Несмотря на невостребованность большинства олимпийских объектов в Греции, финансовые вложения государства оправдались хотя бы в части развития инфраструктурных проектов. В продолжение темы о личных эмоциях от поездки в Афины блогер «БИЗНЕС Online» Николай Атласов рассказывает о том, как устроен общественный транспорт на земле эллинов.
ПОЧЕМУ В АФИНАХ ВЛАСТЬ БЛИЖЕ К НАСЕЛЕНИЮ
При всех издержках летней Олимпиады 2004 года Афины получили от этого мероприятия и определенную пользу. Пожалуй, одно из наиболее очевидных приобретений – это модернизация транспортной инфраструктуры и городской системы общественных перевозок, связывающих воедино основные части города.
Кстати, о границах Афин. В обыденном представлении столица Греции – это большой многомиллионный город. На самом деле собственно Афины занимают территорию в 39 кв. км с населением 660 тыс. человек, а на большом пространстве вокруг них расположено несколько десятков самостоятельных муниципалитетов, которые, по сути, являются отдельными городами. Все вместе они составляют так называемые Большие Афины, а с учетом прилегающего с юга города-порта Пирей – Афинскую агломерацию. При этом визуально вся территория Больших Афин представляет собой сплошную городскую застройку, а границы между муниципалитетами проходят по улицам.
Панорама Афин с горы Ликавитос
В нашем понимании такие мегаполисы, образующие единое городское пространство и общий хозяйственный организм, целесообразно объединять в одну административную территорию. В Греции же, как и во многих других странах Европы, преобладает иной подход. Здесь предпочитают административно дробить территории на отдельные самостоятельные муниципалитеты, делая тем самым власть ближе к населению. Возможно, в этом есть своя логика, тем более что именно Греция является родиной европейской демократии, выросшей из небольших древнегреческих городов-государств.
Несмотря на то что Большие Афины не имеют единой администрации, все муниципалитеты связаны общей системой общественного транспорта, включающего в себя автобусы, троллейбусы, метрополитен и трамвай (сюда также входит фуникулер на гору Ликавитос, хотя это в большей степени аттракцион для туристов). Причем весь афинский общественный транспорт принадлежит государству, точнее государственной холдинговой компании, дочерние подразделения которой являются операторами отдельных видов транспорта.
Афинский троллейбус
В Больших Афинах самой крупной с точки зрения охвата территории является автобусная сеть. Однако этот вид транспорта в определенной степени считается проблемным из-за нестабильности графика движения. Всему виной многочисленные пробки. Вообще, уличное движение в Афинах достаточно затрудненное, как, впрочем, в большинстве мегаполисов мира. Однако местная особенность – это действия дорожной полиции. Я неоднократно был свидетелем, когда полицейский начинал ограничивать движение, закрывая для проезда одну из полос. Это сразу же сказывалось на трафике. Мой гид – эмигрантка из понтийских греков – весьма эмоционально реагировала на такие ситуации. Хотя причин для этого могло быть множество – в моем случае ограничивали движение из-за митинговых акций, при том что сами митинги проезжей части никак не касались.
Одна из модификаций «копейки» («ВАЗ-21011») на улицах Пирея. Судя по элементам внешнего оформления (символ КГБ, значок с гербом России на радиаторной решетке), она принадлежит бывшему нашему соотечественнику
КАК ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК АФИН ПОПОЛНИЛИ СОВЕТСКИЕ «ЗИУ»
Троллейбусный транспорт тоже весьма популярен по причине наличия широкой маршрутной сети. В Больших Афинах существует более 20 троллейбусных маршрутов, что по меркам Евросоюза считается очень много. Причем в западноевропейских городах в послевоенный период троллейбусная сеть постепенно сокращалась, так что сейчас там этот вид транспорта встретишь редко (в отличие от постсоветской Восточной Европы). Однако Афин этот тренд не коснулся, здесь троллейбус появился только в 1954 году (в Пирее – в 1949) и с тех пор его сеть неуклонно расширялась, в том числе за счет сокращения трамвайных маршрутов, которые полностью исчезли в 1970-е годы. В то время в столице Греции наблюдался рост автомобильного транспорта, а наличие архаичной трамвайной сети на узких улицах города затрудняло движение, и трамваем пришлось пожертвовать.
