждый смотрел в упор и думал!»
«Я тоже смотрел на нее и думал. Большей антивоенной вещи в наши военные времена я не видел».
«Первая любовь»
ТАТАРСКИЙ МИР В ГРАНИЦАХ РУССКОГО МИРА: ТОСКА ПО МИРУ И СОЗИДАНИЮ
Проект о юных жертвах войны родился в 2015 году. А сейчас каковы планы и надежды? Дончане налаживают межрегиональные и международные культурные связи. Как они приехали в Казань? Известно, что художественный музей ДНР обратился в министерство культуры Татарстана с предложением устроить выставку татарского художника. И она состоялась в Доме дружбы — очень подходящем месте. Она будет работать до конца октября. Акмаев готов продать картины, если кому понравятся. Художники сейчас так настроены везде, но особенно в неспокойных и небогатых краях. Тут важна человеческая поддержка, моральная помощь. И материальная тоже
Эта выставка объяснила: Донбасс — не только мятежный шахтерский край, там дети в песочницах, картины в музеях. И совершенно понятно, что русский мир иногда, даже часто, совпадает с границами татарского мира. И это совпадение никогда никому не угрожает оно, мирное. Десятки, сотни тысяч жителей Поволжья и Урала подались на шахты еще в начале прошлого века. Теперь там их Родина. Но и Казань, татарские края им не чужие. Это я понял в четверг из короткого разговора с Акмаевым, Шехмаметьевым и их симпатичной спутницей Анищенко — девушкой с металлической розой.
Всего два дня прошло, как познакомился с героями картин Акмаева и его спутниками. Покоя в душе поубавилось. В субботу рано утром они уехали в Донецк.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.