Проверив территориальные схемы по обращению с отходами на соответствие положениям нацпроекта «Экология», федералы поставили двойки ряду регионов, среди которых, надо думать, и наша республика. Такой вывод депутат Госсовета РТ Николай Атласов делает из двух фактов: параметры, отраженные в региональной терсхеме и паспорте регионального комплексного проекта, абсолютно не согласованы, а источники средств для его запуска так и не определены.
Николай Атласов: «Напомню, что татарстанская терсхема обращения с отходами была принята в начале 2018 года, но позже оказалась оспорена в судебном порядке в части строительства мусоросжигательного завода»
ТАТАРСТАН СРЕДИ ШТРАФНИКОВ?
Проект «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» реализуется неудовлетворительно — такую оценку поставили федеральные органы власти по итогам августовской проверки.
Одна из претензий — многие территориальные схемы обращения с отходами, принятые в регионах, не соответствует требованиям законодательства. Они прежде всего не согласуются с целевыми показателями нацпроекта «Экология», в который и входит федеральный проект «Формирование комплексной системы обращения с ТКО». В результатах проверки нет конкретики по регионам, поэтому неясно, попал ли в категорию штрафников и Татарстан. Однако документы поддаются самостоятельному анализу — это даже по-своему увлекательно.
Напомню, что татарстанская терсхема обращения с отходами принята в начале 2018 года, но позже оказалась оспорена в судебном порядке в части строительства мусоросжигательного завода (МСЗ). В мае 2019 года утверждена новая редакция документа, которая, по логике, уже должна бы соответствовать положениям федерального проекта. Кроме того, в апреле текущего года премьер-министр Татарстана Алексей Песошин утвердил паспорт одноименного регионального проекта, рассчитанного до конца 2024 года.
Анализ терсхемы обращения с отходами и паспорта регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» позволяет предположить, что Татарстан, вероятно, все-таки оказался среди штрафников. Эти документы по многим параметрам не согласуются даже между собой. Достаточно хотя бы сравнить прописанные доли утилизации ТКО в республике.
«Если верить этому документу, к концу реализации проекта в 2024 году в республике на утилизацию должно быть направленно 44% ТКО»
Определимся для начала с терминологией. Согласно федеральному закону №89 «Об отходах производства и потребления», утилизация отходов — это их использование для производства товаров, в том числе за счет рециклинга, регенерации, а также извлечения полезных компонентов для повторного применения. В таком понимании утилизация по смыслу близка такому понятию, как переработка отходов. Утилизации предшествует их обработка, которая, согласно закону, включает, кроме прочего, сортировку, разборку и очистку. Понятно, что не все обработанные ТКО пригодны для утилизации, а значит, показатели из обработки всегда будут выше сведений по утилизации.
В обновленном варианте республиканской терсхемы говорится, что в Татарстане прогнозируемая на 2019 год доля утилизируемых ТКО составит только 2% (стр. 161), в то время как, по данным паспорта вышеуказанной региональной программы, это значение на октябрь 2018 года составляет 8%, что является достаточно большим расхождением. Думаю, что показатель 2% утилизации в большей степени соответствует реальности и не выбивается из общероссийских значений (3%), в то время как цифра 8%, скорее всего, свидетельствует о желании минстроя РТ приукрасить действительность. Для меня как переработчика отходов, знающего состояние отрасли изнутри, это очевидно. Тот же минстрой Татарстана и поддерживаемые им регоператоры в своем нежелании развивать раздельный сбор отходов в качестве аргумента всегда ссылались на отсутствие в республике перерабатывающих мощностей. Предприятия по переработке ТКО в республике, конечно же, есть, но при отсутствии государственной поддержки их мощностей действительно не хватит, чтобы обосновать нарисованную минстроем РТ цифру в 8%. Тем более что объективной статистики по данному вопросу нет.
«В апреле этого года премьер-министр Татарстана Алексей Песошин утвердил паспорт одноименного регионального проекта, рассчитанного до конца 2024 года»
ПЛАНЫ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ
Паспорт регионального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» заражает оптимизмом. Если верить этому документу, к концу реализации проекта в 2024 году в республике на утилизацию должно быть направленно 44% ТКО. На чем основаны столь оптимистичные ожидания, не объясняется, но поражает то, что авторы документа не удосужились согласовать свои фантазии с аналогичными показателями в терсхеме, согласно которой на 2024 год доля утилизации ТКО должна составить лишь 9%. Может, это и скромный прогноз, но он более адекватно отражает состояние перерабатывающей отрасли в республике.
Расходятся документы и в долях обрабатываемых отходов: в терсхеме — 35%, в паспорте регионального проекта — 37%. Прямого ответа на вопрос, какими расчетами обоснованы данные значения, снова нет. Могу предположить, что обе цифры весьма условны и выведены косвенно из совокупной мощности пяти существующих в РТ мусоросортировочных комплексов: двух — в Казани, двух — в Набережных Челнах, одного — в Пестречинском районе. Вместе они способны сортировать 651 тыс. т в год, то есть 40% твердых коммунальных отходов, т. к. годовой объем образуемых в республике ТКО прописан на уровне 1,6 млн тонн. Однако считал ли кто-нибудь, сколько ТКО обрабатывается на данных объектах в реальности? Уверен, что нет, поскольку и объективных инструментов мониторинга и контроля за этим процессом не существует.
В паспорте регионального проекта зафиксировано, что до 2021 года включительно доля ТКО, подвергнутых обработке, будет составлять 37%, а уже в 2022-му этот показатель возрастет до 99%. За счет чего? Введения в строй 6 мусоросортировочных комплексов совокупной мощностью 1,77 млн т в год. Но пока непонятно, почему начало эксплуатации всех 6 объектов запланировано на 2022-й, тем более что грандиозные планы никак не подкреплены финансами.
Впрочем, материальная сторона вопроса — это отдельная тема. До сих пор не определены источники финансирования строительства различных производственных объектов в рамках регионального проекта. Общая стоимость затрат на его реализацию превышает 3,6 млрд рублей. Из всей суммы понятен источник лишь по одной статье расходов: 21,1 млн рублей на разработку электронной модели терсхемы должен дать республиканский бюджет. Кто оплатит производственные мощности стоимостью 3,6 млрд рублей — неизвестно, хотя паспорт нацпроекта «Экология» четко определяет как источники, так и объемы финансирования расходных статей в рамках федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО».
Поэтому я и полагаю, что республика, вероятно, оказалась в числе тех регионов, которым федеральные власти предъявили несоответствие терсхемы требованиям законодательства: у нас до сих пор нет ясности, откуда брать деньги на региональный проект комплексной системы обращения с ТКО.
Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.