Обращаясь к неутихающим спорам о роли Сталина в создании Советской империи и трансформации российской государственности, обозреватель «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков призывает прежде всего успокоить свою историческую память. Без этого невозможно разглядеть в нынешней смуте ясный образ будущего страны. Для этого следует научиться различать критику Сталина — и неприятие отживших останков сталинизма. В нашей же традиции чаще переходят на личности вместо терпеливого выяснения реальной сути дела.
Река и путь в горах
БЕСПОКОЙНЫЙ ПРИЗРАК БЫЛОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Билик содержит знания о 12-летних циклах жизни человека и 72-летних циклах развития народа. Проживший активную жизнь человек к 72 годам набирает мудрость и подходит к своему «положенному сроку» — «энчи чак». Далее этого срока продолжают свою земную жизнь те белобородые почтенные «акы», кто заслужил благодарность людей и благословение Неба. Немногие способны личным усилием — даже не силой воли, а опираясь на благодать — превратить этот финальный отрезок земной жизни в вертикаль, «лестницу в Небо»…
А в жизни целого народа, согласно Билику, 72 года — это только первый цикл, время его молодости, обретения первых основ духовности и зарождения самобытного общенационального сознания.
Задумайтесь, кто помнит: не так ли было и с рано скончавшимся Союзом ССР?
И не потому ли разноречивые оценки нашего исторически недавнего прошлого так импульсивны, скороспелы и поверхностны, как у незрелого подростка? И так много среди нас беспамятных «обрубков» — Иванов и Абдуллов, не помнящих родства.
Одновременно с ностальгией коренных народов по Чингисхану, перед лицом грозящих стране угроз и новых вызовов, все больше возвеличивается фигура Иосифа Сталина.
Социальная база этой второй ностальгии сложна и неоднородна — о ней скажем позже, в другом месте и по другому поводу (например, в связи с недавно опубликованной статьей Владислава Суркова #сурковскиескрепы). Но важно понять, что социально-психологическим ядром и генератором не только пассивной ностальгии по отжившей свой ХХ век («энчи чак») советско-имперской государственности, но и активных попыток оживить и «модернизировать» ее в новых условиях, выступают «великорусские страдальцы-государственники» разных национальностей, так или иначе связанные с аппаратной номенклатурой — бывшей и вновь образовавшейся.
Именно из этого неоднородного слоя идейных поклонников и расчетливых «реаниматоров» скончавшейся, но легендарной во всех отношениях «советско-сталинской империи» вирус ностальгии (фантомные эмоции возвратного переживания отжившего) проникают в другие слои массового сознания неприкаянных «россиян» — у всех по-разному и часто с противоположным смыслом.
Такие фантомы (духи-призраки) продолжают свою искусственную жизнь в сознании народа потому, что они пока еще достойно не похоронены с подобающими почестями в памяти о прошлом. А главное — потому, что люди пока не могут или не хотят разглядеть в потоке перемен свое лучшее будущее. Образ этого будущего пока никак не проясняется в беспокойном, смутном и раздраженном сознании.
Почему же до сих пор в массовом сознании не выработался иммунитет (отторжение болезнетворного) против отжившего, в том числе старых образов и «мощей»? Да потому, что сам общественно-политический организм России, несмотря на страшную хирургическую операцию по расчленению Союза народов, так и не обновился, не переболел и не сложился в новую сплоченную общность и государственность, адекватную реалиям времени перемен.
КОГДА ЖЕ НАБЕРЕМСЯ МУДРОСТИ ОЦЕНОК?
Казалось бы, достаточно вдуматься и вникнуть в многообразный и разноплановый исторический опыт всех народов России, чтобы понять: при всей выдающейся роли «отца народов» в создании и укреплении «вертикали» государственной власти и хозяйственных основ СССР, он был лишь более «цивилизованным» — но именно потому более слабым и неполным — повторением легендарных фигур прошлого — ордынского Чингисхана и полуордынца Ивана Грозного.
Для объективности оценки роли Сталина надо понимать, в каком состоянии он принял Россию и пробирался к вершине власти. Сотню лет назад это была страна разуверившихся и запутавшихся безбожников без «царя в голове», огромная неуправляемая территория с озверевшим после двух тяжелейших войн населением, разгулом бандитизма, стремлением мало-мальски активной части побыстрее «урвать и удрать» или прочно осесть в руководящих креслах, примазавшись к новой власти… Ничего не напоминает из более близкого времени?
При непредвзятой оценке событий почти вековой давности становится ясно, что на фоне теоретиков из «ленинской гвардии» и разного рода «уклонистов» и «попутчиков», собравшихся столетие назад у руля советской России, Сталин оказался наиболее адекватным, если не единственно спасительным для тогдашней страны руководителем.
Характерно, что даже такой непримиримый оппонент Сталина и враг СССР, как Уинстон Черчилль, не раз отдавал ему должное. Так, выступая 7 ноября 1945 года в британском парламенте он завил: «Я лично не могу чувствовать ничего иного, помимо величайшего восхищения, по отношению к этому подлинно великому человеку, отцу своей страны, правившему судьбой своей страны во времена мира и победоносному защитнику во время войны».
… Хотя это не помешало бывшему союзнику вскоре положить начало многолетней холодной войне с СССР. Извечное англо-саксонское лукавство, защиту от которого Россия так и не выработала.
НЕПОКАЯННАЯ ПАМЯТЬ О ЖЕРТВАХ НАШЕГО ВЕКА
Самая тяжелая, незажившая и постоянно посыпаемая солью рана — это так называемые сталинские репрессии. За эти жертвы никогда не оправдаться (только покаяться — не на показ, а по совести) — ни перед людьми, ни перед Всевышним судом. Хотя бы даже жертв было вдесятеро или в сотню раз меньше. Это к тому, что спорящим до сих пор о количестве расстрелянных и посаженных в лагеря стоило бы задуматься о более важном и злободневном.
Неизжитая временем беда состоит в том, что палачом-то был не Сталин, а сама же расколотая и грызущаяся за «пайки и должности» народная «пеномасса», взбаламученная и приподнятая поверх народа социальными катаклизмами. Кто-то преуспел больше, кто-то меньше, а «щепками» в этом «лесоповале» летели те, кто пытался сохранить честь и совесть.
Это была и есть подлинная гражданская война, которая после 1920 года из верхового пожара перешла в низовой и более губительный. И вот уже почти сотню лет продолжается с небольшими перерывами на оттепели, перестройки и тучные годы.
Не надо себя обманывать — посмотрите на статистику жертв за последнюю четверть века, не забудьте ежегодно гибнущих на дорогах, в бандитских перестрелках, по вине разного рода «дураков-себе-на-уме» и изношенной инфраструктуры городов, статистику убийств и самоубийств и т. д. и т. п. — сравните в динамике: до 1913 года, а затем по основным этапам истории СССР и «новой России».
А потом заодно сравните число работающих «без дураков» и производящих хоть что-то полезное для себя и других — то есть производительное население, сравните с численностью торгующих, охраняющих, «менед-жирующих» и прочих с «пониженной социальной ответственностью», которые со времен Адама Смита относятся к непроизводительному классу.
По следам Дракона
СТАЛИНСКАЯ ЯСА ДЛЯ НОМЕНКЛАТУРЫ
Оглядываясь на переломные 20–30-е годы советской власти, обратите внимание на финансово-хозяйственных героев «Золотого теленка» (И.Ильф и Е.Петров) и заметьте, что в наши дни они процветают и числом, и статусом, хотя в казенные застенки попадают значительно реже. А чаще — на уловки Бендеров или бдительных силовиков-пограничников, которые по-своему следят за «допустимыми границами беспредела».
Бывшие историки КПСС также подтвердят, что едва ли не ежегодно во времена первого генсека принимались постановляющие документы ЦК ВКП(б), направленные против «хозяйственного и бытового обрастания» партийных и советских органов и руководящих кадров партхозактива.
Ведь, по сути дела, ВКП(б), по замыслу вождя и по факту, вовсе не партия (по-русски «партия» — только часть политсистемы), а сталинский Орден — вместо декоративного советского парламента — Верховного Совета, взяла на себя функции законодателя и одновременно контролера и прокурора (КПК — комитет партийного контроля), передавая в суды уже готовые решения, дела и приговоры в части проштрафившейся номенклатуры.
В какой степени осознанно — по исторической памяти или по жизни — Сталин возродил для своей номенклатуры забытые к тому времени законы Орды, прикрывая их фИговыми и фигОвыми листками пресловутого римского права, — об этом можно только догадываться. Зато доподлинно известно, как зажимаемая сталинской Ясой номенклатура огрызалась и отыгрывалась, и до сих пор, по инерции неизжитого страха, отыгрывается на народе.
Задумайтесь, Сталин НЭП и нэпманов ликвидировал и репрессировал или же сражался с более древним и живучим драконом, который в наши дни вырвался на волю, как джинн из бутылки? С которым даже китайские специалисты по драконам пока не справляются. И не справятся до тех пор, пока человек (китаец, русский или татарин) не поймет, что подлинное сокровище спрятано у него в другом месте…
Итак, в итоге при всех огрехах статистики и короткой постсоветской памяти картина подлинной жертвы нашего века получится впечатляющая и отрезвляющая. Жертвой, то есть плательщиком конечной инстанции по всем долгам, ошибкам и преступлениям власти всегда и во все времена является народ.
