Фото: «БИЗНЕС Online»

ДЕНЬГИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО МСЗ ПРИДЕТСЯ СОБИРАТЬ НАМ

Год на исходе, и с началом следующего должна полноценно заработать новая система обращения с отходами. С приближением к часу икс растет и напряжение в регионах, и факт неготовности многих субъектов к переменам становится все более явным, поскольку не готовы как органы власти, так и региональные операторы. Состоявшиеся конкурсные процедуры по выборам региональных операторов поставили множество вопросов. В частности, существенный рост тарифа беспокоит власти с учетом вероятного увеличения протестных настроений.

Однако дело не только в тарифе — контекст проблемы гораздо шире. Возникает ощущение, что мы вступаем в полосу нескончаемых реформ мусорной отрасли, когда принятые на законодательном уровне нормы, еще не вступив полностью в силу, начинают корректироваться или, как говорят лоббисты, совершенствоваться. Это дестабилизирует рынок, и одним из признаков раздрая стала инициатива создания единого федерального оператора. Озвучена она была главой минприроды РФ Дмитрием Кобылкиным 5 декабря перед депутатами Госдумы РФ. Он заявил, что в правительство внесен законопроект, предусматривающий создание единой государственной системы, центральное место в которой должен занять федеральный оператор.

Министр отметил, что федоператор нужен для строительства 7 производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов первого и второго классов опасности. Возможно, эта инициатива действительно разумна, но не получится ли так, что у федоператора разыграется аппетит и он не ограничится отходами высоких классов опасности? Не захочет ли он встроиться в систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), навязывая свои условия как региональным операторам, так и потребителям? Естественно, эти условия будут иметь свою цену и отразятся на тарифе.

В результате реформы рынок поделится между крупными компаниями, среди которых малому бизнесу места не предусмотрено. Ставка на крупный бизнес оправдывается его инвестиционными возможностями, на которые опираются масштабные инфраструктурные проекты. Территориальные схемы обращения с отходами подгонялись под эти проекты — так было, в частности, и с МСЗ под Казанью. Реальность же оказалась сложнее проектов: никто, к примеру, не учитывал санкции, перекрывшие российским банкам и крупному бизнесу возможность кредитоваться на Западе. Вдруг выяснилось, что денег на строительство тех же МСЗ у инвестора фактически нет. Выходит, казанцам пока что придется возить мусор на свалки, как и раньше, но только теперь в условиях монополизированного рынка и растущего тарифа. Похоже, что именно тариф и государственный бюджет станут основными источниками инвестиций.

Фото: kzn.ru

КАКИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ИМЕЛ В ВИДУ НАЦПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ»?

С любопытным докладом выступил на встрече главы минприроды РФ с парламентариями аудитор Счетной палаты РФ Алексей Каульбарс. Одной из главных задач своего ведомства он назвал анализ состоятельности целевых показателей, прописанных в различных проектах и программах. В том же национальном проекте «Экология» предусмотрено, что до 2024 года более 80% общего объема финансирования планируется осуществлять за счет внебюджетных средств. Однако обоснование объема финансирования отсутствует, а механизмы привлечения средств не определены. По мнению аудитора, ситуация ставит обозначенные цели под сомнение.

В данном контексте мне вспоминаются слова президента Татарстана Рустама Минниханова, который в январе на Гайдаровском форуме заявил, что в стране таких шальных денег, кроме бюджета, нет. Сказано это было по иному поводу, но смысл фразы подходит и к нашему случаю. Очевидно, что сегодня основные финансовые ресурсы сконцентрированы в госбюджете, а внебюджетных источников слишком мало. Такое положение дел заставляет усомниться в реалистичности целей нацпроекта «Экология». Если же они нереальны, то и вся реформа отрасли может оказаться провальной. 

Трудности в реализации реформы признают и на федеральном уровне. Кобылкин заявил, что в сфере управления отходами преобразования идут слабо, переработка отходов остается минимальной, условия хранения не соответствуют требованиям экологической безопасности, а мощности ежегодно сокращаются. Каульбарс в свою очередь отметил, что с 2019 года отраслевая реформа будет двигаться в рамках федерального проекта. Одной из основных повесток остается строительство мощностей по сортировке и переработке ТКО. При этом аудитор отмечает, что вопросы сокращения образования отходов и их раздельного сбора фактически остались вне зоны внимания.

Каульбарс также обратил внимание, что по состоянию на 1 ноября 2018 года территориальные схемы обращения с отходами утверждены всеми субъектами РФ, однако в 8 из них избранные региональные операторы не покрывают территории регионов, а два субъекта их вовсе не выбрали. По мнению Каульбарса, реформа может стартовать в регионах не одновременно.

Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНУ ГРОЗИТ ЯРОСЛАВСКИЙ СЦЕНАРИЙ

От себя поясню, что в число 8 отстающих регионов попал и Татарстан, где на тот момент был избран лишь один из двух регоператоров. Сейчас вопрос решен, но возникли новые риски: до сих пор не утверждены тарифы по обеим зонам РТ. Компания «ПЖКХ» как оператор Западной зоны подала заявление в тарифный комитет РТ об утверждении размера тарифа, который, вероятно, ближе к Новому году будет утвержден (прогнозируется, что его размер составит около 110 рублей с человека). Региональный же оператор по Восточной зоне «Гринта» аналогичного заявления пока не подал, хотя это обязательная процедура, без которой размер тарифа не может быть утвержден.

Проблема в том, что регоператор может работать, лишь имея на руках договоры на оказание услуг по вывозу ТКО, а эти договоры можно заключить только после утверждения тарифа. Ни того, ни другого пока нет, хотя времени до января остается совсем немного. Даже если утвердят тарифы, регоператоры не успеют заключить все договоры. На них должны стоять подписи не только юридических лиц, но и всех частных домовладельцев, а их в обеих зонах очень много, особенно в деревнях. Без готовых договоров ни один регоператор не станет вывозить мусор, а использование старой схемы уже не предусматривается федеральным законом. Иначе говоря, вывозить мусор будет некому.

Кто больше виноват в этой ситуации — власть или регоператор, сказать сложно. Знакомый из минстроя РТ заявил мне, что их ведомство сделало все, что от них требовалось: подготовили терсхему и другие нормативные акты, провели конкурсные процедуры. Ответственность за дальнейшую работу лежит на регоператоре, но, знает ли об этом он сам, вопрос открытый.

Сдается мне, когда наступит час икс, мы двинемся по ярославскому сценарию. Напомню, что там местный регоператор «Хартия», вступивший в полномочия с 1 сентября, так и не успел в срок заключить все договоры на оказание услуг. На фоне областной избирательной кампании возник «мусорный» кризис, который сыграл на руку местной оппозиции. Властям пришлось спешно подставлять административное плечо незадачливым московским мусорщикам: создавать дополнительные площадки для заключения договоров и сгонять туда частных домовладельцев.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции