Граждане пожизненного туристического центра Италии беспрестанно толкают власти к административному сокращению турпотока и обвиняют Муссолини в развитии транспортного сообщения между материковой и островной Венецией. Островитяне уже четырежды, хотя и безуспешно, пытались обособить свою историческую часть города — отельный бизнес давно достиг высшей точки, мигранты отнимают работу, а от потока приезжих в городе не развернуться.
Венеция, богатая объектами историко-культурного наследия, является слишком притягательным объектом в эпоху массового туризма
ВЕНЕЦИАНЦЫ УСТАЛИ ОТ ТУРИСТОВ
С точки зрения многих коренных венецианцев, одной из главных проблем их города является массовый туризм. Венеция – давний центр мирового туризма, поэтому проблема носит хронический характер. В настоящее время, согласно данным итальянской статистики, Венеция является третьим по популярности турцентром страны, уступая лишь Риму и Милану. За год историческую островную часть города посещают свыше 10 миллионов туристов, а с учетом соседних городков и пляжных курортов вроде Езоло, территориально входящих в городскую коммуну Венеция, – до 20 миллионов.
Нам может показаться странным, что массовый туризм рассматривается как проблема. В России региональные и местные власти всячески стараются привлечь к себе путешественников, особенно иностранных. Туризм воспринимается как важная отрасль экономики, способствующая привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, развитию городской инфраструктуры. В конечном итоге все это должно способствовать повышению качества жизни местного населения. То, что туризм – это благо, для наших властей является аксиомой.
Нескончаемый поток людских масс становится серьезным раздражителем для многих венецианцев
Однако во многих мировых центрах туристической индустрии – в Венеции, Риме, Барселоне – набирает силу обратная тенденция. Та же Венеция в своем развитии уже давно миновала точку, когда туризм был драйвером роста. Сейчас этот город переполнен гостями, а инфраструктура работает на пределе своих возможностей. При малой территории и узких улочках передвижение по Венеции представляется не очень удобным. Нескончаемый поток людских масс, заполонивших основные городские пространства, музеи и церкви, становится серьезным раздражителем для многих венецианцев. К тому же массовый наплыв туристов повышает спрос, который, в свою очередь, толкает цены вверх – на продукты и товары первой необходимости, на жилье и различные услуги. Жертвами такой ценовой политики становятся коренные жители Венеции.
Венецианские власти пытаются повысить качество туристического потока, ориентируясь на тех, кто приезжает не на один день и останавливается в отелях, расположенных в островной части города. Финансовая отдача от таких туристов выше. Однако бóльшая часть гостей Венеции – это туристы-однодневки, кратно увеличивающие людской поток на улицах города, но оставляющие здесь скромные по местным меркам деньги. При этом очевидно, что решить проблему туристов-однодневок практически невозможно.
Магазин муранского стекла. В исторической части Венеции ведущими отраслями экономики остались туризм и сфера услуг
В силу своего островного положения Венеции необходимо развивать транспортное сообщение с материком, от чего во многом зависит качество жизни самих горожан. Этот же фактор усиливает и приток туристов. Под давлением местных жителей власти города пытаются ограничить турпоток, используя доступные им средства – повышая туристический налог (city tax), оказывая влияние на ценовую политику отельеров в сторону повышения. Опять же принимаемые меры снижают желание туристов обосновываться в самой Венеции, выталкивая их в отели подешевле на материковой периферии. По этой причине поток туристов-однодневок лишь увеличивается. Венеция, богатая объектами историко-культурного наследия мирового уровня, овеянная привлекательной мифологией, является слишком притягательным объектом в эпоху массового туризма. Ограничить турпоток можно только мерами прямого административного запрета. Похоже, что именно к этому склоняются некоторые коренные венецианцы, требующие от властей введения в исторической части города запретных зон для посещения туристами (в основном речь идет о жилых районах). Но городские власти пока не готовы к этому.
Венеция является третьим по популярности туристическим центром Италии. Очередь в собор Сан-Марко
НЕКУДА РАСТИ
Некоторые считают виновником многих венецианских проблем Бенито Муссолини. Будучи руководителем фашистской Италии в 1922–1945 годах, он стал отцом-основателем знаменитого венецианского международного кинофестиваля – одного из главных событий в культурной жизни города. Именно Муссолини открыл Венецию для массового туризма, прежде всего бюджетного, инициировав в 1930-х годах дешевые железнодорожные перевозки из внутренних районов страны на побережье. В самом городе в те годы был возведен крупный железнодорожный вокзал Санта-Лючия, расширен железнодорожный и автомобильный мостовой переход, построенный еще австрийцами в середине XIX века и связывающий Венецию с прибрежным районом Местре.
Отношения Венеции с Местре носят особый характер. Когда-то последний был небольшим, но самостоятельным городом. В начале ХХ века рядом с ним на побережье возник новый порт – Маргера, который в последующие десятилетия вырос в крупную портово-промышленную зону, а Местре стал расширяться и застраиваться жилыми домами, постепенно превращаясь в большой спальный район для сотрудников предприятий Маргеры. В 1926 году итальянские власти объединили Венецию с Местре в единую административную территорию на правах городской коммуны Венеция. Если сначала такое объединение не порождало серьезных проблем в силу десятикратного численного перевеса островной Венеции (в ней в те годы проживали около 200 тысяч человек, в то время как в Местре – 20 тысяч), то к настоящему времени существует перекос в обратную сторону (60 тысяч – в Венеции, почти 100 тысяч – в Местре). Ставший промышленным гигантом город-спутник стал перетягивать на себя инвестиции и различные проекты развития. Для этого здесь есть все условия, прежде всего территориальное пространство. Островная же Венеция – давно освоенная территория. Дефицит свободной земли, наряду со статусом памятника всемирного наследия ЮНЕСКО, является мощным фактором, снижающим ее инвестиционную привлекательность.
Дефицит свободной земли наряду со статусом памятника всемирного наследия ЮНЕСКО снижает инвестиционную привлекательность Венеции
Такое положение привело к сокращению форм экономической активности в исторической части Венеции, где в качестве ведущих отраслей экономики остались только туризм и сфера услуг (ремесленное производство, общепит, торговля, гостиничный бизнес). Причем считается, что и эти отрасли достигли естественных пределов в своем развитии, поэтому далеко не случайно, что постоянное население островной Венеции неизменно сокращается. Молодежь, не имея возможности для трудоустройства, покидает родной город, а коренное население неуклонно стареет.
Проблема также в том, что основную массу работающих в сфере услуг в Венеции составляют приезжие – итальянцы или мигранты, проживающие в Местре и других городках материковой части. Там стоимость аренды жилья существенно ниже. Это приводит к тому, что коренные жители Венеции воспринимают приезжих с определенной долей негатива, рассматривая их как конкурентов. Фактически первые воспринимают себя как обособленную часть единой городской коммуны, а богатое историческое прошлое Венеции способствует формированию их особой ментальности (коренные жители островной Венеции есть настоящие венецианцы). На этой почве формируются сепаратистские настроения, отстаивающие идею отделения островной Венеции от ее материковой части – Местре и Маргеры. В течение последних двух десятилетий было предпринято не менее четырех попыток инициирования референдума по этому вопросу, но все они провалились.
Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
ЖКХ Венеции: а если земли для свалок нет в принципе? Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.