«Несмотря на то что курс рубля сегодня такой нереально хороший, это условное равновесие для фантастических потоков углеводородных долларов в РФ. Оно стабильным быть не может. И в будущем на него рассчитывать не стоит», — объясняет главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В новой статье для «БИЗНЕС Online» он рассказал, как неразумные решения Европы и США вызывают рецессию мировой экономики и для чего полякам запасаться хворостом на зиму.
Иван Грачев: «Потребление электроэнергии в России в мае выросло на 3,7 процента. В Москве и Московской области — на 5,3 процента. C учетом данных по безработице это говорит о том, что имел место экономический рост»
США по реальной энерговооруженности отстают от Китая примерно вдвое
Знаете, злоба дня нынче так давит, что я начал нолики пропускать (речь о предыдущем моем тексте). Конечно, машина не может стоить $90 тыс., просто надо понимать, что это был условный пример. Если же кого-то подобное сильно раздражает, что ж, приношу извинения. Вообще, в этой публикации хочу немножко от злобы дня отойти и вернуться к моделям. Например, валютного регулирования.
Но начну с энергетики в России и мире. Польское правительство рекомендовало своим гражданам собирать хворост на зиму. Как сказал бы Хемингуэй: «Вызывает иронию и жалость». В то же время Джо Байден, что более значимо, объявил ЧС в связи с возможными перебоями в электроэнергетике. Это штука очень важная, поскольку Соединенные Штаты, хоть и в меньшей степени, чем Европа, тоже увлеклись в последнее время ветряными мельницами, а также самогоном из кукурузы и еще чем-то там, считая, что это спасение для американской энергетики. Думаю, в результате они сегодня по реальной энерговооруженности от Китая отстают примерно вдвое.
Что касается России. Опубликован предварительный майский отчет по электроэнергетике системного оператора единой энергетической системы, который я всегда стараюсь просматривать. Согласно нему, потребление электроэнергии в РФ в мае выросло на 3,7%. В Москве и Московской области — на 5,3%. C учетом данных по безработице это говорит о том, что имел место экономический рост. При этом Всемирный банк с учетом майских данных был вынужден изменить свои оценки. Если они давали по итогам года России катастрофическую оценку и прогнозировали спад более чем на 11%, теперь прогнозируют 8–9%. Что тоже, если судить по первым пяти месяцам, абсолютная неправда.
C учетом того что все процессы стали эволюционными, а санкции перешли в затяжную фазу, это означает, что для такого результата, учитывая рост в первые пять месяцев, на конец года спад в России должен быть порядка 30%. Ничего подобного быть не может. При оценке по отраслям, графиков потребления энергии ничего похожего нет. Думаю, что оценка Всемирного банка будет со временем ближе к моей — чуть меньше 3,5% — таков реальный спад на конец года в России.
Означает ли это, что с учетом очень высоких цен на газ, нефть и коррелированные с ними товары РФ имеет право заниматься укреплением рубля? Если огромный рост сальдо внешней торговли и при этом никакого особенного спада нет, то с виду страна вроде как имеет право укреплять свою национальную валюту. Кстати, что и послужило предметом дискуссии, в том числе и вокруг моей публикации. Видимо, довольно много читателей считают, что хорошо, когда укрепляется национальная валюта.
Вообще говоря, дискуссии на эту тему и в России, и в мире в целом выглядят как слово против слова. Нет каких-то хороших моделей, которые позволяли бы посчитать для страны, сырьевой страны или страны, которая, как Швейцария с эксклюзивными товарами, переукреплена или, наоборот, переослаблена национальная валюта. Тем не менее грубую оценку, модель можно и самому построить.
«Те, кто говорит, что это правильно и здорово — укрепление национальной валюты, если вы мыслите года на 2–4 года вперед и при этом считаете, что цены на нефть и газ удержатся, тогда да, правильно максимально укрепить национальную валюту»
В перспективе на 5–10 лет правильно преднамеренное ослабление национальной валюты
Вроде бы очевидно, что укрепление рубля означает повышение доходов граждан. Часть товаров импортная, следовательно, граждане смогут больше товаров покупать. Текущая оценка собственности растет, но одновременно страна теряет в конкурентоспособности и увеличивается реальная себестоимость продукции. Если национальная валюта ослабляется, то картинка прямо противоположная.