Кстати, интересный факт, о котором рассказал мне один грек – бывший наш соотечественник. К концу 1970-х годов троллейбусный парк Афин сильно устарел (использовались итальянские модели 1940–1950-х годов), и тогда было принято решение закупить в Советском Союзе крупную партию новых троллейбусов марки «ЗиУ-682». Всего было поставлено около 350 машин, последние исчезли с улиц города в преддверии летней Олимпиады-2004. Сейчас же в Афинах и Пирее используются троллейбусы немецкой компании Neoplan и бельгийской Van Hool.
Трамвай на улицах Афин
Несмотря на популярность в Афинах троллейбуса, трамвай все же вернулся на улицы города. Этому способствовала летняя Олимпиада 2004 года. Основная масса олимпийских объектов была сконцентрирована в трех кластерах афинской агломерации (один – в северной, два – в южной части), расположенных далеко друг от друга. По этой причине возникла необходимость связать их единой транспортной системой. Центральной точкой этой системы стал транспортно-пересадочный узел на площади Синтагма, где пересекаются две линии метрополитена – синяя и красная. Отсюда можно добраться по красной линии с последующей пересадкой на зеленую до северного кластера с олимпийским стадионом. И отсюда же в южную сторону была построена линия скоростного трамвая, которая, дойдя до побережья, разошлась в двух противоположных направлениях, где располагались два других олимпийских кластера – в сторону Пирея и в сторону старого афинского аэропорта. Общая протяженность трамвайных линий составила 27 километров.
Новые трамвайные линии, на которых эксплуатируются вагоны итальянской компании AnsaldoBreda, сыграли большую роль в период Олимпиады-2004. И сейчас они используются весьма интенсивно, в том числе по причине отсутствия в этих районах метрополитена. Сразу же по окончании Олимпиады-2004 стали рассматривать возможность расширения трамвайной сети на другие районы агломерации. Однако прошло уже 14 лет, а длина маршрутной сети пока остается неизменной.
Археологическая экспозиция на станции метро «Синтагма»
АФИНСКОЕ МЕТРО: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ АРТЕФАКТЫ И ВАГОНЫ С ГРАФФИТИ
У туристов самым же популярным видом транспорта является метрополитен. И это не случайно, так как большинство достопримечательностей греческой столицы находится в зоне его охвата. Конечно, афинскому метрополитену далеко до московского, там всего три линии, хотя их общая длина достигает 84 км при наличии 65 станций. Это объясняется тем, что одна из линий афинского метрополитена тянется до самого аэропорта.
Афинский метрополитен оставляет неоднозначное впечатление. Он оригинален тем, что в переходах некоторых станций созданы археологические мини-экспозиции, самая интересная из которых находится на станции «Синтагма». Представленные там артефакты были найдены в ходе строительства двух линий (красной и синей) метрополитена в период подготовки к Олимпиаде-2004. На этих же линиях используются современные составы.
Состав на зеленой линии метрополитена, следующий в Пирей
Совсем иное впечатление производит самая первая (зеленая) линия метро. Здесь используются старые составы, сплошь покрытые граффити. Эта линия была создана на основе построенной в 1869 году одноколейной железной дороги Афины – Пирей, а к середине ХХ века была продлена до северных районов греческой столицы. По этой причине афинский метрополитен считается одним из самых старых в мире, хотя строго говоря, это не совсем правильно, так как первый его участок – это не полноценная подземка, а железная дорога традиционного типа.
Одна из особенностей афинского метрополитена – это отсутствие жесткого контроля на турникетах. По правилам вы должны купить билет и прокомпостировать его. Турникеты при этом открыты, так что вы можете миновать их и без билета. Понятно, что такая система, рассчитанная на сознательных граждан, плодит немало зайцев. Местная молодежь, как я заметил, не отягощает себя проблемой покупки билета, как, впрочем, и многие туристы. Контроль же на линиях практически отсутствует.
Вестибюль станции метро «Синтагма»
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
«Что сделала с Афинами Олимпиада-2004». Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.