Составить эту картину совсем не сложно, но дело в том, что, чем больше в сознании накапливается лжи, тем труднее набраться мужества, чтобы посмотреть правде в глаза. Один из немногих в наши дни, кто сохранил в себе мужество правды, выдающийся российский ученый-регионалист, наш современник и один из моих учителей в 90-е годы по профилю региональной экономики, В.Н. Лексин недавно поставил печальный диагноз современной русской цивилизации: «этномазохизм» и «национальный суицид».
А в конечном и злободневном итоге непокаянная память о жертвах нашего века («бистинг чак») у одних превращается в «суицид», а для других становится оправданием культа золотого теленка и древнейшего дракона.
После смерти Сталина уже почти 66 лет прошло, по Билику, это возраст мудрости или приближения конечного срока — «энчи чак». Пора бы уже определиться с прошлым и будущим. Но сначала остановить гражданскую вражду и разруху в массовом сознании.
Иосиф Сталин
УСПОКОИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ, ЧТОБЫ ОБЕРНУТЬСЯ К ПРЕДСТОЯЩЕМУ
Чтобы разглядеть в нынешней смуте ясный образ будущего для страны, надо в первую очередь успокоить свою историческую память. Для этого следует научиться различать критику Сталина — и неприятие отживших останков сталинизма в нынешней действительности. В нашей же традиции чаще переходят на личности вместо терпеливого выяснения реальной сути дела.
Так и Никита Хрущев, верный соратник-сталинист, которому досталось политическое наследство Сталина — власть партаппарата, — вскоре объявил кампанию против культа личности ушедшего вождя и задал тем самым неверный — субъективный и эмоциональный — уклон в оценке сталинской системы. А возникшее в результате партийное двоемыслие потом сказалось на судьбе не только СССР, но и всего коммунистического движения в мире (с этого момента начался и «развод» СССР с братским Китаем).
Нельзя не заметить, что подоплекой упорной «десталинизации» являются, как правило, неизжитые личные (семейные, родовые) обиды. На этой почве у некоторых впоследствии вырастает своеобразная «либерально-диссидентская» гордыня.
«Идейный либерализм», как в далекой прошлой, так и в «новой России», обычно выступает в качестве удобной «легенды прикрытия» для индивидуальной вседозволенности и публичного позерства — в противовес ответственной общинной тяге к сплоченной государственности.
На эгоистичной энергии «индивидуального либерализма» Чубайсов и Ко, которая по-большевистски жестко и с шайтанским лукавством была навязана всем остальным «россиянам», в основном и была суетливо собрана «новая Россия» как общество и государство. В этом корни сегодняшней «неожиданно» обнаружившейся пропасти между властью и народом — как будто два разных народа, две разошедшиеся в разные стороны цивилизации. Теперь, чтобы сплотиться в народное по духу и хозяйству государство, одними только «скрепками» не обойдешься.
Этого обычно не видят, и поэтому нет понимания, что и то, и другое (общество и государство) только потому и держались до сих пор, что в основе сохранялся полуразрушенный советский фундамент. Но время прошло — и он окончательно обветшал и растаскан… А 2018 год подвел окончательную черту и под советским, наследством, и под сталинским наследием.
В попытках разглядеть сквозь суету нынешних дней образ будущего или хотя бы предстоящего, грядущего и грозящего нельзя не заметить значительную, если не принципиальную, разницу в уровнях исторического и родового самосознания — между европейской частью страны и зауральско-азиатской Россией. Это, как левое и правое полушарие мозга одного и того же человека.
По всем признакам последних лет этот перекос в индивидуальном и массовом сознании «россиян» таков, что пора задуматься о его разумной балансировке, чтобы непоправимо не расщепить менталитет народа, а вслед за ним и страну, как это уже было в перестроечные годы. Но это отдельная тема и такой нервный узел, о сути и подходах к которому, надеюсь, будет возможность и повод поговорить отдельно.
Продолжение следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
- Рустам Курчаков: «В эпоху перемен ключевую роль играет историческая память народа». Часть 1-я
- «О превратностях духовного наследования». Часть 2-я
- «На первый и скороспелый взгляд, видны только «вершки», разделяющие единый народ на нации». Часть 3-я
- «Стоишь со смущенным ликом пред внутренним светом ТАНгРА…» Часть 4-я
- Чингисхан и неприкаянное наследство Орды. Часть 5-я
Фото на анонсе: «БИЗНЕС Online»
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.