Можно построить математический эксперимент. Представьте себе, что конкурируют две абсолютно одинаковые страны, с одинаковой системой управления, обеспеченностью нефтью, газом, ресурсами, с не шибко хорошими темпами экономического роста — в среднем 3% в год. Мысленно заставьте эти две страны конкурировать друг с другом. Но в одной, условно говоря, придерживаются такого как бы равновесного курса национальной валюты, который сложился независимо от колебаний конъюнктуры по ценам на нефть. Во второй же позволяют национальной валюте укрепляться/ослабляться, уповая на рыночные силы, двигаться как угодно в зависимости от ситуации.
Такую модельку в рамках вероятностной модели рыночной экономики можем рассмотреть на рисунке. Смысл такой: как по годам изменяются относительные доходы граждан в одной и другой стране. Государство, которое придерживается равновесного значения (назовем его «фифти-фифти»), и страна, которая ослабляет-укрепляет свой «рубль». Там, где валютный параметр — ноль, мы взяли и в 1,5 раза сразу укрепили наш «рубль». Да, в 1,5 раза начали расти исходные доходы граждан, но дальше они начинают быстро падать за счет потери конкурентоспособности страны.
Или наоборот, если валютный параметр — 100, сначала сразу проседают доходы граждан чуть ли не в 2 раза, но зато за счет конкурентоспособности в перспективе 30 лет страна очень сильно побеждает и в части доходов граждан, и в части экономического роста в целом. Соответственно, эти крайние варианты — оба плохи, что совершенно очевидно.
Если дальше разбираться, то хороший вариант будет c валютным параметром чуть-чуть больше 50. Если мы укрепляем валютный параметр по этой модели — чуть-чуть больше 50 (примерно это сделал Китай), когда ослабляют национальную валюту процентов на 15, — тогда на старте не случится резкого падения доходов граждан страны. Причем в довольно короткие сроки за счет конкурентоспособности государство начинает относительный доход получать больше единицы. Т. е. опережает страну «фифти-фифти» по доходам граждан.
Ну и резюмирую. Те, кто говорит, что это правильно и здорово — укрепление национальной валюты, если вы мыслите года на 2–4 года вперед и при этом считаете, что цены на нефть и газ удержатся, тогда да, правильно максимально укрепить национальную валюту. Но если вы думаете хотя бы на 5–10 лет вперед, тогда правильно целевое, преднамеренное ослабление национальной валюты примерно на 15%. Понятно, что надо разбираться, есть ли у страны ресурсы, конкуренты, но суть дела при этом не изменится. С учетом опыта Китая приведенный модельный пример это неплохо отражает.
«Заявления Байдена об инфляции как о проклятии — это следствие того, что они там напечатали денег на 6 триллионов долларов, а мир не взял. Спроса не было»
Всемирный банк понизил предполагаемые темпы экономического роста мира
Судя по высказываниям, Владимир Путин этой проблемой сейчас занимается. Похоже на то, что он, приняв во внимание доводы, условно говоря, промышленного блока страны, дал указания Центробанку, который предпринимает шаги, направленные на ослабление национальной валюты. Богатым гражданам разрешили переводить за границу до $150 тыс. в месяц. Это уже огромные суммы, с учетом того, сколько у нас в стране очень богатых граждан (около 1%). Далее разрешили компаниям не сразу валюту, полученную за границей, перегонять в Россию, а продавать только 50% (а потом отменили и это требование, теперь это решает правительственная комиссия — прим. ред.).
