«За эти полгода категорически изменились ожидания относительно ближайшего будущего мировой экономики», — констатирует обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. И эти ожидания выглядят довольно пессимистично. «Не осталась без своей доли сложностей» ни одна из крупных мировых держав, хотя специфика проблем США, Китая и России отличается друг от друга. А вторая часть 2022-го, судя по всему, готова подарить нам продолжение всего этого набора «безумно увлекательных событий».
Да я только начал!
— Капитан Америка
Разумеется, весь этот полугодовой risk-off не обошел стороной высоковолатильный сегмент спекулятивных активов — криптовалюты
«Факт смены настроений является ключевым»
В стране наконец-то стало тепло, что неудивительно — на улице июль, вершина лета. Обычно это то время, когда треволнения первой половины года остаются в прошлом, дела этого периода завершены или же вскоре завершаются, и есть возможность предаться отдыху. Это все весьма нравственно, но, на мой взгляд, перед тактом отдыха (предваряющим очередной большой период деятельности) следует сделать такт рефлексии. Проще говоря, подвести определенные итоги полугодия, тем более что на этот раз они весьма нестандартны.
Для начала надо отметить, что за эти полгода категорически изменились ожидания относительно ближайшего будущего мировой экономики. Если в конце прошлого года были вполне заметны настроения вида «вот сейчас уж точно и окончательно победим ковид и как заживем!», то сейчас мейнстримным стало ожидание серьезной рецессии. Где именно, как именно, насколько серьезно — это все нюансы, но факт смены настроений является ключевым. И, скорее всего, эти ожидания реализуются, поскольку ровно такой случай и относится к самосбывающимся пророчествам: люди ждут плохих времен, перестают активно тратить деньги, начинают их копить на черный день, падение спроса приводит к дезинфляционным эффектам с риском перехода в полноценную дефляцию — в общем, именно эти времена и приходят. Как приходят, так и уходят, но это будет сильно потом.
Если говорить о более локальных итогах, то первым номером следует упомянуть ситуацию в США. Рецессия там (падение ВВП в течение двух последовательных кварталов) считается делом практически решенным, вопрос лишь в сроках этого события — будет ли это вторая половина года или же она все же уйдет в 2023 год. Инфляция в стране тем временем превысила 8% годовых, что соответствует пикам 40-летней давности, и, надо сказать, это весьма напугало нынешнее поколение экономистов и финансистов, поскольку сразу напомнило тогдашнюю стагфляцию и жесткие решения главы ФРС Пола Волкера в виде ключевой ставки под 20%.
Нынешний его сменщик Джером Пауэлл в сравнении с предшественником кроток и безобиден, судя по прошлогоднему заклинанию поднимавшей голову инфляции словами вроде «временная» и «преходящая». Тем не менее и он принимает меры, хоть и очень неспешно: весной была свернута программа выкупа активов, запущенная в ковидные времена, пошел медленный аккуратный рост ставки, было также анонсировано сокращение баланса ФРС, т. е. постепенная продажа обратно в рынок ранее выкупленных на баланс регулятора ценных бумаг. При этом риски рецессии видятся менее опасными, чем эта инфляция, и это можно понять: рецессии случаются регулярно, а 40-летний инфляционный пик — редкость и опасность.
Ситуация на рынках за эти полгода также изменилась в худшую сторону. Индекс широкого рынка S& P500 достиг своих пиков около значения 4 800 аккурат под конец прошлого года — и с тех пор потерял около 20% своей величины, падений такого масштаба не было полвека, с 1970 года. В схожей ситуации промышленный индекс Dow Jones Industrial Average, он с начала года потерял 15%, что является худшим началом года ровно за 60 лет, с 1962 года. Наконец, третий ключевой индекс, высокотехнологичный NASDAQ, обвалился почти на 30% с начала года, что является худшим показателем за всю его историю, насчитывающую 51 год. И это, опять же, не конец: прогнозы уровней рынков на конец года стабильно продолжают пересматриваться вниз, тот же S& P500 уйдет вниз еще минимум на 10% (а то и больше), прежде чем можно будет говорить о какой-либо стабилизации.
Разумеется, весь этот полугодовой risk-off не обошел стороной высоковолатильный сегмент спекулятивных активов — криптовалюты. Bitcoin рухнул в цене более чем втрое, накрылся алгоритмический стейблкойн UST, разорились криптофонды Celsius и Three Arrows Capital, в уязвимом положении также и классический (вроде как обеспеченный неплохими активами) стейблкойн Tether (USDT), главный по капитализации в этом сегменте. Процесс уже получил название «криптозима», и, опять же, это еще не конец: осторожные оценки начала возможного роста этого сектора помещают его на вторую половину 2023 года.
С точки зрения потоков капитала произошло ожидаемое: деньги всего мира ринулись в безопасную гавань, в США. Индекс доллара DXY (интегральный показатель стоимости доллара США к корзине валют) вышел на многолетние пики, евро, будучи много лет дороже доллара, теперь стремится к паритету с ним (т. е. дешевеет), а японская иена потеряла к доллару более 20%. При этом не сказать, что доллар прям вот вообще отличная идея, он худеет в год на 8% — но это тот случай, когда иных вариантов, в общем-то, и нет.