В дополнение к этому надо добавить, что достаточно неразумные решения, которые проводит Европа, а также отчасти Соединенные Штаты, начинают вызывать рецессию мировой экономики. Заявления Байдена об инфляции как о проклятии — это следствие того, что они там напечатали денег на $6 трлн, а мир не взял. Спроса не было. Отчасти из-за санкций, конфликта с Россией начинает сужаться область применения доллара в мире, соответственно, инфляция в США ускоряется. Предполагался экономический рост в 4,5%, но они затеяли конфликт с РФ.
Джанет Йеллен (министр финансов США — прим. ред.) отметила высокую инфляцию не только в США, но и по всему миру. Конечно, понапечатали триллионы долларов: США — 6, европейцы — 4, хотя да, Китай тоже юани печатал, но не так много. Соответственно, основные мировые валюты напечатаны в переизбытке. Если бы был плановый экономический рост, рост производства товаров, потребления, он бы этот переизбыток частично компенсировал. Но его не будет, значит, все «лишние» деньги разгоняют инфляцию.
Всемирный банк понизил предполагаемые темпы экономического роста мира в целом. И будет снижать эти цифры дальше. Тогда нефти и газа (нефти прежде всего, поскольку рост производства в странах ОПЕК все равно идет) в принципе окажется более чем достаточно. В этом варианте на конец года возможен профицит поставок нефти за границу. Тогда это даст резкое снижение потока углеводородных долларов в Россию, что в принципе позволяет считать, что курс 60 рублей за доллар совершенно не подстрахован в случае негативного развития событий в части потребления нефти и газа в мировой экономике. Вообще говоря, в практическом, бытовом плане это означает, что, несмотря на то что курс рубля сегодня такой нереально хороший, это условное равновесие для фантастических потоков углеводородных долларов в РФ. Оно стабильным быть не может. И в будущем на него рассчитывать не стоит.
«Имея положительное сальдо во внешней торговле, Китай продает всевозможные товары, не только одну нефть»
И доллар, и юань все равно вырастут дальше
По поводу юаней. Многие люди их купили, фирмы открыли счета в юанях, а сейчас Сбербанк объявил, что расчеты по внешнеторговым сделкам в этой валюте временно прекращает. Стоит ли паниковать? Юань — валюта, полностью привязанная к доллару. Китай его ослабляет вместе с долларом, укрепляет вместе с ним. И до полномасштабной гибридной войны США и Китая по-другому вести себя Китайская Республика не будет. Она эту привязку продолжит сохранять (делают так уже лет 40).
Имея положительное сальдо во внешней торговле, Китай продает всевозможные товары, не только одну нефть, как мы. Продавая не один-два товара, которые могут «грохнуться», они, казалось бы, имели полное право по рыночным канонам юань укрепить. Но ничего подобного не делали. Они посчитали, что правильная стратегия — иметь юань, слегка ослабленный по отношению к доллару как к основной мировой валюте. Так и сделали. Чтобы у них баланс экспорта/импорта был близок к нулю, им надо укрепить национальную валюту процентов на 30, чего они никогда в жизни не сделают. И никакими рыночными механизмами они здесь не руководствуются. Продолжают держать юань в железной привязке к доллару.
А доллар по отношению к евро болтается. Иногда болтался чуть ли не в 1,5 раза. Но независимо от торговли с Европой Китай держал эту железную привязку к доллару. И пока «отвязываться» не будет, потому что у них в долларах хранится куча резервов, потому что у них в долларах идет огромная торговля.
На практике, исходя из того что ни Россию, ни Китай разгромить не удастся, полномасштабной войны Китая со Штатами пока не будет, юань как национальная валюта пока обеспечен. Так что вполне себе нормальная валюта. Я считаю, что тем, кто приобрел юани, не стоит опасаться, что их нельзя будет поменять на рубли в нашей стране. Торговля с китайцами полностью не прекратится, часть торговых операций идет и будет идти в юанях. Сейчас рубль укрепился, юань упал, но это нынешнее укрепление рубля временное и не имеет долговечного основания. И доллар, и юань все равно дальше вырастут, а рубль придет к более реалистичному равновесному значению.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.