В иных регионах мира тоже серьезные экономические проблемы — расплата за эмиссионные эксперименты и прочие экстренные меры ковидного времени. Инфляция гуляет по Европе, максимум ее достигнут в Эстонии, где она уже под 22%, но потребительская инфляция меркнет перед своим, в некотором смысле опережающим индикатором, инфляцией цен производителей, которая достигла 30%. Впрочем, и тем, и этим далеко до Турции, где инфляция под 70% при ключевой ставке в 14%: президент страны Реджеп Тайип Эрдоган воплощает в жизнь мечты российских патриотических экономистов о низкой ставке, стимулирующей отечественного производителя; смотрим за результатами эксперимента.
«В общем, все задорно весьма, причем в планетарном масштабе»
Полугодие также было отмечено большим количеством шума из-за рисков голода, но этот страх, кажется, все же сходит на нет: с майских пиков стоимость пшеницы снизилась на 30%. С другой стороны, стоимость энергоносителей остается высокой, во Франции сейчас половина АЭС не работает, Европа вновь раскочегаривает угольные электростанции (видимо, невероятно экологичная фотовольтаика вкупе с ветряками не в состоянии обеспечить спрос) и мается от пиковой цены на газ в районе $1500 за тысячу кубов. Рынок этот богатый, и энергии ему требуется много — и буквально на днях было сообщено, что американские поставки СПГ в Европу превзошли в своих объемах российские; последние упали в 2,5 раза за эти полгода.
Не остался без своей доли сложностей и Китай — но, как всегда, со своей спецификой. Более месяца в полном локдауне провел Шанхай, один из крупнейших городов страны, важнейший производственный, торговый и логистический центр. В итоге, соответственно, это не могло не ударить по экономике страны, и, вполне возможно, оно еще аукнется осенью. Дело в том, что осенью китайским элитам предстоит грандиозная внутренняя схватка за будущее — сможет ли председатель КНР товарищ Си Цзиньпин пойти на свой третий срок в виде лидера Китая или же меритократические традиции смены поколений лидеров, заложенные 40 лет назад при Дэн Сяопине, все же одержат верх.
Наконец, Россия. Страна начала год с ожиданий лучшей жизни и патриотического всплеска, обусловленного «ультиматумом НАТО» с предложением «собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года», НАТО же ответило расширением влияния на Швецию и Финляндию, что дало +1200 километров совместной границы. Тем временем РФ начала «специальную военную операцию» против Украины, которая сопровождается «экономической войной» против различных недружественных стран, объявивших санкции, резко переставшие быть «на пользу».
Пошла вверх различная секретность: были закрыты данные ЦДУ ТЭК по добыче и продаже углеводородов, закрылась информация ФТС о ситуации с внешней торговлей, было также засекречено исполнение федерального бюджета. Рубль сначала упал до 120 за доллар, потом укрепился до 51 — причиной чему стало резкое падение импорта и в результате санкций, и в результате отказа работать с РФ многих мировых компаний. При этом весьма неоднозначно ведет себя инфляция: резкий всплеск роста цен сменился стагнацией и даже дефляцией (частично сезонной, капуста подешевела почти вдвое) в некоторых отраслях, но редкость импорта толкает цены на него вверх.
Падение импорта для некоторых отраслей уже обернулось катастрофой, так, по итогам мая производство автомобилей рухнуло в 30 раз, пошла каннибализация авиапарка, из страны массово побежали специалисты IT-сектора. Внятный план действий в связи с возникшей ситуацией, несмотря на наметки его, появившиеся еще в марте, так и не был предложен. «Параллельный импорт», сиречь легализованная контрабанда, как оказалось, требует особых хитростей в оформлении, что входит в жесткий конфликт с реализацией 115-ФЗ — закона о противодействии финансированию терроризма и отмыванию денег. При этом импортозамещение (ныне именуемое «технологический суверенитет») провалилось, как сказал Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ, «импортозамещение остановилось по причине невозможности приобрести иностранные компоненты».
Тем временем в правовую систему страны входит чрезвычайщина — так, теперь Владимир Путин имеет право на блокирование банковских счетов, а в Госдуме первое чтение прошли поправки, дающие право правительству вменять компаниям обязательные к исполнению госзаказы для «контртеррористических и иных операций» за пределами России. Условия и цены контрактов при этом могут меняться прямо во время исполнения, отказаться от них будет нельзя, Трудовой Кодекс также будет проигнорирован (точнее, дополнен): допускается задействование сотрудников по ночам, выходным и праздникам. Наконец, новая версия закона об иностранных агентах позволяет среди прочего объявить таковым любого, кто находится «под иностранным влиянием в иных формах»; очевидно, что под такую широкую формулировку подходят практически все граждане РФ — каждый хоть раз слушал зарубежную музыку, пользовался зарубежным смартфоном, читал новости из-за рубежа или же смотрел заграничное кино. Впрочем, четкие критерии «иных форм», как сообщается, должно будет установить министерство юстиции.
В общем, все задорно весьма, причем в планетарном масштабе. И да — от этого года прошла только лишь половина, нас наверняка ждет продолжение этого набора безумно увлекательных событий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.